Поэтично, глубоко и очень актуально
В доме актера состоялась читка пьесы смоленского журналиста, писателя и драматурга Раисы Гайдаровой «Неизбежное прими с достоинством, или ярость Везувия»
Событие посвящено недавнему личному юбилею автора и выходу в свет ее новой книги.
Раиса Петровна Гайдарова (на снимке с цветами) родилась в Ташкенте. С отличием окончила литературный факультет Ташкентского педагогического института. Немало лет проработала в республиканской газете «Правда Востока», была редактором на телевидении Узбекистана. В 1992 году переехала в Смоленск, где с 1993 по 2007 год работала в газете «Смоленские новости». Как журналист является лауреатом первой премии Всероссийского национального конкурса «Остановим насилие!», обладателем диплома «Золотое перо России», награждена почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации.
Художественная проза Гайдаровой, ее рассказы и эссе, были опубликованы в ежемесячнике «Вдохновение», литературных альманахах «Родник» и «Под часами». Р.П. Гайдарова – автор книг: «Судьба скульптора», «Поет Ирина Нецина», «Художник – человек мира», «Если б не было тебя…» и других.
Пьеса, представили которую на сцене Дома актера артисты и сотрудники Смоленского Камерного театра, является драматургическим вариантом одноименной повести, которая вошла в последнюю по времени книгу Раисы Гайдаровой, названную словами древнеримского философастоика, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки: «Неизбежное прими с достоинством».
Описанные в пьесе события происходят во времена античности, в 79 году нашей эры в предместье Помпеи незадолго до извержения вулкана Везувия.
Место действия – усадьба молодого скульптора Марка Энея Саллюстия. Марк не только молод и хорош собой, но и очень талантлив. Рядом с ним его воспитатель – старый грек Энней, философпровидец и бывший раб, который заменил Марку погибших родителей и любит его как сына. Несмотря на то, что Марк относится к рассуждениям Эннея с изрядной долей иронии, он не скрывает своей глубокой привязанности к старому учителю.
Единственная женщина в пьесе – красавицарабыня Милония, ставшая возлюбленной и музой Марка. Уроженка древней Галлии, Милония во время морского путешествия была похищена пиратами и продана в рабство. Ее выкупил богатый римлянин и расплатился ею с Марком за заказанный ему скульптурный портрет.
Роль Милонии, представила которую актриса Полина Кроль, небольшая. Но именно Милонии принадлежит вторая после названия ключевая, как мне кажется, фраза пьесы: «Не умирай, пока живешь!»
Кульминацией событий является момент извержения вулкана. У главного героя есть возможность спастись. Однако он должен сделать выбор, что ему взять с собой: Венеру, которую он только что изваял из дорогого каррарского мрамора, признанную художественным шедевром, или унести на руках Милонию, которая поранила ногу и сама идти не может. И он выбирает возлюбленную, оставляя мраморный шедевр будущим потомкам.
Роль Марка читал артист Николай Фарносов. На его долю выпало, пожалуй, больше всех комплиментов от собравшихся на творческом вечере, среди которых больше половины составляли участники литературного объединения «Родник». Разумеется, это не случайно, роль Марка самая объемная, читал артист с большим воодушевлением, а после читки сумел сформулировать свое впечатление по поводу произведения и открывшихся ему во время подготовки к читке смыслов. Надо признать, не менее интересно представили своих персонажей артист Павел Пьянков, который читал роль Эннея, и режиссер по свету Иван Боханков, прочитавший роль циничного прожигателя жизни Петрония. Иван, который подростком прошел школустудию Виктора Зимина «Диалог», несмотря на большую занятость в театре по своей основной специальности, не первый раз и с удовольствием участвует в читках.
Артисты и все выступавшие во время обсуждения высоко оценили поэтический язык пьесы и ее поразительную актуальность, несмотря на то, что действие в ней происходит в античную эпоху.
В ответном слове Раиса Петровна Гайдарова поблагодарила артистов и ответила на вопросы собравшихся.
Светлана Романенко
Фото Александра Королева