«Стихи для меня, как кислород»
Смоленщина богата талантами, и один из них – это поэт Андрей Беляев. Он публиковался в районной и областной периодической печати, в коллективных сборниках и альманахах. Андрей – неоднократный победитель городских и областных литературнопоэтических конкурсов, автор сборника стихотворений «Плеск ветра». Сегодня он – гость «СН».
– Андрей, Вы родились в Угранском районе, на родине Исаковского. Поспособствовал ли этот факт тому, что Вы стали поэтом?
– Да. Творческие мероприятия, которые проводились на моей малой родине, оказали на меня существенное влияние. Будучи школьником, я участвовал в конкурсах, посвященных Михаилу Васильевичу Исаковскому. В последующем я принимал участие в литературнопесенном фестивале «Катюша», который ежегодно проходит в селе Всходы, где находится музей М.В. Исаковского.
– С какого возраста Вы начали писать?
– Трудно сказать. Начальной точкой творческого пути я считаю время, когда я учился в шестом классе и занял третье место в районном поэтическом конкурсе, посвященном М.В. Исаковскому. К сожалению, сейчас я уже смутно помню свои первые стихи, к настоящему времени у меня поменялся стиль и взгляд на творчество.
– Вы студент Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
– Да, я учусь на пятом курсе по специальности «Бизнесинформатика» и в этом году закончу обучение.
– Как в Вас сочетаются творческое начало и техническая профессия?
– Моя профессия только со стороны кажется чисто технической. «Бизнесинформатика» включает в себя разработку вебсайтов, проектирование бизнеспроцессов, внедрение современного программного обеспечения, а ко всему этому можно подойти творчески.
– 13 октября Вам исполняется 23 года. Всего 23, а у Вас уже есть выпущенная книга. Как удалось этого достигнуть?
– Мне было пятнадцать лет, когда я приехал в Смоленск. Поступил в Смоленский технологический техникум на специальность «Операционная деятельность в логистике». Тогда же мне посчастливилось попасть за заседание литературного объединения «Среда», которое вела Раиса Александровна Ипатова. И по сей день я являюсь членом этого литературного объединения. Свой первый поэтический опыт я приобрел благодаря Раисе Александровне. К сожалению, я занимался у нее короткий промежуток времени – в том же году она умерла.
Спустя некоторое время после смерти Раисы Александровны Ипатовой моим поэтическим наставником стал поэт, член Союза российских писателей Виктор Васильевич Кудрявцев, проживающий в Рудне. Именно ему я обязан выходом моей первой книги, которая была выпущена на мои личные средства.
– Чему Вы научились у своих наставников?
– Они научили меня ценить слово, показали, как важна цельность стихотворения – чтобы в нем не было ничего лишнего.
– Как проходят занятия в «Среде»?
– Каждое наше занятие в литературном объединении «Среда» начинается с появившейся после смерти Раисы Александровны Ипатовой традиции – мы читаем ее стихи. Передавая друг другу сборник, каждый член литобъединения читает по стихотворению Раисы Александровны. Затем проходит теоретическая часть, руководитель объединения Елена Анатольевна Орлова знакомит нас с различными средствами художественной выразительности, приводит примеры их удачного использования классиками. Вторая часть занятий состоит из обсуждения собственных стихотворений, которые по очереди читает каждый из нас. Потом все члены литобъединения высказывают свое мнение, говорят, что понравилось, а что стоит подправить. А когда все выскажутся, руководитель литобъединения подводит итоги.
– Не обижаетесь, когда критикуют?
– Нет. Я считаю, только благодаря критике можно чемуто научиться. Это позволяет мне не стоять на месте.
– Что Вас вдохновляет на творчество?
– Творчество для меня – это познание мира, его законов, взаимосвязей, а также поиск себя в этом мире. Нередко, прочитав интересное стихотворение классика или посмотрев фильм с глубоким смыслом, хочется писать. Но чаще всего чтото более стоящее получается, когда вдохновляют люди, а вернее, их чувства, эмоции, переживания… Писать хочется, когда я вижу несправедливость, чувствую сострадание к обиженным, слабым, беззащитным. И это относится не только к людям, но и к природе – преданным животным, которых равнодушно выбросили на улицу, беззащитным цветам, которые необдуманно сорвали и выкинули.
Чаще творческие порывы вызываются не радостными, а грустными эмоциями, жалостью в высоком смысле этого слова. Я считаю, что жалость – это не презрение, и не признание когото слабым, а понимание того, что человека, животное или растение нужно беречь, заботиться о них, защищать. Стихотворение может родиться после того, как видишь несправедливо обиженного ребенка, или промокшую под дождем птицу, или сорванные сильным ветром листья.
О чём кричит простуженное эхо
Охрипшим громом с горной вышины?
О том, что никогда не любят смеха
Те, кто с рожденья для друзей смешны.
А может, эхо – мальчик некрасивый,
Сбежавший от насмешек и обид,
Невзрачен, но, как белые наливы,
В себе всю сладость доброты таит.
Следит с тоской за детскою игрою
И хочет погонять с другими мяч.
Когда ребенок заревет, порою
В ответ чуть слышен чейто тихий плач.
Я очень люблю природу во всех ее проявлениях. Мне нравится лес и всё, что с ним связано, начиная от простых прогулок до сбора грибов и ягод. Причем я считаю прекрасным любое время года.
В бурю просятся в окна мониста
Беззащитных, продрогнувших ив.
На листочках прожилки ветвисты,
Ручейками бегут вкось и вкривь.
Сразу вспомнились мамины руки,
Синих вен разветвленная нить.
Знать, деревьям, как людям, без муки
Невозможно на свете прожить.
Я открою окно в непогоду,
И к руке нежно ветка прильнет.
Так, напуганный ревом природы,
Мальчик тычется маме в живот.
– Как долго Вы работаете над своими стихами?
– Это всегда происходит поразному. Иногда стихотворение рождается сразу и остается только немного его доработать. А иногда приходит образ, над воплощением которого приходится долго думать – такие стихи создаются на протяжении длительного времени.
– Вы одержали победу во многих поэтических конкурсах. Какой победой больше всего гордитесь?
– Особенно меня радует то, что я прошел отборочный этап и принял участие в обучающем поэтическом семинаре для литературно одаренной молодежи «Свой голос», который проходил в Брянской области неподалеку от усадьбы Ф.И. Тютчева. Участие в этом семинаре подарило мне новые знакомства, там я подружился с поэтами из других регионов. Кроме того, у меня появилась возможность посмотреть на свое творчество с другой стороны. Семинар проводился при поддержке Союза российских писателей. Были отобраны тридцать молодых авторов от 18 до 35 лет из разных областей центральной России. С нами работали мэтры поэзии, проводили свои мастерклассы, на которых я получил массу впечатлений.
– Какие поэты Вам нравятся?
– Как правило, я читаю нескольких авторов одновременно, и мои предпочтения постоянно меняются. В школьные годы я увлекался стихами поэтов Золотого века: Федора Тютчева, Афанасия Фета и других; в 1718 особенно впечатляли произведения Сергея Есенина. В 19 лет меня начали интересовать стихи Александра Блока, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама и Георгия Иванова. Немного позже открыл для себя стихи Геннадия Русакова.
В Смоленске много хороших современных авторов, стихи которых хочется перечитывать снова и снова. Но я не буду называть когото конкретно, потому что боюсь, если я назову двухтрех авторов, то это будет несправедливо по отношению к остальным.
– Андрей, с какими трудностями Вы сталкиваетесь, как молодой поэт?
– Серьезных трудностей у меня нет. Я пишу не для публикаций, а для души. Стихи для меня, как кисло
род – это моя потребность, без которой я не могу жить.
Беседовала Александрина ХРАПАКОВА
Из книги Андрея Беляева «Плеск ветра»
***
Задумавшись, мы часто смотрим в ночь,
Как будто мрак ответит на вопросы.
Но чуда нет, лишь шелестят березы,
И темнота не в силах нам помочь.
Созвездий цепь – венец далеких звезд
На голове всевидящего Бога.
Лишь он один укажет, где дорога,
Но не для каждого ответ понятен, прост.
Мы спотыкаемся, не распознав пути,
Бог, видя, как страдают в муках дети,
Добро, как атмосферу на планете,
Вдыхает в нас – так хочет всех спасти.
***
Запах рук не забыла земля –
Веет потом крестьянским от плуга,
А когда пашет трактор поля,
В недрах стонет она, как старуха.
Не привыкла земля к тракторам,
К их пропахшим соляркой моторам
И скучает по старым плугам,
По коням, по запевкам веселым.
Ждет земля ласку теплой руки.
Снится ей, когда март гонит зиму:
Запрягают коней мужики,
И копыта щекочут ей спину.
***
Дурман калины. И туман как дым.
И шум листвы, под сапогом примятой.
Осенний день, как миг, неповторим,
На перемены пестрые богатый.
Сейчас горит калина над водой,
А завтра иней ляжет на ресницы,
И, отдурманив поздней красотой,
Гроздь на морозе болью засочится.
***
Когда был сад за домом розовей
И кудри мыл закат в пруду, в тот вечер
На сливе пел угранский соловей,
А я был рад внезапной этой встрече.
Ты с палкой, как пацан, вошла во двор.
Что прятал вид, то выдавали косы,
В твоих глазах мальчишеский задор
Навек запомнил я у той березы.
Играли мы в войнушку, в казаков
И посмотреть по яблоням взбирались,
Как жемчуга набухших облаков
Слететь дождем на землю собирались.
Я не узнаю, может быть, теперь
В красивой девушке пацанку озорную,
Но достаю, как прежде, акварель
И, фантазируя, тебя в саду рисую.