Уникальный «Центрум»

6 июля свой 15­й день рождения отметил, пожалуй, самый известный и уважаемый торговый комплекс – «Центрум».

Впрочем, на самом деле его история гораздо более долгая и славная. 35 лет назад на улице Николаева открылся «Универсам «Центральный» – крупный продовольственный магазин с просторным торговым залом. На тот момент это был единственный в Смоленске магазин самообслуживания. И, наверное, практически все жители города хотя бы раз становились его покупателями.

Вспоминает Галина Николаевна Березина, бессменный руководитель торгового предприятия с 1989 года:

– До начала 90­х годов наш магазин входил в состав первого горпищеторга. Предполагалось, что мы будем обеспечивать жителей города всем ассортиментом продовольственных товаров, но… Многие смоляне еще помнят, как выглядели магазины в то время. У нас было самое лучшее импортное холодильное оборудование, но заполнять его было нечем. Трехлитровые банки с соком из «Рябиновой поляны», плавленые сырки… Сердце болело при взгляде на полупустые витрины. Если удавалось добиться поставки ходового товара – его расхватывали буквально «с колес». И, конечно, когда экономику стали переводить на рыночные рельсы, появилась надежда изменить это положение.

Галина Николаевна при поддержке коллектива смело отправилась в плавание по незнакомым водам – «Универсам» одним из первых в Смоленске прошел акционирование и стал самостоятельным предприятием. Поначалу приходилось нелегко – оборотных средств не хватало, при том что производители требовали 100%­ной предоплаты, да и хороших товаров еще производилось немного. Необходимо было самостоятельно искать поставщиков, причем таких, чтобы не было стыдно за продаваемую продукцию. Плюс массово стали появляться частные магазины, а значит, усилилась конкуренция, и в борьбе за покупателя приходилось искать новые решения.

Нужно было учиться, что называется, на ходу, «вписываться» в рынок. И здесь как нельзя кстати пришлись прочитанные Галиной Николаевной книги, рассказывающие о том, как устроена торговля в зарубежных странах. Хорошей школой стала подработка шоптуризмом: в любой поездке она интересовалась организацией работы торговых предприятий. Очень помогли госпрограммы США и Германии по обучению и поддержке начинающих российских бизнесменов, Московские бизнес­форумы. И, конечно, огромную роль сыграл надежный трудолюбивый коллектив.

Удержаться на плаву помогли и принципы, неизменно ставившиеся Галиной Николаевной во главу работы магазина – строгое соблюдение санитарно­гигиенических норм на всех этапах и неизменные внимательность и вежливость в общении с покупателями. Уже тогда директор Березина определила главный девиз «Универсама» – покупатель должен чувствовать себя королем, который достоин самого лучшего. И смоляне оценили такой подход!

Со временем разрасталась сеть поставщиков, увеличивался ассортимент предлагаемых смолянам товаров. Причем к выбору предприятий, чья продукция будет появляться на полках магазина, Г.Н. Березина всегда относилась крайне тщательно: «Прежде чем заключить договор на поставку, я сама или наши менеджеры стараемся посетить предприятие, познакомиться с условиями производства. Мы должны быть уверены, что производители соблюдают все технологические и санитарно­гигиенические требования. То, что производится с нарушением технологий, в неприспособленных помещениях, никогда не попадет в наш магазин».

Вообще, говоря об этом торговом предприятии, можно часто употреблять слово «впервые». Так, здесь впервые в Смоленске появилась продукция многих крупных зарубежных компаний. Да и некоторых достойных смоленских производителей «открыли» для покупателей именно здесь. Тут впервые заработала собственная мини­пекарня (к слову, немецкие предприниматели из города­побратима Хагена подарили ее Смоленску только при условии установки именно в этом магазине), и за свежей выпечкой сюда приезжали со всех концов города. И, конечно, «Универсам» стал первым полноценным супермаркетом, со временем превратившись в известный каждому жителю и многим гостям Смоленска торговый комплекс «Центрум».

Для этого, безусловно, пришлось немало потрудиться и самой Галине Николаевне, и всему коллективу предприятия, безоговорочно доверявшему своему грамотному руководителю. А Березина уверена: «Стоять на месте – значит двигаться назад». Ценой жесткой экономии и ограничений удалось собрать необходимые средства на развитие магазина и в 2004 году начать его реконструкцию. К слову, обслуживание покупателей при этом не приостанавливалось ни на день.

И вот 6 июля 2006 года обновленный «Универсам – Центрум» предоставил смолянам возможность познакомиться с современной эффективной организацией торгового процесса. Сегодняшних покупателей не удивишь ни просторными торговыми залами, ни удобной выкладкой всевозможных товаров в свободном доступе, ни собственным производством. Но 15 лет назад, наверное, многие ходили сюда как на экскурсию – и при этом, уверена, никто не уходил без покупок. Ведь и тогда, и сейчас ассортимент магазина отличается огромным разнообразием и, без преувеличения, уникальностью. Некоторые виды товаров в Смоленске можно найти только здесь! Конечно, санкционная политика государства сузила сотрудничество с зарубежными производителями, но всё, что возможно, остается доступным для смолян.

И при этом можно быть безоговорочно уверенным в качестве всего, что предлагается покупателю. Залогом этому, во­первых, требовательное отношение к поступающей от поставщиков продукции (кстати, доставляют ее в магазин преимущественно на собственном транспорте с соблюдением необходимого температурного режима), а во­вторых – соответствующие условия хранения на складе и в торговом зале и тщательный контроль за соблюдением сроков годности.

И, конечно, всё это относится также к продукции собственного производства: строгий контроль за качеством сырья, четкое соблюдение технологий и, безусловно, искренняя любовь к своему делу у поваров, пекарей, кондитеров – именно поэтому всё произведенное в супермаркете всегда свежее и очень вкусное. Огромный выбор хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий без разрыхлителей и консервантов, мясных, рыбных, овощных полуфабрикатов и готовых блюд – для современной семьи, экономящей время, это хорошее подспорье.

Привлекает внимание смолян и гостей города и «Галерея», где расположены магазины арендаторов, предлагающих разнообразные промышленные товары и бытовые услуги. К сожалению, пандемия привела к закрытию некоторых из них, но Г.Н. Березина и тут не растерялась – в ближайших планах расширение супермаркета на второй этаж, где будут представлены разнообразные товары для дома – безусловно, только надежных производителей.

Приходилось слышать, что «Центрум» – это магазин для богатых. На самом деле это магазин для тех, кто ценит качество. Ведь понятно, что, например, настоящий сыр, произведенный по классическим технологиям, будет стоить дороже, чем сырный продукт, свежайший торт – дороже, чем изделие с консервантами и сроком годности в три месяца, а элитное французское вино не сравнить с винным напитком из тетрапака… Конечно, каждый делает выбор сам – купить хороший продукт в авторитетном магазине или суррогат в сетевом. Постоянные покупатели «Центрума» – а среди них, кстати, немало пенсионеров – сделали выбор в пользу качества. И не ошиблись – ведь здесь регулярно проводятся акции, когда можно выгодно купить даже элитные товары, есть ежедневные скидки на определенный вид товаров. Да и в целом, известная формула «соотношение цены и качества» неизменно работает в пользу этого супермаркета. А вежливые, грамотные продавцы всегда помогут сделать нужную покупку.

Так что если вы еще ни разу не были в «Центруме», у вас есть прекрасная возможность открыть для себя настоящее разнообразие и качество.

Конечно, поддержание на столь высоком уровне крупного торгового предприятия (так, среднемесячный совокупный налог комплекса составляет около 9 миллионов рублей) требует серьезных усилий и со стороны руководства, и от каждого члена рабочего коллектива. Как отмечает Галина Николаевна Березина: «Если ты не любишь то, что делаешь, не любишь людей, если  не готов упорно трудиться и постоянно совершенствоваться – в торговле тебе делать нечего. Именно поэтому случайные люди у нас не задерживаются. Сейчас в «Центруме» работают 16 сотрудников со стажем более 30 лет, 5 из них здесь с самого открытия магазина, 132 человека имеют стаж свыше 10 лет. Это наш «становой хребет», закаленный сложностями, сплоченный самоотверженной работой. Спасибо им за труд и терпение! Хочу также поблагодарить наших покупателей, остающихся верными нам даже в самые нелегкие времена (например, во время длительного ремонта улицы Николаева) – благодаря вашей поддержке мы работаем, стараемся быть вам полезными и меняемся к лучшему ради вас. Здоровья, благополучия и мира нам всем!»

А мы пожелаем того же и уникальному коллективу, и его руководителю. С юбилеем, «Центрум»!

Подготовила Ольга Колышкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *