В Смоленске представили проект Стратегии социально-экономического развития областного центра до 2030 года
Стратегия подготовлена во исполнение Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», национальных целей и стратегических задач, определенных Указом Президента Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на период до 2030 года.
Разработка Стратегии осуществлялась с привлечением общественности, получены положительные заключения от Финансового университета при Правительстве РФ и Смоленского государственного университета.
Публичные слушания по Стратегии социально-экономического развития города Смоленска на период до 2030 года были назначены постановлением Главы города Андрея Борисова На прошедших слушаниях проект Стратегии озвучила начальник Управления инвестиций Администрации города Смоленска Светлана Титова.
Программа социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу включает четыре приоритета: развитие и модернизация городского хозяйства и инженерной инфраструктуры; увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение инвестиционной привлекательности; создание туристической среды; развитие социальной сферы и создание условий для улучшения качества жизни горожан.
Приоритетными направлениями в сфере образования являются строительство детских садов (к примеру, на 250 мест в поселке Миловидово, 210 мест в мкр Семичевка, на 150 мест в районе Краснинского шоссе), создание детских технопарков на базе образовательных организаций.
В городе имеются спортивные объекты, которые требует либо реконструкции, либо строительства для улучшения качества тренировочных занятий. Например, по проекту реконструкции ФОКа уже сейчас проводятся конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения.
Среди мероприятий Стратегии развития – создание в 2023 году 2 современных модульных библиотек в рамках национального проекта «Культура».
Важным приоритетом социально-экономического развития города Смоленска на долгосрочную перспективу является развитие и модернизация городского хозяйства и инженерной инфраструктуры.
К 2030 году почти в полтора раза будет увеличено количество благоустроенных дворовых территорий (в 2020 году их число составляло 294, к 2030 планируется благоустроить 512 дворов) и мест массового посещения (в 2020 – 32, к 2030 – 52). Предусматривается реализация таких крупных проектов как реконструкция Реадовского парка с привлечением внебюджетных средств посредством заключения концессионного соглашения, разработка концепции благоустройства территории «Солдатское озеро», благоустройство сквера за Октябрем, сквера возле ДК Сортировка и др.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства основным направлением является обеспечение населения города качественными услугами и создание безопасных условий для его проживания. Это невозможно без реконструкции и модернизации существующих сетей коммунальной и дорожной инфраструктур города, реализация проектов предусматривается с использованием привлечения средств федерального, областного и местного бюджетов и внебюджетных средств.
Остро стоит вопрос модернизации теплосетевого комплекса, который характеризуется высоким уровнем износа и низким коэффициентом полезного действия котлов, что приводит к высокому уровню ресурсопотребления, росту затрат на эксплуатацию и ремонт оборудования. Существующие тепловые сети требуют замены.
Не менее важным является вопрос модернизации систем водоснабжения и водоотведения, т.к. износ водопроводных сетей, находящихся на балансе СМУП «Горводоканал», составляет 65,3%, требуют замены 21,4% от общей их протяженности. Износ канализационных сетей составляет 43,7%, требуют замены 14,5 % от общей их протяженности.
Важным элементом является поэтапное проведение транспортной реформы, которая включает в себя и разработку новой муниципальной сети – при участии горожан и привлечения научно-исследовательских учреждений, обновление подвижного состава, модернизацию трамвайной сети, замену остановочных павильонов, организацию платного парковочного пространства (на первом этапе – центр города), выделение обособленных полос общественного транспорта, развитие дорожной инфраструктуры к районам необеспеченные транспортным сообщением.
Будет продолжена работа в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который рассчитан до 2030 года, предполагается привести в нормативное состояние более 98 км участков автомобильных дорог.
На повестке дня стоит задача по упорядочению нестационарных торговых объектов, обеспечения доступности точек торговли для маломобильных групп населения. Реализация приоритетных проектов в данной сфере повысит в том числе и туристическую привлекательность города.
Смоленск является одним из значимых туристских центров, о чем свидетельствует частота запросов в поисковых сетях. Однако сервис туристских услуг несколько отстает от сервиса крупных городов России.
«Проанализировав портрет туриста, мы видим в каком направлении необходимо работать и какие позиции усилить. Необходимо за счет развития туристической повестки – оставить туриста на 3-4 дня, разработать событийную повестку, в т.ч. с детской программой. Важным направлением в работе является включение Смоленска в федеральные целевые программы развития внутреннего туризма в регионах России, в этом направлении мы продолжим совместную работу с туристическим кластером Смоленской области и Департаментом инвестиционного развития», — отмечают в администрации.
Модель развития города разработана в трех горизонтах планирования — краткосрочном (2022 — 2024 гг.), среднесрочном (2025 — 2027 гг.) и долгосрочном (2028 — 2030 гг.), для каждого временного промежутка определены основные контрольные точки.
Финансирование реализации Стратегии будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Смоленской области, бюджета города, а также внебюджетных источников.
Организационные механизмы Стратегии предусматривают проведение ежегодного мониторинга реализации плана ее мероприятий. На сайте Администрации города Смоленска будет размещаться информация о ходе реализации Стратегии.
Поступившие предложения и замечания смолян – участников слушаний – занесены в протокол общественного мероприятия для возможных изменений в текст проекта.
Проект Стратегии социально-экономического развития Смоленска до 2030 года