Влюбленные в кино

В Смоленске есть удивительное место – киноклуб «Траффик», который стал самым настоящим дискуссионным клубом. Здесь можно встретить интересных собеседников, услышать различные точки зрения и включиться в увлекательное обсуждение. Об этом и не только – наша беседа с создательницей киноклуба Ольгой Сергеевой. 

– Ольга, 10 января 2022 года киноклубу «Траффик» исполнится 10 лет. Как за эти годы он менялся?

– «Траффик» возник как киноклуб для взрослых, где знакомятся с артхаусным, фестивальным кино. Но со временем выяснилось, что у людей есть и другие потребности. Например, кино может помочь в изучении иностранных языков. Так у нас возникло и такое направление.

Сейчас количество встреч и обсуждений уменьшено. Встречи вживую происходят один раз в неделю, а онлайн­встречи происходят чаще, особенно когда объявляется локдаун. Сегодня практически любой фильм можно посмотреть дома. 

Может быть, у кого­то сложился стереотип, что киноклуб обращает внимание только на очень сложные фильмы. Но это не так. Всегда есть очень талантливый мейнстрим! (преобладающее направление в какой­либо области – А.Х.). То, что идет в кинотеатрах, не всегда со знаком минус. Нельзя сказать, что мы замыкаемся в себе и обсуждаем только узконаправленное кино. Но у нас есть нацеленность на фильмы, после просмотра которых человек выходит с какими­то эмоциями и мыслями. Потому что есть фильмы, в которых всё настолько ясно и прозрачно, что нет смысла их обсуждать. Они сделаны исключительно для веселого, приятного времяпрепровождения. Неудивительно, что мы их тут же забываем. А в клубе мы обсуждаем кино, которое не всегда бывает комфортным. Фестивальное кино часто боятся из­за того, что оно может задеть какие­то чувства, которые вызовут дискомфорт. Но такой фильм гарантированно останется в памяти. Если понять метафоры фильма, то он принесет человеку намного больше пользы. Тем более сейчас, в век, когда люди перестают вживую общаться друг с другом. Мы пишем друг другу короткие фразы, стараемся не поднимать трубку телефона, потому что личное общение нас тяготит. Получается, с одной стороны, мы уходим в изоляцию, а с другой стороны, мы хотим ее прорвать. Зачастую человек чувствует себя одиноким и непонятым, а через кино можно решить много своих проблем. Несколько лет у нас даже была линия, когда мы приглашали на обсуждения психологов. 

Кстати, сериалы сейчас тоже играют большую роль в жизни «Траффика». Иногда мы проводим специальные мероприятия по ним. Но были случаи, когда отдельные члены киноклуба у нас погружались в сериал полностью! Это было тяжело, потому что они всё­таки рассчитаны на малые экраны. Но фанаты осилили! 

У нас есть люди, которые приходят, чтобы пообщаться со своими любимыми фильмами, например, «Властелином колец». И это несмотря на бесконечные телевизионные показы этого фильма по разным каналам. Таких людей немного, но они есть и будут! 

Интересно, что основные наши посетители в праздники и летом – туристы из Москвы, Санкт­Петербурга и городов­миллионников. Они находят о нас информацию в интернете, и многие из них говорят, что не ожидали найти в сравнительно небольшом городе такое удивительное место хорошего столичного уровня. И это всегда очень приятно! 

– Еще вы проводите занятия для детей.

– Да, у нас есть киношкола для детей младшего и среднего возраста. Здесь они получают информацию о кино, анимации, истории кинематографа. Всё это дополняется яркими визуальными примерами. Изначально школа задумывалась для взрослой аудитории, но у взрослых, как правило, уже сформировались свои привычки и приоритеты в кино, они что­то смотрят, а что­то нет. И перейти эту грань очень сложно. Для взрослых у нас регулярно проходят лекции о кино. Активное сообщество Смоленска невелико. А поскольку в «Траффике» собирается интеллектуальная публика, то у нас прошло уже несколько «волн» посетителей. Некоторые люди ходили к нам регулярно, потом переехали в другой город и присоединились к нашим встречам онлайн. 

– Получается, сейчас для посетителей киноклуба важнее не знакомство с картиной в комфортной обстановке, а его обсуждение?

– Конечно. Если в соцвремена мы могли получить информацию о кино только из афиши или если сами сходили на фильм, то сейчас информация о кино и да и сами фильмы в свободном доступе в онлайн­кинотеатрах. Фестивальное кино иногда долго не появляется в сети. Нужно понимать, что режиссеры хотят, чтобы их фильмы поучаствовали в как можно большем количестве конкурсов. А кино, выложенное в интернет, уже не дает им такого права. Мы договариваемся лично с режиссерами и прокатчиками о показе и обсуждении их фильмов, участвуем в фестивалях кино, короткометражных фильмов, дискуссиях с создателями фильмов и кинокритиками. Они очень рады бывают живому зрительскому общению и их всегда интересует реакция на свой фильм.

Наверное, если люди ходят в кино раз месяц или раз год, они запоминают всё увиденное. 

Я вот часто стала замечать, что если не написала рецензию на классный фильм на стене в соцсети или не сняла видео о нем для нашего канала, то отличный фильм может уйти в тень из­за того, что я смотрю колоссальное количество картин. 

Почему человек, посмотрев фильм, начинает строчить рецензии или писать комментарии в интернете? Потому что ему хочется поделиться своими впечатлениями. Кино и должно вызывать такие чувства! С книгой у нас происходит совершенно другое общение. Мы читаем порционно, продуманно, можем долго «переваривать» прочитанное. А для кино важно место и время. То есть человек садится и примерно за два часа «проживает» чужую жизнь – это опыт, который вы никогда и нигде больше не получите в жизни.

– Каким Вы видите дальнейшее развитие киноклуба?

– Сейчас многие в такой ситуации, что самой главной задачей становится «выживание». Опасно делать что­то новое. Планирование идет только на неделю, а раньше я планировала график киноклуба на 1­2 месяца вперед. Летом мы постоянно проводили кинофестивали в Лопатинском саду. И нам хотелось бы проводить фестивали и на других площадках. Но с пандемией всё это закончилось. 

Клуб вмещает в себя небольшое количество людей. И кроме киномероприятий у нас еще проходят различные детские и взрослые события. Мы проводим мастер­классы, квесты и викторины. У нас можно отлично отметить праздник, поиграть в игры, попеть караоке. 

В современном мире усадить человека на 2 часа за просмотр фильма, чтобы он не отрывался от экрана, уже очень сложно. Сейчас кино перекочевывает в телефон. Наверное, такие режиссеры, как Стивен Спилберг и Кристофер Нолан, не могли представить, что их эпические полотна будут смотреть на маленьком экране шесть дюймов. Еще пару лет назад я была противницей маленького экрана, а сейчас мое мнение изменилось, я понимаю, что это современные реалии. Считаю, надо работать и с малым экраном. Большой уже становится роскошью! Можно же купить гамбургер по дороге на работу, а можно прийти в ресторан и сделать из этого праздник. 

Человек волен выбирать активный или интеллектуальный отдых. У нас же он получает одновременно и удовольствие, и подпитку для мозга. Интеллектуальное кино очень развивает человека!

В этом году мы стали активно развивать свой канал на «YouТube». Он делится на два раздела. Первый – это обзоры кинофестивалей, авторского кино (как отечественного, так и зарубежного) и значимых киноперсоналий. А второй – наши юные блогеры рассказывают о лучших фильмах для детей и подростков. 

Мои ученики в киношколе начинали ходить ко мне на занятия, когда были совсем маленькими, а теперь им уже по 15 лет. Мы с ними снимаем видео для сети. Они у меня уже настоящие киноблогеры и кинокритики! А еще даже пробуем снимать свое кино! Буду рада, если в дальнейшем они станут моими помощниками в киноклубе! В том, что без кино они не смогут и оно обязательно им поможет в жизни, я уже я твердо уверена! Сейчас многие члены нашего киноклуба очень помогают в организации и продвижении. Они подбирают и публикуют информацию в соцсетях, пишут рецензии на фильмы и даже придумывают развлекательный контент. Огромное им спасибо за это! У нас есть правило – мы не пишем о том, чего сами не знаем. В интернете, кстати, часто встречаю тексты, написанные журналистами о тех фильмах, которые они абсолютно точно не смотрели. Бросаются в глаза фактические ошибки в изложении сюжета, отнесение фильма не к тому жанру да и просто формальное отношение к теме.

Людям, которые приходят ко мне и просят посоветовать что­то посмотреть, я компетентно говорю только о том, что смотрела сама. Но здесь нужно учитывать вкусы человека. Потому что некоторые говорят: «Посоветуйте что­нибудь на Ваш вкус». Но ведь мой вкус может быть совершенно не таким, как у других людей.

У нас проходят детские фестивали анимационных фильмов. На них я подбираю редкие мультфильмы, которые не идут в кинотеатрах и которые детям будет интересно обсудить с родителями. Сейчас есть потрясающая анимация из разных стран для разных возрастов!

Документальное кино – это больная тема. Я пробовала проводить фестивали документального кино, но отклик был небольшим. Почему­то у нас в городе эта сфера не развита, несмотря на то, что это сейчас один из главных мировых трендов. Даже если взять художественное кино, то фильм, основанный на реальных событиях, всегда вызывает интерес. А документальное кино – это еще большее погружение в реальную жизнь. Фантастические миры уже так сильно не «пробивают» человека, а реальный мир насыщен настолько волнующими событиями, что это не может не интересовать.

У нас работает летняя киноплощадка для детей, где мы учимся снимать фильмы. Я всегда приглашаю специалистов в сфере кино. Раньше это было очень сложно сделать, потому что в Смоленске хорошо развито телевидение, но здесь не снимают кино. Но сейчас эта проблема решена. На онлайн­встречу можно пригласить любого преподавателя или режиссера из любой части мира. 

Еще мы проводим видеоконференции с киноклубами из других городов. Иногда наши мнения о фильмах очень сильно отличаются, потому что у других клубов могут быть определенные направленности. Для нас кино прежде всего – искусство. А есть философские киноклубы или психологические, где поступки героев обсуждают с точки зрения психологии или других наук. 

Наш киноклуб находится в постоянном развитии. И, честно говоря, мы даже не считали, сколько лет мы уже существуем. Мы не отмечаем День рождения клуба. Радует, что среди посетителей сейчас происходит омоложение, потому что взрослые приводят своих детей. А у молодого поколения я наблюдаю свежий взгляд. Иногда я обсуждаю с ними ретро­фильмы, которые я смотрела в их возрасте и вижу, что у них совсем другое восприятие, потому что они воспитаны на других героях, на другой подаче материала. Молодежь привыкла к экшену, к динамичному развитию сюжета, и медленные и задумчивые фильмы их порой «напрягают». Но надо учиться смотреть вдумчиво, погружаться в язык режиссера, постигать его миры и считывать посыл и смыслы.

– Обсуждение фильмов в онлайн­формате Вы оцениваете со знаком «минус» или это равноценно реальному общению?

– Во время живого общения бывают такие дискуссии, когда все начинают одновременно говорить, делиться эмоциями. А через сети каждый должен высказаться по очереди, чтобы не перебивать друг друга. В онлайн­обсуждении теряется энергетика, там меньше эмоций, человек даже может отлучиться. Это можно сравнить с тем, как люди дома смотрят кино. Фильм можно поставить на паузу, отвлечься на телефонный разговор, сходить на кухню за чаем. Из­за этого прерывается процесс включения в кино. И при обсуждении онлайн происходит то же самое – в своей квартире человек сидит в домашней одежде с котом под мышкой. А для офлайн­встречи люди собираются так же, как в театр, и всегда предвкушают что­то интересное. 

– Вы можете привести примеры фильмов, которые вызвали большой спор при обсуждении?

– Все фильмы Андрея Звягинцева, которые мы смотрели, вызывали жаркие споры. Неожиданная встреча с режиссером прошла в Смоленске в рамках кинофестиваля. Он приехал, чтобы заменить одного заболевшего участника. Но никто оперативно не проинформировал зрителей и «Современник» был полупустой! А ведь это кинематографист международного масштаба! Режиссер предложил провести встречу в формате разговора о кино, а вместо этого ему приходилось отвечать на какие­то дикие бестактные выпады со стороны немногочисленных участников и ведущего. Мне было так стыдно, что я не знала, куда деваться. Много еще нам в «Траффике» предстоит проделать работы, чтобы поднять в городе общий уровень культуры обсуждения. 

Недавно у нас вызвал спор французский фильм «Титан» (режиссер Жюлия Дюкурно), который в этом году получил Гран­при на Каннском кинофестивале. Происходящее на экране настолько шокирующе, что не все досматривают его до конца. А ведь эта картина при всей своей бешеной энергетике и провокационности обладает глубоким смыслом! 

Обычно споры вызывает именно такое авторское кино. Блокбастеры не могут вызвать подобных эмоций. Мы получаем удовольствие от того, что мы понимаем смысл фильма, а каждый еще добавляет свою точку зрения и благодаря этому вырисовывается общая картина. Ведь хорошая картина охватывает сразу много тем. Самые лучшие фильмы Тарковского или Феллини – они ведь обо всех, о каждом в отдельности и обо всём сразу! В этих фильмах каждый видит кусочек своей жизни, и у человека появляется возможность взглянуть на себя со стороны, а это тяжело. Потому что жить таким образом – это одно дело, а отстраниться и посмотреть на это на экране – совсем другое. Кино – очень эмоциональное искусство, и оно требует поделиться этой эмоцией. А когда все смотрят фильмы поодиночке, то не получается поделиться. Кто­то смотрел фильм давно и уже ничего не помнит, кто­то не досмотрел. Поэтому такая радость возникает, когда всей планетой смотрят один и тот же сериал. Незабываемые мероприятия в «Траффике» – обсуждения каждого нового эпизода «Игры престолов». Все были в курсе происходящего и чувствовали себя частью целого. 

Я редко хожу в кинотеатр, но стараюсь поддерживать рублем хорошие фильмы, потому что люди, которые их снимают, должны продолжать работать. Например, фильмы режиссера Найта Шьямалана. Он замечательный! До сих пор старается быть независимым и вкладывает в свои фильмы собственные средства. Не знаю, дойдут ли до него деньги, которые я потратила на билет, но хотелось бы, чтобы хотя бы какая­то часть дошла. Такая же история и с отечественными авторскими фильмами. Я всегда буду их поддерживать!

Но часто, когда вы приходите в кинотеатр на серьезный фильм, обнаруживаете в зале зрителей, которые громко едят попкорн и комментируют фильм вслух, используя ненормативную лексику. У нас же в клубе очень уважительное отношение к кино и к участникам мероприятий. 

Стоит сказать, что несмотря на то, что фестивальное кино не очень популярно у широких масс, всё же за ним будущее. Я имею в виду то, что в экспериментальных музыке, живописи и кино зарождаются тренды, которые в будущем становятся привычными. Какие­то вещи, которые были в артхаусном кино сорок лет назад и шокировали зрителя, сейчас норма для любого зрительского фильма. Именно такое кино двигает кинематограф вперед.

У меня постоянно бывают такие моменты, когда кто­нибудь спрашивает, знаю ли я тот или иной классный фильм. Человек только сейчас до него добрался, а я смотрела и переживала его лет десять назад. И картины, которые мы обсуждали в киноклубе уже шесть лет назад, только сейчас для себя открывает массовый зритель. Получается, что «Траффик» «впереди планеты всей»!

Анонсы наших мероприятий есть во всех социальных сетях. Подписывайтесь на наш канал «Кинотраффик: всё о кино на «YouТube». 

Я приглашаю смолян и гостей города к нам в гости! У нас ламповая атмосфера, приятные собеседники, искренние эмоции и интереснейшие дискуссии о кино! 

– Спасибо за беседу, Ольга! Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА

P.S. Киноклуб «Траффик» находится по адресу ул. Твардовского, 13. Номер телефона для связи: +7 (919) 045­33­09.