Волшебная музыка Марины Крупкиной

В Смоленске есть музыкант, Марина Крупина, которая играет на редком инструменте – десятиструнной гитаре (декакорд). Марина расширяет границы возможного и создает свой собственный исполнительский стиль. Дополнительные струны гитары позволяют открывать новые возможности звучания. Об удивительном музыкальном инструменте и не только наша беседа с Мариной.

– Почему Вы выбрали для себя именно десятиструнную гитару?

– Это произошло примерно шесть лет назад. К этому времени я уже двенадцать лет играла на классической шестиструнной гитаре, у меня был опыт игры на электрогитаре и бас­гитаре. Я уехала учиться в Москву в РГУ им. Косыгина (академия Маймонида), и там мой преподаватель Никита Кошкин показал мне десятиструнную гитару, пытаясь заинтересовать этим инструментом. Впервые поиграв на декакорде, я сразу почувствовала что­то родное. И до сих пор это чувство не покидает меня.

– В чем преимущества и недостатки десятиструнной гитары, в отличие от шестиструнной?

– К недостаткам можно отнести усложнение. Привычные способы игры отчасти теряют свою актуальность, и приходится осваивать новые – например, правая рука на десятиструнной гитаре работает совсем по­другому, нужно попадать по большему количеству струн. Весь мой первый год игры на декакорде я в основном училась попадать в басы, а в левой руке увеличивается растяжка –
к этому тоже нужно приспособиться. Плюс, усложняется фактура. А чем больше фактуры, тем сложнее исполнителю.

Если говорить о преимуществах, то, в первую очередь, при игре на десятиструнной гитаре расширяется диапазон. Когда я начала играть на декакорде, я вернулась к сочинению музыки. Еще я делаю аранжировки классических произведений. Как раз недавно делала для одного немецкого канала аранжировку композиций «Танец рыцарей» Прокофьева и «Турецкий марш» Моцарта. Расширенный диапазон дает больше возможностей сохранить оригинальную фактуру произведений, позволяет делать меньше купюр, которые неизбежны при переложениях произведений на шестиструнной гитаре. Но я не говорю, что шестиструнная гитара какая­то ущербная – это просто разные инструменты. И получилось так, что десятиструнную гитару я полюбила больше.

– Марина, а как Вы стали композитором?

– Это тоже связано с моим преподавателем в академии Никитой Кошкиным, он всемирно известный гитарный композитор. Я осознанно поступала учиться именно в его класс. Не думала, что он будет со мной заниматься композицией, просто хотела находиться рядом, чтобы напитываться энергией и вдохновляться. Потому что я серьезно занялась музыкой в 16 лет, когда поняла, что хочу именно сочинять. Но я чувствовала острую нехватку знаний, поэтому стремилась получить музыкальное образование: вначале музыкальное училище им. М.И. Глинки, колледж Смоленского государственного института искусств, затем РГУ им. Косыгина (академия Маймонида). И на время учебы я сознательно забросила сочинение музыки, потому что понимала, что у меня не до конца получается создавать целостное произведение. То, что я делала, мне казалось недостаточно хорошим. А в академии я решила показать свои наброски, которые сделала в 16 лет. В них преподаватель увидел зерно таланта, и он стал моим наставником. До сих пор, если я что­то пишу, то отдаю ему на суд.

– Не пожалели, что после учебы в Москве вернулись в Смоленск?

– Нет, потому что занятия музыкой, особенно классической, требуют ежедневной практики. Мне нужно 6­8 часов в день для того, чтобы просто заниматься, а в остальное время уже можно продвигать свое творчество, записывать видео. Гитара – капризный инструмент, и если ты пару дней не позанимаешься, то это сразу отразится на мелкой моторике. И прожив в столице пять лет, я поняла, что Москва мне не даст такой возможности. Тем более, перед приезжими всегда встает вопрос съема жилья, для чего порой приходится трудиться на нескольких работах. А вечером сил уже ни на что не остается. И я  поняла, что либо я живу в Москве, либо занимаюсь музыкой. Мне не захотелось затеряться в столице среди десятков тысяч музыкантов, которые пошли играть в ресторан или остались преподавать в музыкальной школе. У меня была другая цель – творить, и Смоленск мне подошел. Здесь мне есть, где жить и есть, кому мне помочь. Тем более, не нужно тратить несколько часов на дорогу, как в Москве.

– Марина, Вы зарабатываете деньги на сайте «Patreon» (веб­сайт, на котором авторы творческих произведений могут распространять свои работы по платной подписке). Как это работает?

– Это стало возможно меньше года назад. Сбылась моя небольшая мечта – я перестала служить. До этого я много занималась репетиторством, подрабатывала в частных школах и в государственной музыкальной школе. Но для меня это было вынужденной мерой, я никогда не видела себя преподавателем, несмотря на то, что ученики очень любили мои уроки. Я мечтала, чтобы мое творчество люди признали настолько, чтобы я могла на этом зарабатывать. И в июне 2020 года я запустила свой проект.

Я веду YouTube­канал, у меня есть и страница в «Instagram». Там набирается  аудитория моих слушателей. А для заработка должно набраться определенное количество людей, которые бы в меня поверили настолько, что были бы готовы ежемесячно пожертвовать какую­то сумму. Кто­то платит 200 рублей в месяц, кто­то – несколько тысяч, кто­то – 700 рублей, кто­то – 70 рублей. Естественно, это добровольно. Просто люди видят, что моя страница появилась на сайте «Patreon», и они хотят поддержать меня. А я со своей стороны создаю закрытый контент, который могут смотреть и слушать только те, кто меня поддерживает. Но это не педагогика и не что­то выходящее за рамки моего творчества. Это могут  быть объяснения того, как родилась пьеса, или бекстейдж (действия, процессы «за кулисами», которые не видит зритель – А.Х.), или я что­то сочинила и тут же для них сыграла, а для всех остальных это выйдет, допустим, через месяц. Это обычно происходит спонтанно, если я придумала, например,  новое упражнение или новый этюд.

Это очень хорошая система. Чем эффективнее ты работаешь, тем большую отдачу получаешь. Всегда видно увеличивается или уменьшается количество  подписчиков на «Patreon» и соответственно увеличивается или уменьшается сумма заработка. То есть здесь нет «потолка», ты можешь зарабатывать 30 долларов в месяц, а можешь – 5 тысяч долларов. Всё зависит от того, насколько тебе удалось повести за собой людей. Конечно, это большой риск. Вдруг ты всем надоешь, и в один день все от тебя отпишутся. Но в то же время это позволяет развиваться творчески. И я рада, что есть такая возможность.

– Ценителями Вашей музыки больше стали зарубежные слушатели?

– Да, больше всего подписчиков из Великобритании и США. Возможно, это потому что в США очень хорошо развито гитарное направление, там проходят масштабные гитарные конкурсы. В то же время в России набирает популярность профессиональная гитара. Все больше людей понимают, что гитара – это не только песни у костра с друзьями, а еще и сольное исполнительство, сочинение музыки. Гитара может быть акустической, классической, электро. Но, тем не менее, у меня только примерно 20% подписчиков из России. Поэтому меня спасло то, что я знаю английский язык.

– Вас не обижает то, что за рубежом Вас хорошо знают, но при этом мало смолян знакомо с Вашим творчеством?

– Нет, конечно. Я не считаю, что люди меня обязаны знать или любить то, что я делаю. Знают меня или не знают – это результат моей работы. А я долго не верила в то, что смогу сыграть концерт в Смоленске, и это будет актуально. Я ошибалась в том, что не верила в смоленскую публику, не думала, что им это может быть интересно, ведь декакорд –
очень узкое направление. Но когда в Смоленске в «Штабе» объявили мой концерт в апреле, зрителей пришло так много, что даже мест не хватило. Поэтому было принято решение организовать концерт на большой площадке – во Дворце культуры профсоюзов. Я  пришла к выводу, что чем больше делаешь для аудитории, тем больше она тебя замечает. А я изначально больше была нацелена на зарубежную аудиторию, поэтому и начала вести YouTube­канал и страницу в «Instagram» на английском языке.

– 24 июня будет Ваш концерт в ДК профсоюзов. Что будет в программе?

– В программе будут и моя авторская музыка, и переложения. Музыка будет как сольной, так и в компьютерных аранжировках. Планирую сыграть и веселую танцевальную музыку – регтайм.  Надеюсь, смоленская публика это оценит.

Приглашаю всех на свой концерт. Даже если  вы никогда не интересовались классической музыкой, десятиструнной гитарой или просто гитарой, вы сможете понять мою музыку. Обычно чтобы слушать классическую музыку, нужно иметь какой­то багаж за спиной, но то, что делаю я, поймет даже неподготовленный слушатель. В то же время это не совсем простая музыка, но люди же могут слушать прогрессив­рок, не будучи подготовленными. Поэтому я думаю, мой концерт может быть интересен даже тем, кто впервые знакомится с сольной игрой на гитаре.

Это будет мое первое большое сольное выступление в Смоленске. Несмотря на то, что большую часть жизни живу здесь, обычно мои концерты проходят в Москве и в Санкт­Петербурге.

– В этом году Вы планируете выход третьего альбома. Как продвигается работа над ним?

– Работа проходит спокойно, я полностью погружаюсь в творчество. Всё это происходит совсем не так, как было при работе над первым и вторым альбомами, потому что у меня уже появилась собственная музыкальная студия. Для записи первого альбома я ездила в Москву. И в течение двух недель я напряженно записывала всё, что планировала. А сейчас я расслабленно сочиняю, у меня есть время что­то переделывать.

Когда я начала работу над альбомом, то ждала, когда из Италии приедет мой новый декакорд, чтобы записать альбом на нем. Он приехал 19 апреля, поэтому в ближайшее время я приступлю уже непосредственно к записи. Мне хотелось, чтобы всё прозвучало на новом инструменте, но пандемия внесла свои коррективы. Мне делал гитару итальянский мастер, и я не могла ее получить целый год из­за закрытых границ.

– Марина, Вы занимаетесь популяризацией десятиструнной гитары. Что можно сделать, чтобы люди лучше узнавали этот инструмент? Продолжили Ваш путь?

– Меня часто называют популяризатором декакорда. Но как ни странно, что­то специальное для того, чтобы люди узнали этот инструмент, я не делаю. Я делаю то, что необходимо для изучения инструмента. Например, придумываю какие­то упражнения для себя, потому что школы игры на декакорде нет. Существует школа XIX века. Гитарист Фердинандо Карулли изобрел декакорд в 1826 году и тогда же написал для него школу. Но кроме этого больше ничего нет, поэтому нельзя назвать эту школу полной. Школа складывается, когда разные музыканты десятилетиями привносят что­то свое. И я создаю материал, с помощью которого можно было бы учиться. И люди, которые начали играть на декакорде или просто нашли что­то полезное в моих видеороликах, уже есть у меня на «Patreon». Некоторые сами пробовали после шестиструнной  гитары играть на декакорде, поняли, что им тяжело, и тогда они нашли меня.  Бывают комментарии, когда люди пишут, что после того, как послушали мою аранжировку, шестиструнная гитара кажется им неполной, словно им все время не хватало басов, которые есть в декакорде. Получается, я занимаюсь тем, что мне нравится, и люди тоже этим «загораются». И всё это происходит само собой. Но есть и те, кто недоумевает: «Неужели шести струн мало?». В таких случаях я отвечаю, что балалаечник сказал бы, что и трех струн достаточно,  и он был бы прав по­своему. Здесь каждому свое.

– Что Вас вдохновляет на творчество?

– Вдохновляет сама музыка. Фильмы, люди и явления вдохновляют больше на какую­то концептуальную идею. Но именно музыка рождается обычно сама собой, причем в самый неожиданный момент. Бывает, я чищу зубы, готовлюсь ко сну, и вдруг возникает мысль, а что было бы, если я писала музыку к какому­то фильму. Я начинаю представлять это, а потом иду записывать.

Известный гитарист Пако де Лусия как­то сказал, что вдохновение – это такая вещь, которая приходит примерно на пятом часу занятий. И я согласна с этим. Иногда во время занятий появляется какая­то мысль, которую я начинаю развивать. Это непредсказуемая вещь.

– Спасибо за беседу, Марина. Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *