В Россию вернулись «челноки». Но без сумок
Они не возят одежду в огромных клетчатых сумках. Они называются байеры и поставляют любую санкционку из-за рубежа
В 90е торговцев ширпотребом стали называть по аналогии с челноком – частью ткацкого станка, которая постоянно перемещается. В 1996 году на «челноков» приходилось 75% закупок товаров за рубежом. Челночный бизнес был рискованным: на «челноков» нападали, грабили и даже убивали. Поэтому когда у людей появились другие возможности заработка, многие из него ушли.
А как устроен новый челночный бизнес?
Закажи в соцсети
Алина Васильева и Владислав Ноздрачев из Воронежа работают в сфере интернет-маркетинга. В начале апреля, когда из России ушли многие популярные бренды, они отправились в запланированный тур в Дубай. Обратно привезли с собой под заказ знакомых два чемодана лекарств, одежды и гаджетов. Они открыли аккаунт в соцсетях с предложением услуг покупки и доставки товаров в России, и заказы посыпались через два дня. Самое главное для бизнеса – иностранные банковские карты для покупок за рубежом у них были. Первым заказом стала женская сумка «Zara».
– У нас целая команда, – рассказывает Алина. – Часть ее находится в Воронеже, часть – в Казахстане и Испании. Там же у нас склады, куда приходят вещи. Люди выбирают на зарубежных сайтах понравившийся товар, мы рассчитываем, сколько всё будет стоить, покупку оплачивают (деньги поступают на счет ИП) через сервис денежных переводов. У нас также есть договор с компаний «СДЭК», которой доставляем, об оплате некоторых категорий товаров при получении.
По словам Алины, в основном клиенты заказывают одежду брендов «Zara», «Massimo Dutti», «H&M», «Farfetch», «Pull&Bear», косметику, украшения и технику. Недавно клиент приобрел через них комплект техники «Bosсh», обошлось в три раза дешевле, чем если бы он покупал в РФ, но у нас и по высокой цене ее не найдешь. Техника на гарантии, и если сломается, ее можно вернуть, но снова придется пересылать.
Васильева уверяет, что покупать вещи через ее сервис выгоднее, чем на российских маркетплейсах, на которых тоже стали появляться санкционные товары, например, «Zara».
– Наша клиентка заказала у нас три вещи «Zara» и «Massimo Dutti» за 13 тысяч рублей – это с нашей комиссией и доставкой, а в российском интернетмагазине только один свитер из ее заказа столько стоит, – говорит байерша.
Турция спасает
У Вадима Троицкого с женой был свой шоурум, и когда начался массовый исход брендов, он создал сайт, подключил эквайринг и начал поставлять импортную одежду из Белоруссии. Цены там не ниже российских, это оказалось невыгодно, и он переключился на Турцию.
– На своем сайте мы дублируем товар с сайтов ушедших брендов с размерной сеткой, – рассказывает Троицкий. – Люди делают на нашем сайте заказ, наши менеджеры проверяют наличие товара на официальных сайтах – в основном в Турции. Если заказ подтверждается, клиент его оплачивает, наш человек в Турции с турецкой банковской картой оплачивает заказ, мы оформляем карго в Москву, после этого следует самовывоз или доставка товара.
Как правило, байеры работают за комиссию, которая составляет в среднем процентов 15 и зависит от разных факторов. Троицкий придумал проще: на его сайте он выставляет цену на товар официальных магазинов брендов в России, она выше, чем в Турции. По его словам, покупателю так проще и понятнее. Эта разница между ценами на российских и турецких сайтах и есть комиссия его магазина. Она всегда разная.
– Мы сейчас живем одним днем, загадывать ничего нельзя, – говорит Троицкий про перспективы своего бизнеса. – С 21 сентября количество заказов сильно упало. Сейчас в основном заказывают детские вещи.
Из Дубая со шмотом в чемодане
У Троицкого всё официально: у него ИП, эквайринг, счет, он платит налоги. Далеко не все байеры работают по такой прозрачной схеме. Если открыть сайт бесплатных объявлений «Avito» и набрать в поисковике «услуги байера», выпадает 227 объявлений. Большинство написаны как под кальку: «Всем привет! Предлагаю услуги байера, выкупаю, заказываю, доставляю товары из Турции (могут быть другие страны: Армения, Грузия, Казахстан, США, Канада, Германия и т.д. – О.К.) по России».
Почти все работают одинаково. Покупатель выбирает товар на зарубежной версии сайта, к примеру, в Польше, присылает в мессенджер байеру ссылку на вещи, указывает размер, делает денежный перевод байеру на российскую банковскую карту, ему присылают фото выкупленного заказа и отправляют вещи службой доставки. В среднем это занимает 3–4 недели.
Когда один сначала перечисляет деньги, а другой только потом должен получить стулья, риск последнего велик. Байерымошенники получают деньги за заказ и просто испаряются из мессенджеров. Отыскать аферистов практически нереально. Вадим Троицкий говорит, что на эту удочку попадаются покупатели, которые ищут товар сильно дешевле рынка, но бесплатный сыр только в мышеловке: байер должен что-то заработать с заказа.
Другая категория байеров – те, кто сам ездит за границу и доставляет товар в чемодане. «Меня зовут Александра. Живу на два города Москва – Дубай. Отлично ориентируюсь в Дубаи. Есть опыт работы байера, раньше привозила своим подругам, родственникам, соседям товары. Предлагаю и вам!» – пишет девушка на «Avito».
Байеры-шопоголики, которые часто ездили за рубеж и захватывали с собой назад вещи для продажи, в том числе люксовых брендов, были и раньше. Полноценным бизнесом это не назовешь, скорее приработок или способ отбить траты на поездку.
– Во-первых, за границей одежда известных марок и люксовых дешевле. Есть акции, скидки, аутлеты. Вовторых, в аэропорту можно вернуть таксфри с покупки, она, конечно же, идет в карман байеру, – объяснила разместившая объявление Саша. – Раньше на этом заработать было проще. Сейчас большая конкуренция, много кто стал предлагать такие услуги.
Кроме реальной возможности быть кинутым, у покупок через байеров за рубежом есть много других нюансов. Это сложность, а часто и невозможность возврата: вернуть одежду можно в течение определенного срока. Когда она идет только три недели в один конец к покупателю, это нереально. У электроники могут быть свои особенности – например ноутбук с латинской клавиатурой, которая требует дополнительных затрат на гравировку кириллицы.
Что будет дальше с байерами и их бизнесом, не знают ни они сами, да и, наверное, никто. Испанский ретейлер «Inditex», в состав которого входят массмаркетовые бренды «Zara», «Bershka», «Pull&Bear», «Oysho», «Massimo Dutti», хотел возобновить работу в России, оставив свои самые народные марки. Если под какимто соусом официальный ретейлер вернется в РФ, байерам придется посторониться.
Ищите байера по…
Как не нарваться на мошенников, прибегая к услугам посредников, мы спросили президента Союза русских байеров Елену Бугранову:
– Я бы назвала таких людей не байерами, а скорее перекупщиками. Никаких гарантий, когда всё общение происходит онлайн, быть не может. Если у человека есть ИП, это, конечно, надежнее. Он по крайней мере работает официально, платит налоги и должен отвечать за поставляемый товар, но бывают случаи, что и юридическое лицо исчезает. Я бы посоветовала смотреть на количество подписчиков, на реальные отзывы, прислушиваться к рекомендациям знакомых. Брать случайный контакт из интернета и пользоваться им я бы не стала.
Ольга Кузнецова