«В мастерской» Юрия Шутова
Художественная галерея Смоленского государственного музеязаповедника успешно продолжает проект «День рождения художника», для которого выбрана полюбившаяся зрителям форма «Выставка одной картины».
Цель проекта – познакомить многочисленных посетителей с творчеством смоленских художников, наших современников, а точнее – с их произведениями, не вошедшими в основную экспозицию галереи. Они хранятся в фондах музеязаповедника, но, безусловно, заслуживают внимания и отдельного разговора. На этот раз на суд зрителей представлена картина члена Союза художников России Юрия Шутова «В мастерской», датированная 1975 годом.
Юрий Алексеевич Шутов родился 10 марта 1945 года в Западной Сибири. Живописью увлекался с раннего детства, что и привело его на художественнографический факультет Смоленского государственного педагогического института, который он окончил в 1971 году. По окончании вуза три года работал ассистентом кафедры рисунка в родном институте, а затем перешел в Смоленские художественнопроизводственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Занимался живописью, графикой, декоративноприкладным искусством. Пробовал себя в монументальной живописи: расписывал интерьеры Смоленского государственного драматического театра и Дома культуры атомной электростанции в Десногорске.
Юрий Шутов принимал самое активное участие в художественных выставках всех уровней, в том числе и в двух республиканских. Они проходили в Москве в Манеже и в Центральном выставочном зале на Крымском мосту. В 1977 году Юрий Алексеевич становится членом Союза художников СССР. В том же году его принимают в члены Международной Ассоциации художников Юнеско.
Юрий Алексеевич – человек с активной жизненной позицией. Неслучайно его неоднократно избирали в правление Смоленской региональной организации Союза художников России и в Художественный совет Худфонда РСФСР. С 2001 года Юрий Шутов живет и работает в Гамбурге, поддерживая тесные творческие связи со Смоленской организацией Союза художников.
Убежденный реалист, приверженец фигуративности в искусстве Юрий Шутов, тем не менее, всегда проявлял интерес к творчеству европейских художников начала XX века, в том числе сюрреалиста Сальвадора Дали с его бесконечными поисками новых, нестандартных средств выразительности в произведениях изобразительного искусства. К сожалению, советские художники, жестко ограниченные рамками соцреализма, в большинстве своем не обладали всей полнотой информации о современном западном искусстве. Но, тем не менее, они искали новые формы, экспериментировали с материалами и техниками живописи. Словом, постигали истину, тем самым добиваясь исключительной точности образнопластического языка. В ту пору Юрий Алексеевич серьезно изучал и творчество представителей русского авангарда, в частности, одного из его лидеров, автора теории аналитического искусства Павла Филонова.
В пейзажах, натюрмортах, портретах Юрия Шутова середины семидесятыхдевяностых годов прошлого века прослеживается стремление художника развивать собственную творческую манеру, принимая во внимание стиль современных европейских мастеров.
Свои живописные композиции художник строит на контрасте. Изысканная тональность в его работах вдруг может резко нарушаться: светлому начинает гармонично противостоять темное. В картинах преобладает ассоциативность, сюжетная основа отсутствует, что ведет к многозначности произведения, возможности его различного толкования. Яркий пример тому – картина «В мастерской», представленная в проекте «День рождения художника». Эта работа – философский разговор художника со зрителем о смысле бытия и гармонии окружающего мира.
Выставка одной картины продлится до 31 марта.
Лариса Русова