«В мастерской» Юрия Шутова

Художественная галерея Смоленского государственного музея­заповедника успешно продолжает проект «День рождения художника», для которого выбрана полюбившаяся зрителям форма «Выставка одной картины».

Цель проекта – познакомить многочисленных посетителей с творчеством смоленских художников, наших современников, а точнее – с их произведениями, не вошедшими в основную экспозицию галереи. Они хранятся в фондах музея­заповедника, но, безусловно, заслуживают внимания и отдельного разговора. На этот раз на суд зрителей представлена картина члена Союза художников России Юрия Шутова «В мастерской», датированная 1975 годом.

Юрий Алексеевич Шутов родился 10 марта 1945 года в Западной Сибири. Живописью увлекался с раннего детства, что и привело его на художественно­графический факультет Смоленского государственного педагогического института, который он окончил в 1971 году. По окончании вуза три года работал ассистентом кафедры рисунка в родном институте, а затем перешел в Смоленские художественно­производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Занимался живописью, графикой, декоративно­прикладным искусством. Пробовал себя в монументальной живописи: расписывал интерьеры Смоленского государственного драматического театра и Дома культуры атомной электростанции в Десногорске.

Юрий Шутов принимал самое активное участие в художественных выставках всех уровней, в том числе и в двух республиканских. Они проходили в Москве в Манеже и в Центральном выставочном зале на Крымском мосту. В 1977 году Юрий Алексеевич становится членом Союза художников СССР. В том же году его принимают в члены Международной Ассоциации художников Юнеско.

Юрий Алексеевич – человек с активной жизненной позицией. Неслучайно его неоднократно избирали в правление Смоленской региональной организации Союза художников России и в Художественный совет Худфонда РСФСР. С 2001 года Юрий Шутов живет и работает в Гамбурге, поддерживая тесные творческие связи со Смоленской организацией Союза художников.

Убежденный реалист, приверженец фигуративности в искусстве Юрий Шутов, тем не менее, всегда проявлял интерес к творчеству европейских художников начала XX века, в том числе сюрреалиста Сальвадора Дали с его бесконечными поисками новых, нестандартных средств выразительности в произведениях изобразительного искусства. К сожалению, советские художники, жестко ограниченные рамками соцреализма, в большинстве своем не обладали всей полнотой информации о современном западном искусстве. Но, тем не менее, они искали новые формы, экспериментировали с материалами и техниками живописи. Словом, постигали истину, тем самым добиваясь исключительной точности образно­пластического языка. В ту пору Юрий Алексеевич серьезно изучал и творчество представителей русского авангарда, в частности, одного из его лидеров, автора теории аналитического искусства Павла Филонова.

В пейзажах, натюрмортах, портретах Юрия Шутова середины семидесятых­девяностых годов прошлого века прослеживается стремление художника развивать собственную творческую манеру, принимая во внимание стиль современных европейских мастеров.

Свои живописные композиции художник строит на контрасте. Изысканная тональность в его работах вдруг может резко нарушаться: светлому начинает гармонично противостоять темное. В картинах преобладает ассоциативность, сюжетная основа отсутствует, что ведет к многозначности произведения, возможности его различного толкования. Яркий пример тому – картина «В мастерской», представленная в проекте «День рождения художника». Эта работа – философский разговор художника со зрителем о смысле бытия и гармонии окружающего мира.

Выставка одной картины продлится до 31 марта.

Лариса Русова