Браво, Владимир Арбузов!

Спешу поздравить всех любителей театра с рождением новой сценической площадки – камерной и очень уютной, – которая появилась в Доме Актера в новом сезоне.

Она предназначена для постановки спектаклей малой формы, и первой, надо сказать, весьма успешной ласточкой стала монодрама в стихах и куклах – так определил жанр спектакля автор инсценировки, режиссер­постановщик и главный исполнитель артист Смоленского областного театра кукол им. Д.Н. Светильникова Владимир Арбузов. В основе спектакля  высокая русская классика – роман в стихах
А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Точнее, фрагменты романа, наиболее близкие автору, ведь, согласитесь, у каждого из нас и свой Пушкин, и свой «Евгений Онегин».

Владимиру Арбузову удалось создать свою сценическую версию романа, в которой минимум действующих лиц и, на самом деле, всего один исполнитель. Артист работает в живом плане, создавая образы Пушкина и главных героев его романа – Онегина и Ленского. Вот он в парике, и перед нами автор – «солнце русской поэзии». Облачился во фрак и цилиндр  – и он уже Онегин, поменял головной убор (цилиндр на котелок) и превратился в Ленского, а в «треуголке» артист предстает в образе степенного Генерала, мужа Татьяны.  Это внешние составляющие персонажей спектакля, но ведь Владимиру Арбузову прекрасно удается и внутреннее перевоплощение. Более того, каждый персонаж у него имеет свою особую речевую характеристику: ироничный автор, холодный и высокомерный Онегин, восторженный и пылкий  Ленский, умудренный жизненным опытом Генерал.

В живом плане артист работает на авансцене, а за ширмой, как и положено в театре кукол, он создает женские образы. Их в спектакле три. Прелестная Татьяна Ларина, Дуня (если честно, в романе я ее не помню) и няня. Татьяну озвучивает актриса Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова Мария Вилюнова, Дуню – Татьяна Арбузова. Няня – вспомогательный персонаж и смысловой нагрузки не несет.  Куклы созданы художником Татьяной Арбузовой, они очаровательны, и, в первую очередь, Татьяна Ларина.
В спектакле ей отведена скромная роль – два монолога, но, благодаря проникновенному чтению пушкинских строк Машей Вилюновой, зрителям понятно внутреннее перевоплощение Онегина из столичного сноба в пылкого влюбленного.

И это все – Владимир Арбузов. Ко всему прочему, он еще и жестокий романс поет под собственный гитарный аккомпанемент, создавая атмосферу русской провинции, патриархальность которой так раздражала Евгения Онегина.

Словом, премьера монодрамы в стихах и куклах «Евгений Онегин» на сцене Дома Актера прошла успешно. Единственное, что меня несколько смутило – это музыкальное оформление. Все­таки пушкинский роман плотно ассоциируется в нашем сознании с музыкой П.И. Чайковского. Думается, что в сценическом варианте русской поэтической классики должна звучать русская классическая музыка. К примеру, «Времена года» того же Петра Ильича Чайковского или симфонические фрагменты из его оперы «Евгений Онегин».

А самостоятельная работа Владимира Арбузова вполне может быть включена в репертуарный план Смоленского театра кукол и потому, что адресована она, в первую очередь, детско­юношеской аудитории, и потому, что классика лучше всего усваивается в игровой форме.

Кстати, на сцене Дома Актера совсем скоро состоится еще одна премьера. 25 сентября артист Смоленского Камерного театра Александр Иванов (литературный псевдоним Хакки Фрум) представит свою режиссерскую работу – мистический триллер «Солнечный пес». Спешите видеть!

Лариса РУСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *