Правильная дорога АК 1308

На протяжении ряда лет менялись руководители муниципального пассажирского предприятия «Автоколонна 1308», успев проработать кто год, а кто несколько месяцев. Виталий Ермаков, который сегодня возглавляет предприятие, пришел сюда пять лет назад. Начинал здесь юристом. Сегодня он уверен в своем правильном выборе: на работу хочется идти каждый день, учиться инновациям в сфере транспорта. Сегодня Виталий Ермаков – гость «СН».

– Виталий Николаевич, 17 мая исполнилось три года, как Вы официально вступили в должность руководителя автоколонны, до этого  исполняли обязанности директора.

Какие изменения произошли на предприятии за это время?

– На самом деле было очень много изменений, поскольку я принимал предприятие в плачевном состоянии: много техники стояло на приколе, приходилось приводить ее в божеский вид, от косметического ремонта до капитального.

Отремонтировали автобусы. Параллельно велась работа по улучшению климата в трудовом коллективе. Цель была не только качественно обслуживать смолян, но и создать нормальную обстановку в коллективе, который с 2015 года сотрясали всевозможные скандалы. Надо было вернуть репутацию автоколонне. Это удалось сделать.

Были уменьшены холостые пробеги автобусов, для этого оптимизировали пассажирскую сеть. Результат – значительная экономия топлива.

Также обновили подвижной состав. Я вел переговоры с «Мосгортрансом», и нам удалось получить в 2019 году 22 автобуса большой вместимости. Это автобусы «Волжанин», ГолАЗ и «Сити­Ритм». Часть из них – полностью низкопольные. Автобусы выпущены в 2007­2008 годах, после косметического ремонта и технической подготовки они успешно работают на пассажирских перевозках. Благодаря московским поставкам в городе появились большие трехосные автобусы, оснащенные комфортными салонами, электронными табло, низким полом. Отзывы по поводу этих автобусов получаем в основном хорошие. В особенности их оценили пожилые люди, которые часто ездят на пригородных дачных маршрутах. В салон автобуса можно входить, не поднимая ноги, то есть действует программа «Комфортная доступная городская среда».

Проект соглашения о дальнейшей безвозмездной передаче движимого имущества подписан Главой города Смоленска и Департаментом имущества Москвы. В этом году мы привезли из столицы еще 25 автобусов «Волжанин», «Богдан» и «ЛИАЗ» с кондиционерами, выпуска 2011­2012 годов.

Своими силами смогли восстановить 4 автобуса: вышли на маршруты два автобуса «Ютонг» (после трехлетнего простоя) и два «Мерседеса». Отмечу, что особенную ценность для пассажиропотока представляет «гармошка» «Мерседес», в городе востребован 12­й маршрут на Пронино, в Красный Бор, на котором активно ездят учащиеся, дачники. Там автобуса большой вместимости типа «ЛиАЗ» не хватает.

Город купил восемь новых автобусов марки «ПАЗ» Вектор средней вместимости, низкопольные. Стоимость каждого – 4,3 миллиона рублей. Таким образом, за три года мы увеличили наш парк более чем на 50 машин. Правда, на данный момент техника изношена на 99 процентов. Поэтому остро стоит вопрос ремонта подвижного состава. Для этого мы улучшили производственную базу, но нерешенные вопросы еще остались. В частности, капитальный ремонт крыши ремонтной мастерской. Цена вопроса – свыше 30 миллионов рублей. Площадь производственного помещения – огромная, частями мы пытались ремонтировать кровлю, но поняли, что это бессмысленно.

Находим понимание у городской администрации, у Андрея Александровича Борисова о необходимости обновления автобусного парка. Рассматриваются возможности приобретения техники в лизинг, привлечение частного инвестора, изменение маршрутной сети. Это глобальные комплексные программы, рассчитанные на 3­4 года.

– Какие задачи Вы как руководитель ставите перед предприятием помимо улучшения обслуживания пассажиров?

– Конечно, оздоровление финансовой обстановки. Постепенно снижается кредиторская задолженность предприятия. В прошлом году по «пандемической» программе мы получили 31,6 миллиона рублей. Эти меры государственной поддержки позволили нам снизить кредиторскую задолженность почти на треть, полностью погасить долги за автомобильное топливо.

Конечно, сами не сидим сложа руки, ищем возможность улучшить финансовое состояние предприятия. Основной наш доход – городские пассажирские перевозки и компенсация выпадающих доходов. Осуществляем пригородные перевозки по договоренности с Департаментом транспорта Смоленской области, получаем из областного бюджета субсидии на перевозки пассажиров. Работаем над увеличением доходной базы путем развития других видов деятельности: заказные перевозки, оказание рекламных услуг, обслуживание транспорта сторонних организаций, образовательная деятельность. В прошлом году удалось получить дополнительный доход свыше 19 миллионов рублей. Конечно, денег не хватает.

Но смоляне от этого не должны страдать. Для улучшения обслуживания пассажиров на посадочных павильонах (остановки автобусов) были установлены специальные QR­коды, которые помогают сориентироваться во времени пассажирам, ожидающим муниципальный общественный транспорт. С помощью кодов ожидающие транспорт узнают точное время прибытия автобусов на остановку, вплоть до секунды.

– Частные перевозки, вероятно, в значительной мере отрицательно влияют на доходную часть муниципального предприятия. Как сегодня складываются взаимоотношения с частными перевозчиками?

– Когда я пришел работать на предприятие, с частниками были проблемы. Но мы сели с ними за стол переговоров, пообщались, по некоторым вопросам договорились. Да, зачастую водители частных перевозчиков ведут себя агрессивно: они подрезают наши автобусы у остановок, собирая к себе пассажиров, ездят вопреки всем дорожным законам, нарушая правила дорожного движения.

Часто выходило так, что у нас автобус мог идти пустым, а у частных перевозчиков – переполненным. Было решено попробовать договориться, ведь деньги зарабатывать нужно всем, а устраивать дорожные разборки с риском для пассажиров – это неправильно. Со мной согласились. Сейчас ситуация более­менее спокойная. Конечно, как говорится, в семье не без урода, водители бывают разные.

Тем не менее, мы научились договариваться. Наши водители и кондукторы отмечают позитивные сдвиги в отношениях с частными перевозчиками. Если раньше они каждый день жаловались мне на беспредел, то сегодня этих жалоб почти нет.

В вопросе взаимоотношений с частными перевозчиками следует идти дальше. Мое мнение – нужно убирать дублирующие маршруты. Пора «разводить» частный и муниципальный транспорт. Это позволило бы нашему предприятию лучше обеспечивать себя, давать больше денег в бюджет, а также прекратить локальные конфликты, избавив улицы города от пробок, а остановки от «паровоза» из общественного транспорта, уменьшить загазованность воздуха. Например, Москва, Санкт­Петербург и многие города ЦФО постепенно уже избавились от маршрутного частного транспорта.

– Сколько маршрутов обслуживает АК? Какова численность работающих и потребность в кадрах?

– Муниципальное предприятие обслуживает 34 городских и пригородных (дачных) маршрута. В коллективе трудятся 400 человек: водители, кондукторы, ремонтники. У нас круглосуточно в режиме онлайн работает централизованная диспетчерская. Пассажиры могут связаться со справочными службами по телефону и в интернете (есть сайт и группа «ВКонтакте»). Каждый смолянин может позвонить и высказать свои предложения, пожелания, задать вопросы. Смоляне активно этим пользуются. Больше всего поступает вопросов и предложений по поводу расписания автобусов. Конечно, всем не угодишь. Некоторые линии и вовсе на сегодняшний день перенасыщены. Но интервал между рейсами 5, 7 или 10 минут – это абсолютно нормально.

Вакансии на предприятии есть. Мы всегда рады принять на работу хороших водителей, специалистов, кондукторов. Необходимы еще и работники ремонтной зоны. Список вакансий предприятия постоянно обновляется на сайте. Также мы участвуем в ярмарках вакансий, планируем и обучение водителей. В группу можно записаться в отделе кадров нашего предприятия. На базе автошколы организовано обучение водителей.

Что касается оплаты труда сотрудников «Автоколонны 1308», то задержек зарплат у нас не бывает, а деньги для нашего региона достойные и в дальнейшем планируется индексация. Водитель может заработать в месяц до 60 тысяч рублей, кондуктор – до 35. Учитываются не только часы работы, но и выручка «экипажа».

Я недавно был в одном из автопарков Москвы, по сути, там зарплата водителя ненамного выше. Разница примерно в 15–20 процентов. При этом, если учесть, сколько стоит аренда жилья в Москве, смысла ехать туда для работы водителем нет. Особенно если сравнить, какой автомобильный трафик ежедневно проходит по Москве и какой трафик в Смоленске. Удобнее и спокойнее работать именно здесь. Тем более что у нас есть соцпакет, работающих доставляем на предприятие собственным транспортом.

– Бывают и конфликты с пассажирами. В апреле этого года в Смоленске якобы высадили школьницу из муниципального автобуса. Ей нечем было оплатить проезд. Гневный пост разместила мать девочки в соцсетях, требуя, чтобы в отношении кондуктора были применены меры дисциплинарного воздействия. По словам женщины, ее 13­летняя дочь села в автобус № 24 на остановке «ТЮЗ», но поняла, что потеряла проездной билет. В снег и ветер школьнице пришлось добираться до дома пешком. Как Вы прокомментируете такую ситуацию?

– И мы разбирались с этой информацией, и прокуратура. В действительности всё выглядело иначе. Кондуктору не был предъявлен проездной билет, у девочки не оказалось и денег на проезд. Кондуктор сделала ей замечание: «В таком случае люди ходят пешком, а не становятся пассажирами».  И ушла на свое место. Девочка проехала две остановки, вышла там, где ей было нужно. Потом на конечную остановку автобуса прибежала ее мать с криками, устроила скандал. Водитель и кондуктор написали объяснения, им поверили – никто девочку не высаживал, скандал раздули некоторые СМИ, которые пользуются недостоверной информацией.

Новый закон о детях в транспорте я считаю правильным, но не до конца проработанным.  Ребенку необходимо иметь справку из школы и деньги на проезд. Об этом должны побеспокоиться родители. Так же как и убедить своего ребенка в необходимости оплачивать проезд. Мы же, со своей стороны, никого не оставляем в опасности.

– Виталий Николаевич, на Ваш взгляд, в каких российских регионах действует самая эффективная модель муниципального автобусного транспорта? Можно ли ее (и когда) внедрить в Смоленске?

– Конечно, на первом месте Москва. Нам ее по финансированию, обновлению подвижного состава не догнать. Далее следует Санкт­Петербург. Кое­что мы у него взяли на вооружение: это работа муниципального транспорта в режиме онлайн, внедрение QR­кодов на всех остановочных павильонах.

Стараемся изучать и перенимать передовой опыт. Сейчас меня пригласили в Тверь, где на базе муниципального предприятия создано государственно­частное партнерство. Пришел инвестор, полностью обновил подвижной состав. В городе поменялась маршрутная сеть с учетом потребностей пассажиров: где­то открываются новые предприятия, торговые центры, меняются точки притяжения пассажиров. Такой вариант развития общественного транспорта также рассматривается у нас в Смоленске. Но это – дальняя перспектива.

На сегодняшний день наше предприятие, считаю, развивается планомерно и позитивно. Я, поездив по другим автобусным паркам России, убедился, что в Смоленске дела обстоят неплохо, а в чем­то мы и превосходим коллег. Когда к нам с визитом приезжала делегация из образцово­показательного автобусного парка Санкт­Петербурга, то гости отметили, что МУП «Автоколонна 1308» развивается в правильном направлении и находится на хорошем уровне. Будем стараться держать курс на дальнейшее активное развитие.

– Успехов Вам, Виталий Николаевич, и спасибо за интервью!

Беседовала Татьяна Шатыркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *