Россиян обложат штрафами и уголовкой

Хотелось бы, чтобы 2021 год был позитивным, но едва ли так получится. Власти наши готовятся к выборам в Госдуму как к войне с иноземным неприятелем, и в последние недели 2020­го напринимали много законов, которые превращают любую мирную общественную активность, любое пожелание или требование к государству в квест «Как не сесть и не стать иностранным агентом». Мы сделали обзор таких законов, вступающих в силу в этом году.

То ли Белоруссия напугала, то ли Хабаровск, то ли еще что­то, нам неведомое, но факт остается фактом: очевидно желание иметь под рукой как можно больше возможностей штрафовать, сажать, ограничивать в правах и блокировать.

Причем при несчастливом стечении обстоятельств попасть под каток могут не только те, кто сознательно занимается «политикой». Но и те, кто с дури что­то «не то» репостнул в интернете, кто собирал подписи против стройки во дворе или вышел на улицу стихийно, но мирно выразить свое мнение.

Как всегда, мы предупреждаем: таковы новые правила, которые вступили в жизнь сразу после новогодних каникул, и их надо иметь в виду, тем более что незнание законов от обязанности их исполнять и от ответственности за неисполнение никого не освобождает.

Правило первое: сидите дома

Проведение согласованных уличных акций еще больше усложнится, а вышедшие на улицу должны быть готовы к тому, что их за что­нибудь да накажут. Все законы на эту тему попали в Госдуму за подписью депутата Дмитрия Вяткина («ЕР»), но его роль здесь примерно такая же, как у того, кто поджигает фитиль заложенного в пушку снаряда: команду «пли!» отдавали другие.

По факту в последние месяцы полиция и так задерживала, а суды наказывали участников «пикетных очередей», когда с одним и тем же плакатом поочередно и молча стоит несколько десятков, а то и сотен человек. Теперь же закон «О собраниях, митингах…» официально позволит судьям признавать «пикетные очереди» массовой акцией, требующей согласования.

Уличной акцией, требующей согласования, становится и любое «массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах», если по ходу дела эти граждане выражают или вырабатывают мнение по какому­то вопросу.

Собрались во дворе или сквере, обсуждаете волнующую жителей дома, района или города проблему, но за 10 дней до того не уведомили власти и не получили их согласие – всё, ваша сходка не санкционирована со всеми вытекающими отсюда последствиями, самым легким из которых станет штраф.

Список требований к организаторам акций удлиняется, и перечень оснований для отмены властями в последний момент даже согласованной вроде бы акции – тоже. Но настоящей головной болью для партий или активистов, которые захотят собрать в одном месте более 500 человек, станет невиданное прежде требование вместе с уведомлением о намерении митинг или шествие провести предоставлять властям еще и реквизиты банковского счета, открытого в российском банке, через который должны идти все потраченные на проведение акции средства.

Получать деньги от иностранных государств или организаций, международных организаций и общественных движений, иностранцев, российских НКО – иностранных агентов, россиян моложе 16 лет и российских компаний, созданных меньше года назад, нельзя. Все, кто перечисляет деньги на транспаранты, транспорт, мегафон и трибуну, обязаны будут указать свои паспортные данные и информацию о гражданстве, а организации – ИНН и прочие реквизиты. После акции оставшиеся на счету средства придется вернуть жертвователям пропорционально их вкладу, и еще сдать бухгалтерский отчет местным властям…

Нарушивших порядок перечисления, сбора, возврата и расходования денег привлекут к ответственности. Законопроект прошел первое чтение.

Много ли найдется желающих легально организовать какую­нибудь протестную акцию и поддержать ее финансово при таких условиях? Предположения о том, что какие­нибудь вопросы могут возникнуть к организаторам акций в поддержку властей, заранее отметаем как фантастические.

Правило второе: больше двух на улице не собираться

Одновременно вступит в силу закон, который радикально ужесточает статью 267 УК – ту, что раньше была про «приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» и обещала крупные штрафы или до 4 лет колонии за блокирование транспортных коммуникаций, если это «по неосторожности» нанесло тяжкий вред чьему­либо здоровью или причинило ущерб имуществу на сумму больше миллиона рублей.

Теперь до года лишения свободы будет грозить за блокирование транспортных коммуникаций и «воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов», даже если никакого ущерба при этом никому причинено не было! Достаточно «угрозы» причинения легкого вреда здоровью или «угрозы» повреждения имущества.

Блокирование – это когда по дороге проехать больше нельзя. Воспрепятствование – это когда машины могут ехать, но медленнее, или не по всей ширине дороги, а пешеходам приходится огибать стоящих на тротуаре…

А что такое «угроза»? Встала группа пикетчиков, скажем, на тротуаре, и они тормозят движение пешеходов, в акции не участвующих? Могут гипотетически в такой обстановке кого­то толкнуть,  тот, кого толкнули – упасть и заполучить легкий вред здоровью? А газон, засаженный травой, граждане гипотетически могут затоптать на миллион? Есть угроза всего этого, когда на тротуаре тесно?

Если блокирование и «воспрепятствование» закончилось причинением вреда здоровью средней тяжести – возможный срок лишения свободы увеличивается до 3 лет. За тяжкий вред здоровью наказание останется прежним.

Еще раз обращаем внимание: причинение по неосторожности легкого и среднего вреда здоровью при блокировке дорог раньше вообще уголовно не наказывали. Как и «угрозу» причинения такого вреда. Как и «воспрепятствование движению пешеходов».

Г­н Вяткин утверждал, что никакого отношения к массовым уличным акциям новая суровая редакция статьи 267 УК не имеет: про митинги административная ответственность, мол, прописана в специальной статье 20.2 КоАП. И если просто блокирование транспортных коммуникаций случилось, но без последствий – есть статья 20.18 КоАП, и вообще уголовное преступление – это если произошло умышленное блокирование и воспрепятствование движению.

Но если почитать упомянутые статьи КоАП, вопросов возникает еще больше.

Статья 20.18 обещает гражданам 50–100 тысяч рублей штрафа или обязательные работы за «организацию блокирования» или «активное участие» в нем. То есть за блокирование умышленное.

А статья 20.2, которую наизусть знают все уличные активисты и которую в этой части не переписывали, за «создание помех» движению транспорта или граждан без всякого ущерба и вреда здоровью обещает гражданам штрафы от 30 до 50 тысяч или даже арест до 15 суток.

Если помехи причинили «вред здоровью» или ущерб имуществу, но на уголовку не тянут, штраф вырастает от 100 до 600 тысяч рублей, а срок ареста – до 20 суток. Но теперь одна лишь «угроза» причинения самого легкого вреда здоровью или ущерба имуществу грозит уголовным делом и годом колонии!  Где логика?

Вывод напрашивается такой: накажут так и того, как и кого захотят.

Тем более что сразу после Нового года в силу вступила и новая, гораздо более суровая редакция статьи 213 УК («Хулиганство»).

Раньше мелкое хулиганство без применения оружия или предметов, которые оружием при определенных обстоятельствах стать могут, наказывалось в административном порядке. Но теперь уголовным преступлением станет и хулиганство («грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу»), совершенное «с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения», и наказывать за это будут так, как раньше наказывали за применение оружия: до пяти лет лишения свободы.

Опять эта самая «угроза»! Если она была в отношении сотрудника правоохранительных органов, то возможный срок лишения свободы вырастает до максимум 7 лет. Причем уголовным преступлением будет считаться и хулиганство, совершенное группой лиц без предварительного сговора.

За угрозу убийством, кстати, Уголовный кодекс по­прежнему обещает максимум до 2 лет лишения свободы. А за угрозу применения насилия в отношении силовика статья 318 УК, по которой после уличных акций в Москве в 2019 году осуждались бросившие пластиковый стаканчик в полицейского или тронувшие его за рукав, грозит максимум пятью годами лишения свободы…

«Скажите, этот закон связан с законами о митингах? Придет с флагом кто­то, а его обвинят, что он создает угрозу применения насилия», – спрашивал на заседании Госдумы Николай Осадчий (КПРФ). Г­н Вяткин заверил, что хулиганство «напрямую не связано с проведением публичных мероприятий, но это посягательство на общественный порядок в общественных местах, это действительно так».

То есть напрямую не связано, а на кривую – очень даже может быть связано. Достаточно при определенных обстоятельствах, во время разгона несанкционированной акции, счесть ее участников хулиганами – нарушителями общественного порядка.

Правило третье: «фильтруй базар», и в интернете тоже

Начнем с так называемого «закона о хамстве чиновников».

На самом деле этот приятный уху рядового россиянина ярлык – лишь дымовая завеса, скрывающая суть: закон о внесении изменений в статью КоАП «Оскорбление» касается не только и не столько чиновников.

Да, в нем есть пункт, который обещает должностным лицам разных уровней, за оскорбление управляемого ими люда «в связи с исполнением должностных полномочий» штраф от 50 до 100 тысяч рублей и возможную дисквалификацию на год. (Повторная несдержанность в словах и действиях увеличит штраф до 100–150 тысяч, а срок дисквалификации до 2 лет.)

Но главное – то, что оскорблением вообще впредь будет считаться не только «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», но и унижение чести и достоинства гражданина, выраженное в «иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности», пусть и приличной форме. И обойдется это обычному гражданину в 3–5 тысяч рублей вместо нынешних 1–3 тысяч.

Что такое «противоречащая общепринятым нормам» форма? Суд решит. Можно, конечно, предположить, что речь идет о ругани, хамстве и обидных прозвищах, но пока всё это будет лишь предположением.

Более тяжелым правонарушением станет оскорбление, совершенное публично в интернете (штраф 5–10 тысяч рублей), и невиданное прежде «оскорбление нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных».

«Публичны» в интернете чаты, где число участников больше двух, блоги и все новостные или информресурсы, даже если они не СМИ. Напишете, что «в администрации города Н. работают одни козлы» – вот вам и оскорбление нескольких лиц, индивидуально неопределенных. Форма вроде приличная, но… Кстати, владельцу ресурса или СМИ, где оскорбление прозвучало или было напечатано, придется выложить от 50 до 100 тысяч рублей – за непринятие мер по пресечению оскорбления.

Возбудить административное дело об оскорблении может и прокурор – если, к примеру, к нему обратится одно или несколько не определенных индивидуально лиц. Или если к нему «поступит информация» об имевшем место оскорблении…

Но административные штрафы, пусть и сильно выросшие, кажутся сущей безделицей на фоне вдруг в одночасье посуровевшей той статьи Уголовного кодекса, что про клевету. Раньше она вообще лишения свободы не предполагала. Теперь же за распространение «заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», наказание остается прежним: 500 тысяч штраф или обязательные работы, но вот за публичную клевету в СМИ или в интернете, а также за клевету «в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных», то есть не названных пофамильно, можно будет и присесть на срок до 2 лет.

Если кто еще не понял, репост в интернете, даже если он не сопровождается собственным комментарием, «распространением» тоже считается.

Самый крупный срок по этой статье, до 5 лет лишения свободы, можно будет получить за клевету, связанную с обвинением в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления или преступления сексуального характера. Если удастся отделаться штрафом до 3 млн рублей – считайте, вам повезло.

Марина Озерова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *