Сердца, распахнутые в детство

Признаюсь, для заголовка я перефразировала девиз детского сада № 67 «Виктория», расположенного в Смоленске на улице Соколовского. «Дом, в котором все окна распахнуты в детство» – именно так говорят о себе сотрудники этого дошкольного учреждения и имеют на это полное право. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Первое впечатление после входа на территорию детского сада, звуковое и зрительное – звонкие голоса детей на красиво оформленных участках. Потом замечаешь, что, вопреки существующему у некоторых мнению, дети играют не под присмотром воспитателей, а вместе с ними. А присмотревшись, убеждаешься, что взрослые делают это не просто по рабочей обязанности, а с искренним интересом. Говорят, что в каждом из нас до старости живет ребенок, так вот воспитатели «Виктории» позволяют ему проявиться – не забывая, конечно, о педагогической составляющей любой деятельности. А она у детей и взрослых здесь очень разнообразная.

Но обо всем по порядку. С работой детского сада меня познакомили его руководитель Анна Михайловна Гордина и старший воспитатель Елена Алексеевна Бодрая.

Дошкольное учреждение располагается в типовом здании, некогда это был ведомственный детсад от «Смолэнерго», а впоследствии он, как и многие другие сады, был передан в ведение городского управления образования. Возраст здания достаточно солидный, но благодаря энергичной заботе руководства учреждения содержится оно в прекрасном состоянии. И, как отметила Анна Михайловна, не в последнюю очередь это заслуга технического персонала детсада. Учитывая, что речь идет о комфорте и безопасности детей, небрежность и непрофессионализм недопустимы как для педагогов, так и для технических работников. Поэтому «случайные» люди здесь не задерживаются, и коллектив является, без преувеличения, командой единомышленников, где нет чужих дел, а есть главная задача – чтобы воспитанники были здоровы и счастливы.

На сегодняшний день в «Виктории» – 261 ребенок в 11 группах, среди которых одна – раннего возраста, так называемая ясельная (дети от 1,5 до 3 лет). В остальных группах – дети в возрасте от 3 до 8 лет. Все группы уютные – в одном помещении с детьми проводят занятия и кормят их, а «тихий час» проходит в отдельной спальне. Оборудованы музыкальный и спортивный залы, комната творчества и «зимний сад». За каждой группой на территории закреплен игровой участок, где дети проводят значительную часть времени, особенно летом. Питание в детском саду пятиразовое, и повара стараются сделать его вкусным – как дома. Кстати, дети на занятиях в рамках реализации педагогического проекта «Азбука здоровья» учатся, в том числе, и основам здорового питания. К сожалению, с медицинской частью в детсадах сейчас обстоит не слишком хорошо – медработники входят не в их штат, а в штат детских поликлиник. Так, в «Викторию» врач приходит всего два раза в неделю. Пожалуй, доступность первичной медицинской помощи в дошкольных учреждениях – это действительно «больной вопрос», на который необходимо обратить внимание чиновникам от образования.

Непосредственно с детьми работает 21 педагог­воспитатель, им помогают младшие воспитатели – раньше такие сотрудники назывались нянями, но сейчас их деятельность вышла за рамки «вытереть носы и помыть полы», многие из них обладают творческой жилкой и стали настоящими соратниками воспитателей. Также есть узкие специалисты: два учителя­логопеда, ведущие коррекционную работу по развитию речи, педагог­психолог, инструктор по физической культуре и два музыкальных руководителя, которые проводят занятия с детьми и организуют различные мероприятия.

А.М. Гордина с обоснованной гордостью рассказала, что большинство сотрудников имеют достаточно большой стаж дошкольной педагогической деятельности и заслуженно получили первую и высшую квалификационные категории. Приходят на работу в «Викторию» и молодые педагоги, которые при поддержке опытных воспитателей становятся настоящими профессионалами, а их задор, в свою очередь, вдохновляет коллектив на новые творческие достижения.

Ведь детский сад – это отнюдь не «передержка» детей на время работы родителей, а действительно воспитательно­образовательное учреждение. Как пояснила Елена Алексеевна, в любом детском саду есть примерная основная образовательная программа, и в основе всей деятельности «Виктории» лежит комплексная программа «Радуга», направленная на личностно­ориентированный подход к каждому ребенку. Эта программа интересна, в частности, своими традициями – ежедневными, еженедельными и т.п. «Вот, например, есть у нас такая ежедневная традиция – утро доброй встречи, – рассказывает Е.А. Бодрая, – когда педагог вместе с воспитанниками намечают планы на день, обязательно учитывая пожелания детей. А вечером также совместно подводят итог дня. Это не только создает позитивный настрой в группе, но и воспитывает у детей умение действовать в команде, планировать свои дела и отвечать за их результат. Кроме того, в детском саду творческой группой была разработана рабочая программа воспитания – календарный план воспитательной работы по 7 направлениям воспитания. Сейчас мы приводим основную образовательную программу детсада в соответствие Федеральной образовательной программе дошкольного образования. С сентября нынешнего года все воспитатели будут работать именно по этой программе. Ее целью является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно­нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально­культурных традиций. Причем особое внимание будет уделено патриотическому воспитанию».

В целом же, вся деятельность детсада направлена на планомерное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.  Ребенок в дошкольном детстве должен максимально развиваться, он должен общаться со сверстниками, играть. Все занятия проходят в игровой форме, в том числе с использованием наглядного материала, изготовленного самими талантливыми и творческими воспитателями.

«Мы не стремимся сверхускоренно развивать детей, чем грешат частные центры подготовки к школе, – поясняет Елена Алексеевна. – Тем не менее наши воспитанники к выпуску уже более­менее свободно читают и получают основы математических знаний. Но главное, на наш взгляд, – это социально­коммуникативное развитие ребенка, чтобы он умел общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, умел справляться с трудностями и понимал, что не всё может даваться легко, но нужно быть целеустремленным и не стесняться обращаться за помощью. Умение жить в коллективе – это, пожалуй, самый важный навык, который мы даем нашим детям».

И, конечно, творческие способности и увлеченность воспитателей становятся основой для всестороннего развития детей. В «Виктории» ребята принимают участие в разнообразных интересных занятиях в рамках основной и дополнительной образовательной деятельности. На бесплатной основе проходят дополнительные занятия в фольклорной студии «Родничок», студии театральной деятельности «Золотой ключик» и в кружке по тестопластике «Чудеса в решете». Предоставляется и широкий спектр платных образовательных услуг, в том числе это крайне востребованные занятия в хореографическом кружке «Мамины детки», в кружке по нетрадиционным техникам рисования, вокальном кружке и т.д.  Воспитанники сада становятся участниками и призерами различных городских, областных и международных конкурсов и мероприятий. Вот недавно творческий коллектив «викторят» принимал участие в конкурсе «Мы помним, мы гордимся» с трогательной музыкально­литературной композицией и занял первое место.

«Конечно, вся эта деятельность была бы затруднительна без активного участия родителей, но они в большинстве своем рады, что дети чем­то увлечены, и охотно помогают как организационно, так и в практическом плане, – подчеркивают мои собеседницы. – Занятия в кружках и подготовка к выступлениям невероятно сплачивают как сам коллектив, так и родителей – совместно готовим костюмы, аксессуары, решаем вопрос с транспортом. Впрочем, и в обычной деятельности мы настроены на тесное взаимодействие с родителями, ведь гармоничное развитие детей возможно только в связке «ребенок­педагог­родитель». А здоровье и благополучие ребенка, его социализация в жизни – это наша общая цель!»

Напоследок я задала вопрос, который волнует многих родителей – как воспитатели помогают детям, впервые идущим в детский садик, освоиться в новой остановке? Е.А. Бодрая улыбается: «Да, это не самая простая задача, но мы справляемся. Начинается всё, конечно, с родителей – проводим с ними организационные встречи, рассказываем о нашей деятельности, знакомим с нормативной базой, режимом дня, сеткой занятий, а также разъясняем психологические особенности детей. Потом для ребенка начинается период адаптации – первая встреча с воспитателем и будущими друзьями проходит на прогулке, в присутствии мамы, затем он приходит в группу на неполный день. Главная задача для педагога на этом этапе – найти общий язык с ребенком, показать, что его здесь любят и ждут. Следующие психологические барьеры – еда и сон – также преодолеваются постепенно. Безусловно, изредка бывают сложные случаи, когда малышу трудно «оторваться» от мамы, и тогда мы подключаем к процессу педагога­психолога. Но в основном современные дети, как показывает практика, достаточно легко адаптируются к детскому саду».

А я подумала, что в этом играют роль не столько характер нынешних малышей, сколько педагогический талант и искренняя любовь к детям всех сотрудников детского сада. Ведь в этой профессии особенно значимыми становятся именно личные качества педагога – можно прекрасно знать теорию дошкольного воспитания, но если не любить детей, не обладать творческими и организационными способностями, успешной твоя работа не будет. У воспитателей «Виктории» теория и практика гармонично сочетаются – и потому они становятся для детей практически вторыми мамами, теми, кому доверяют и у кого хотят чему­то научиться. И это замечательно!

Я от всей души пожелала коллективу детского сада дальнейших успехов в их нелегкой, но очень нужной нам всем деятельности! Ведь они, без преувеличения, работают для будущего!

Ольга Колышкина