Собачья жизнь в Щечёнках

15 минут по южному обходу Смоленска, и прекрасный город остался далеко позади. Дачный поселок Щечёнки, где проживают менее 50 человек, и то не круглый год, встречает приезжающих стоголосым собачьим лаем, перерастающим к вечеру в тоскливый вой.

На беду этого сельского поселения здесь уже второе десятилетие существует собачий (затрудняюсь определить) притон? приют? Сама хозяйка дома № 6 по улице Цветочной называет его питомником служебных пород «Смоленская цитадель». На ее страничке «ВКонтакте» перечисляются породы «собачьей элиты»: немецкая овчарка, восточно­европейская овчарка, ротвейлеры, папийон, шпицы, хаски.

В 2014 году питомник даже поставлял служебных собак для нужд кинологической службы УМВД РФ по Смоленской области в рамках госзакупок по 44 ФЗ. Овчарок в количестве девяти голов кинологи закупили за 180 тысяч рублей. И это, пожалуй, было лучшее время для заводчицы – сейчас щенков сложно пристроить даже за 5–7 тысяч рублей. Зато поголовье увеличивается стремительно. Особи, которые ведут свою бурную собачью жизнь, активно размножаются. По разным оценкам (представителей надзорных органов, в том числе ветслужбы, хозяйка четвероногих не допускает), поголовье животных составляет от 80 до 113! Чтобы их достойно содержать, вести племенную работу, одного­двух человек явно недостаточно, вот и дичают служебные собаки, не проходят социализацию. Добавим сюда, сколько они требуют элементарного ежедневного ухода, корма, прививок.

Можно только пожалеть владелицу питомника­приюта. Но я не буду этого делать. Мне жалко людей, проживающих рядом с псарней, самих животных и тех, кто покупает якобы племенных собак по цене мешка холистика (корма премиум­класса).

Десятилетняя война: лай раздора

Ближайшая соседка псарни, пенсионерка Вера Ивановна Сокольская, страдает больше других жителей деревни. Покой ей уже даже не снится – ужасный запах от мест содержания животных, лай, вой и визг не прекращаются ни на минуту. Любопытные или агрессивные морды наблюдают за ее участком из глубоких подкопов под забором. Бывает, проползают на  участок Веры Ивановны и всласть носятся по ухоженным грядкам, угрожая хозяевам наброситься на них. Тогда дачники закрываются в доме, звонят участковому, в ветеринарную службу. У Сокольской за десятилетие борьбы с беспределом соседей скопились десятки килограммов бумаг во все инстанции, их подписывают все 48 человек, проживающие в деревне. Псарня находится в центре населенного пункта, мимо нее жители идут к остановке, дети – в школу. Страшное, опасное и беспокойное соседство.

К кому только не обращались доведенные до отчаяния люди – и к руководству Пригорского сельского поселения, и к депутатам всех уровней, и к полиции, и к прокуратуре – вплоть до высоких московских чиновников. Получали формальные отписки, мол, не пускают нас на участок­псарню, потому и знать ничего не знаем. Один из сенаторов вообще посоветовал Вере Ивановне продать свой дом и ухоженный участок и жить спокойно. Такая вот забота о людях.

Вот что рассказывает Вера Ивановна:

– С 2010 года обращаемся во все инстанции. Итог десятилетней борьбы за свои права – безразличие чиновников всех уровней. На конец 2019 года на наши заявления не ответили Администрация Смоленского района, УМВД по Смоленской области, прокуратура Смоленского района. Роспотребнадзор «отфутболил» наше заявление в Пригорское сельское поселение. Главное управление ветеринарии по Смоленской области прислало ответ, что выезжали к Парницкой (владелице питомника), произвели осмотр территории и… не выявили нарушений. Полный обман. На самом деле проверяющих не пустили на участок.

Парницкая никого не признает, на территорию участка никого не пускает, продает собак через сайт в интернете, не платя налоги. По данным Управления ветеринарии по Смоленской области, питомник, а также сама С.В. Парницкая не зарегистрированы во ФГИС «Меркурий». Было несколько фактов, когда собаки вырывались на улицу (есть фото и видео). На участке идет тренировка животных, а людей и их права никто не защищает.

И всё­таки капля камень точит. В августе минувшего года Главное управление ветеринарии Смоленской области после привлечения любительницы собак к административной ответственности и штрафов обратилось с исковым заявлением в Смоленский районный суд «о понуждении совершить определенные действия в интересах неопределенного круга лиц». Речь шла о несоблюдении законодательства в сфере содержания животных, что может привести к распространению инфекционных заболеваний, угрожает жизни и здоровью. Руководитель управления просил суд обязать владельца псарни всего­то зарегистрировать всех четвероногих и провести их вакцинацию.

Ни слова о незаконной деятельности ответчика по содержанию питомника для собак. Отреагировала и прокуратура. В частности, надзорный орган вынес ряд представлений о бездействии в адрес Пригорской сельской администрации и Администрации Смоленского района, должностных лиц ОМВД России по Смоленскому району. И ржавая административная машина наконец­то заскрипела. В конце 2020 года чуть ли не каждый месяц к заводчице применялись меры административного воздействия с учетом «отягчающих обстоятельств» за неоднократные нарушения тишины и спокойствия граждан в ночное время. Гражданку штрафовали (каждый раз по 2 тысячи рублей), но с нее как с гуся вода. Всё оставалось по­прежнему: вой, лай, вонь.

Только суд!

Хождение по мукам жителей деревни Щечёнки продолжалось. Оставался только судебный путь решения конфликта. Семеро ближайших соседей нарушительницы порядка обратились с исковым заявлением в Смоленской районный суд о признании незаконной деятельности по содержанию питомника для собак. Истцы пожаловались на постоянный шум и неприятный запах. Судья рассмотрел дело по существу и вынес решение:

«Нарушение уровня допустимого шума, производимого лаем собак, подтверждается исследованиями, проведенными Центром лабораторного анализа и технических измерений по Смоленской области. Ответчик осуществляет данную деятельность в жилой застройке деревни Щечёнки, что прямо запрещено Положениями санитарного законодательства. Разведение и содержание животных ответчиком осуществляется с нарушением санитарно­гигиенических и ветеринарных норм, что создает неудобства в пользовании участками, нарушает право на благоприятную среду обитания».

Рассмотрев дело, суд удовлетворил требования истцов в полном объеме, признав незаконной деятельность ответчика по содержанию питомника для собак. И обязал «осуществить вывоз из деревни Щечёнки всех собак, находящихся в питомнике, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу».

Долгие судебные прения обернулись для хозяйки питомника не лучшим исходом. Суд пришел к выводу, что женщиной допущены нарушения пунктов 2.1, 2.5, 5.1, 7.1.11, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200­03, да и само по себе содержание больше сотни собак не может находиться под полным контролем одной владелицей.

Устройство питомника для разведения собак в жилом доме в деревне Щечёнки было признано незаконным. Суд удовлетворил требования жителей в полном объеме, возложив на хозяйку приюта обязанность осуществить вывоз всех собак в течение месяца.

Битва адвокатов

Случилось это в январе нынешнего года. Ответчица и не думает исполнять решение суда первой инстанции. В середине апреля я побывала на улице Цветочной в Щечёнках. Всё то же самое: смрад, вой, лай, визг. На участке ответчика возвели еще один крытый вольер для четвероногих, но они предпочитают свободно бегать по двору, устраивая подкопы в ограждении участка Веры Сокольской.

Заводчица не согласна с судебным вердиктом, ее адвокат подготовил апелляционную жалобу на решение Смоленского районного суда. В ней приводятся смешные доводы по проведению неправильных замеров шума, хотя и без замеров понятно, какой шум производит стоголосая стая.

По мнению адвоката, ответчица не нарушает ветеринарное и земельное законодательство, так же как и требования к содержанию домашних животных.

Ни мирные переговоры с заводчицей, ни решение районного суда не смогли погасить конфликт в сельском поселении. Впереди – битва адвокатов по апелляционной жалобе проигравшей стороны.

Ответственность за нарушения, совершенные владельцем домашнего животного, зависит от их количества и масштабов. Предусмотрены разные наказания – от административного до уголовного, которое наступает в результате причинения физического вреда. Практически все нарушения ответчица совершила, не хватает только причинения физического вреда. Упаси Бог от этого жителей Щечёнок! Вот тогда и чиновникам точно не поздоровится…

Псы раздора

Редкие потенциальные покупатели, приезжая на Цветочную, отказываются приобретать собак – уж очень вид у них запущенный. Смоляне делятся своими впечатлениями от содержания животных в питомнике в группе  https://vk.com/wall­32608222_2546791.

«…Если заниматься собаками как следует, они не будут без повода гавкать. А эта (заводчица) деньги на них делала».

«Корка вместо шерсти от того, что собака постоянно в грязи и своих же испражнениях. По поводу хорошей психики это полный бред! Сначала мне дали щенка семи месяцев. Девочка была совершенно не социализирована, жалась к земле, была в полном ужасе от улицы. Взрослые кобели жали хвосты и так же были в панике, когда их выводили на «смотрины». Я пыталась помочь собаке, которую выбрала, но через неделю вернула. И Светлана САМА отметила, какая чистая собака вернулась! И во второй раз мне дали щенка 2­месячного. В таком же ужасе от людей!!! Без единой прививки и обработки. И я взяла, на свой страх и риск. Я не виню хозяйку, я понимаю, что это трудно – содержать такое количество собак. Но зачем же всё множить их, если никто не покупает? А теперь суд обязал питомник устранить, а куда же их всех?»

«Мы приезжали летом к ней, хотели купить папийона мальчика, но состояние собаки нас остановило, а ценник приличный был… Все собаки в плачевном состоянии».

Всё меньше становится смолян, готовых приобрести породистую собаку по цене мешка корма. Наверное, поэтому заводчица разъезжает на автомобиле с рекламой питомника и объявлением о продаже собак на заднем стекле.

Заводчики уверяют, что содержание одной собаки­производителя обходится владельцу очень дорого: хороший корм – 20 тысяч рублей, витамины – 3000 рублей, прививки – 2000, средства от паразитов – 2500 рублей, дрессировка – 10 тысяч рублей, участие в выставках – от 20 тысяч рублей

Довольно скромный подсчет показывает, что в год на содержание собаки­производителя придется потратить более 60 тысяч рублей. Вряд ли у скромной пенсионерки есть такие средства, чтобы достойно содержать несколько производителей и их многочисленное потомство.

Допускаю, что сама хозяйка псарни уже и не рада поголовью животных, бегающих по ее участку. Собакам необходимо обеспечить все необходимые условия для содержания: режим, полноценное питание, а не пищевые отходы, здоровую атмосферу и надлежащий уход. Питомник должен быть огорожен высоким забором с кирпичной кладкой. Кроме того, собака нуждается в постоянном внимании, на что уйдет масса времени ее хозяина. Вниманием многочисленная стая на Цветочной улице явно обижена. Жизнь у собак, как и соседей питомника, – не сахар, и не их вина.

Погасить десятилетний конфликт возможно доброй волей заводчицы, а не разжиганием. Признать, что вместо планируемых сверхдоходов разведение собак приносит не только материальные убытки, но и делает жизнь окружающих невозможной. Зачем вызывать столько проклятий на свою голову?

Волонтеры готовы пристроить четвероногих в заботливые руки. Ответ – за заводчицей!

Татьяна Шатыркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *