Театр, который дарит радость

Одному из самых популярных спектаклей Смоленского Камерного театра «Давай сегодня оторвемся по­питерски!» исполняется год. Он стал первой работой на профессиональной сцене молодых артистов, в недалеком прошлом – выпускников Санкт­-Петербургского государственного института кино и телевидения.

Начинающим актерам крупно повезло, поскольку во времена оптимизации и повального сокращения рабочих мест в учреждениях культуры они попали в театр, где служат талантливые, способные на эксперимент режиссеры, ставятся горячо принимаемые зрителями спектакли и украшают сцену влюбленные в профессию артисты. Но главное везение в том, что в них поверила директор Смоленского Камерного театра Оксана Неклюдова и приняла на работу сразу весь выпускной курс заслуженной артистки России Маргариты Бычковой, которая, собственно, придумала, а затем поставила яркое театрализованное представление «Давай сегодня оторвемся по­питерски!». Получился спектакль­концерт, спектакль­ревю, где много хорошей драматургии, поэзии, музыки и танцев (хореограф Мария Кораблева), спектакль – признание в любви великому городу, в котором посчастливилось жить и учиться, а проще – коллективная визитная карточка питерских выпускников.

В названии спектакля – начальная строчка из музыкальной композиции известной рок­группы «BilysBand». Песня, под которую лихо отплясывают артисты, стала многообещающим прологом и ярким эпилогом, акцентирующим внимание публики на исключительно питерском происхождении спектакля. Музыкальное оформление полностью оттуда, из Ленинграда – Санкт­Петербурга, с его театрами, музеями, дворцами и мостами. Если классика – то фрагменты из Ленинградской симфонии Д. Шостаковича и балета «Медный всадник» Р. Глиэра, если эстрада – то песня А. Колкера «Дождь на Неве» из репертуара самой ленинградской певицы Лидии Клемент («Танец с зонтиками») или «Ленинградский рок­н­ролл» от Жанны Агузаровой и группы «Браво».

Нужно отдать должное молодым артистам, все они – поющие. В частности, трогательно и нежно прозвучала песня «Эхо любви» Е. Птичкина в исполнении Елизаветы Палладиной и Сергея Федорова – единственный, пожалуй, фрагмент спектакля, в котором проявилась творческая индивидуальность артистов, всё остальное – слаженный актерский ансамбль, где индивидуальность исполнителей совершенно осознанно «приглушена» Маргаритой Бычковой, к которой есть ряд вопросов.

Понятно, что драматические отрывки, вмонтированные в ткань спектакля достаточно гармонично, – это «домашние заготовки» для институтских зачетов и экзаменов. Но учебный процесс и профессиональная сцена –
вещи разные, и, наверное, студенческие этюды нужно было откорректировать. Замечательно, что в спектакле есть знаменитая «Сцена у фонтана» из «Бориса Годунова». Но с какой целью на протяжении всего диалога между Мариной Мнишек и Самозванцем польская аристократка, мечтающая о царском троне, активно пытается «оседлать» Лжедмитрия? Правда, Самозванец по мере сил сопротивляется, а когда Марине это всё­таки удается, он падает замертво под стук каблуков убегающей Мнишек. Что это было – сказать трудно, но зрители смеялись и долго аплодировали. Им понравилось. Или еще один эпизод, на этот раз из «Укрощения строптивой» В. Шекспира, созданной почти пятьсот лет назад. Что там думал в XVI веке великий Шекспир о взаимоотношениях главных героев, сегодня сказать трудно. Может быть, о единстве и борьбе противоположностей? Катарина и Петруччо, как и полагается, ссорятся, обмениваются колкостями, потом убегают за кулисы, откуда слышится отчаянный вопль Катарины. Затем она появляется на сцене полуобнаженной, с грохотом падает и начинает откровенно соблазнять ошалевшего от счастья Петруччо. Что это? Видимо, любовь эпохи Возрождения, потому понятливые зрители смеются. Наверное, в свое время это был ученический этюд «на раскрепощение», и актриса точно выполнила поставленную педагогом задачу, но у профессионального театра свои правила. Бесспорно, сцена любит молодых и многое им прощает, но театральную эстетику никто пока не отменял. Я не ханжа, просто люблю, чтобы было красиво, а для этого нужно просто одеть Катарину. Понимаете, да? Молодость – простодушна и самоуверенна, но есть режиссер. Это к слову, ведь нет предела совершенству, верно? Тем более что зрители довольны и сопровождают спектакль бурными аплодисментами, в финале переходящими в овации. Они благодарят за прозу А. Чехова, стихи А. Пушкина, А. Ахматовой, Д. Самойлова, О. Мандельштама, А. Кочеткова, за «Кукушку» В. Цоя и «Победу» Б. Окуджавы, за искренность и творческую самоотдачу. Благодарят Смоленский Камерный театр, спектакли которого ежевечерне дарят им радость, что во все времена дорого стоит.

Лариса Русова