Весна проблем наших…

Пробуждение природы от длинной зимней спячки не радует россиян, где бы они ни жили: в столичном или крупном городе, районном центре или отдаленной деревне. Обнажившаяся земля усеяна бутылками, банками, пластиковой упаковкой, окурками, продуктами собачьей (а кое-­где и людской) жизнедеятельности. Всё это вперемежку с грязью и лужами. Слякоть, грязь, подтопление. Ни проехать, ни пройти.

Можно сколь угодно долго мусолить тему, что «люди – свиньи». Не без того, и не каждый. По «теории разбитых окон» человечество делится на три группы: условно назовем первую и самую немногочисленную группу – «свиньи», которые гадят всегда и везде, нарушают все общественные нормы. Самая многочисленная – «колеблющиеся», способные последовать дурному примеру, но воздержаться от правонарушения, если вокруг будет царить порядок. Между двумя крайностями – те (назовем их «гуманитарии»), кто ни при каких условиях не перейдут грань дозволенного.

Согласно теории «разбитых» окон, если кто­то начнет вставлять стекла в разбитые окна, то нарушителей станет значительно меньше. Кто же должен быть «стекольщиком»? Ответ на поверхности – власть на местах.  Иначе зачем она вообще? Преследовать инакомыслящих и заниматься отписками в стиле «денег нет» и «не наши полномочия»?

Пока же зачастую органы местного самоуправления демонстрируют неумение решать проблемы территорий, где находятся их «высокие» кабинеты. Свежий пример. С этого года гражданам запрещено складировать ветки на своих огородах, сжигать их или отвозить на контейнерные площадки. Хоть в космос отправляй. Покупать садовый измельчитель? Цена начинается от 10 тысяч рублей, работать он будет от силы три часа в сезон, да еще и хранить технику большую часть года где­то надо. Домовладельцу это крайне невыгодно. Он вынужден под покровом ночи делать вылазки к ближайшему контейнеру. А к нему уже и не подойти – не он один такой отчаявшийся из­за нужды.

А чиновники тоже не спят – думу думают, как им контейнерные площадки от спилов очистить. Ответственность за содержание и обустройство площадок для сбора мусора относится к полномочиям муниципалитета. Местное начальство мудро изрекает: дескать, проблема эта не только одного муниципалитета, она «остро стоит в масштабах всего региона, страны». Поэтому­то и решить ее нет возможности. Но…  выносят вердикт: «Жители должны понимать, что тащить ветки и кустарники на контейнерные площадки нельзя!»

Игра слов, чтобы прикрыть бездействие и собственную некомпетентность. Весь мир зарабатывает на утилизации мусора очень хорошие деньги. Муниципальные организации, оказывающие услуги населению, могли бы приобрести несколько «дереводробилок» и выполнять на платной основе заказы домовладельцев. Мощный агрегат способен за несколько минут превратить спилы в прекрасную мульчу для сада и огорода. Законопослушные люди, поверьте, не пожалеют несколько сотен рублей за очистку участка и бонус в виде полезной мульчи.  Известно, что опилки с пилорамы не годятся в огород – вытягивают азот из почвы, а стоимость – около тысячи рублей за тонну. А здесь почти дармовой и экологичный материал!

С законопослушными и примкнувшими к ним определились.  А что делать с теми, кому закон не писан? Еще проще. По весне плачут чиновники, что они должны на субботниках работать и за всеми убирать. А слабо в рабочее время отправиться в рейды к контейнерным площадкам, поймать с поличным нарушителей, составить протокол и взыскать штраф? Как говорил Владимир Вишневский, правда, по другому поводу: «Работа­то на воздухе, Работа­то с людьми».

А потом еще и публично сообщить о некрасивых деяниях злоумышленников – газеты­то в каждом муниципальном образовании есть…

Без административных мер и штрафов навести порядок невозможно, а за частоколом слов «к каждому человеку милиционера не приставишь» скрываются лень и некомпетентность чиновников. Отсюда – отсутствие реагирования, отписки, безнаказанность нарушителей и ненависть пострадавших к чиновникам.

Отсутствие быстрых и жестких мер по отношению к нарушителям ведет, помимо всего, к конфликтам – словесным, а иногда и вооруженным. Автору довелось увидеть ситуацию, когда ветеран войны слушал­слушал чиновников, что, дескать, ничего сделать нельзя с соседом, который сливает нечистоты на улицу и в его огород, а фото­ и видеосъемка доказательством не является, а потом обратился к молодому человеку: «Застрели его, внучек, если уж сделать ничего нельзя!»

Соседские войны  

Нет ничего хуже, когда в соседях у тебя люди из первой категории – невменяемые нарушители закона. «И смирному спокойно не прожить, коль он соседу злому неугоден», – говаривал искусный стрелок и борец за независимость своей страны Вильгельм Телль в одноименной пьесе немецкого драматурга Фридриха Шиллера. Их соотечественники на сегодняшний день находятся в мировых лидерах по законопослушанию. В Германии написание жалоб в полицию и во всевозможные коммунальные органы – обычная практика. Если немец увидит, что в контейнере для раздельного сбора мусора непорядок, он может не полениться начать искать чеки и другие опознавательные знаки, чтобы выяснить, кто из соседей мог совершить столь непростительное «преступление». Там нередки жалобы на неправильные посадки деревьев и кустарников (2 метра от соседского забора), сток воды с крыши гаража на соседний участок, разведение открытого огня, работа по дому и на участке в воскресенье. Традиционно в этот день не принято пылесосить, стирать и развешивать белье для просушки во дворе или на балконе. Показательно то, что полиция реагирует на жалобы оперативно и адекватно, накладывает штрафы, и немалые, выдает предписания об устранении «непорядка». Законопослушные немцы стараются не доводить дело до судебного разбирательства и в добровольном порядке пересаживают деревья, обустраивают водосток и так далее. Такой подход ведет к тому, что треть немцев считает своих соседей «добрыми друзьями» и готова оставить им на присмотр свою собаку и даже ребенка.

Увы! Иная ситуация у нас. С каждым годом растет вражда между обитателями квартир на лестничной клетке, владельцами смежных участков. Поводов сколь угодно много: оставление мусора и курение на лестничной площадке, ночные песни и танцы до упаду, залитие квартир и огородов соседями, возведение непрозрачных заборов между участками. Всего не перечесть.

Юристы считают, что главное в соседских войнах – не закрывать глаза на систематические нарушения и реагировать на них как можно быстрее и жестче. Начать с мирных бесед. Зачастую договориться полюбовно со «злодеем» не получается – будет пакостить и в открытую, и тайком. Заявления в полицию и администрацию также остаются без действенного реагирования – надзорные службы требуют доказательства правонарушения, видеосъемку они не считают доказательством. Подавай им заявление, подписанное тремя разными домовладельцами. В нынешних условиях получить подписи соседей в 90 процентах случаев нереально – у самих «морда в пушку» или позиция «моя хата с краю».

Терпеть нельзя судиться

Остается судебное решение конфликта. Чаще всего суды становятся на сторону пострадавших. К примеру, в судебной практике районных судов Смоленска есть примеры, когда новоявленный владелец земельного участка поднял его так, что затопил соседские. Суд обязал нарушителя возместить ущерб «нижним» соседям и устранить причину залития. Ответчику пришлось возводить подпорную стену на границы участка со сложным рельефом, заказывать проект с экспертизой. Словом, попал не на одну сотню тысяч рублей.

Судебный путь разрешения конфликтов – долгий, некомфортный и затратный. Вот примерный список того, что придется доказывать пострадавшей стороне. Это сам факт причинения ущерба, наличие причинно­следственной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками. Ну и размер ущерба. Если пострадавший уже отремонтировал повреждения, то нелишним будет предоставить суду чеки, которые подтвердят расходы.

Соседское право

Если хочешь навредить соседу – посади у его забора куст малины, говорится в поговорке. Такой способ выяснения отношений между гражданами скоро будет вне закона: изменения в Гражданском кодексе впервые запретят осуществлять на своей земле деятельность, от которой могут пострадать соседи.

В Гражданском кодексе в статье 264 пропишут понятие: соседское право. Многие бытовые конфликты, возникающие между соседями по поводу смежных земельных участков, могут быть предотвращены на корню. В проекте поправок в ГК, опубликованном на сайте Высшего арбитражного суда, устанавливается содержание соседских прав. Хозяева земельных участков не должны возводить здания и сооружения, которые могут недопустимо воздействовать на соседей. Если гражданин не может отремонтировать сооружение со своего участка, он может воспользоваться для этого соседним участком.

Документом запрещается возводить канализационные сооружения, приводящие к загрязнению соседнего участка, разрешается собирать плоды, упавшие на участок с дерева или куста, расположенного на соседнем земельном участке, а также срезать и оставлять себе корни дерева или куста, проникшие с соседнего участка. От соседа можно будет потребовать, чтобы он своими действиями не изменял приток света на земельный участок и не сужал открывающийся с него вид.

Словом, впервые в российском законодательстве будут детально урегулированы соседские права. Гражданам не придется изучать многочисленные санитарные и строительные нормы, правила межевания и благоустройства. Один из главных постулатов нового законопроекта – собственник участка должен осуществлять свои права с соблюдением прав и охраняемых законом интересов собственников соседних земельных участков.

Юристы считают маловероятным, что судебная практика, вытекающая из права пользования землей, с принятием поправок поменяется в корне. Однако появится детальное описание прав и обязательств, на которое можно сослаться при конфликте, уверенно шагнув в двери суда. Терпеть нельзя, судиться!

Когда появятся добрососедство и уважение?

Проект пока еще не стал законом. Весь 2019 год документ готовился ко второму чтению, в течение 2020 года он проходил общественное обсуждение. Второе чтение планируется в этом году. Возможно, произойдет долгожданное событие на весенней сессии.

Законопроект, о котором идет речь, появился еще в 2012 году как одна из составных частей большого пакета поправок в Гражданский кодекс. Тогда поправки были разделены на одиннадцать блоков – отдельных законопроектов. Девять из них уже вступили в силу.

Десятый блок, конкретизирующий нормы ГК РФ о праве собственности (в том числе на земельные участки), так и не был принят, хотя он востребован обществом в большей мере, чем закон об участии в митингах.

Юристы считают, что вступление в силу новой редакции Гражданского кодекса снизит нагрузку на судебную систему. Отпадут надуманные основания обывателя на защиту прав, ведь теперь это будет четко регламентировано законом. Облегчится работа для юристов и судей, так как каждый будет осознавать, имеет место нарушение прав в отдельно взятом случае или нет.

При этом просто слов и фото– и видеофиксации будет недостаточно: потребуется провести досудебную или судебную экспертизу, подтверждающую предположения заявителя о превышении нормативов и невозможности использования земельного участка.

Татьяна Шатыркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *