Выставка как культурный шок

В Доме художника торжественно открылась персональная юбилейная выставка члена Союза художников России, скульптора, профессора Смоленского государственного университета Александра Парфенова. Выставка называется «Учитель и ученики», поскольку на ней представлены и дипломные работы студентов Александра Семеновича – выпускников художественно­графического факультета разных лет. Участие в выставке студенческих дипломных работ – это своеобразный благодарственный поклон талантливого человека родному вузу, в котором он учился и вот уже тридцать пять лет успешно учит других, пройдя путь от рядового преподавателя до профессора.

Александр Парфенов – скульптор не просто талантливый. Он –
скульптор удивительный. Ему подвластны все жанры и все техники этого вида искусства, но самое главное – ему ниспослан дар точного (так и хочется сказать – интеллектуального) пластического языка. При этом Мастер наделяет каждую скульптуру малой формы (именно она широко представлена на выставке) тонким психологизмом и ярким характером. Не устаешь восхищаться его женскими портретами – конструктивно выверенными, логически обоснованными, вызывающе изящными, или, предположим, деревянными скульптурами на библейские и мифологические сюжеты. Много внимания скульптор уделяет деталям, в которых, собственно, и кроется суть портрета. Пример тому – портрет Александра Макаренкова – многоталантливого человека, неординарность которого, а точнее, внутренний мир, сумел прочувствовать и показать зрителям автор.

Много и интересно работает Александр Семенович и над монументальной скульптурой. К сожалению, наш город украшают только две его работы. Это всем хорошо известный памятник «Опаленный цветок» в парке Пионеров, посвященный памяти малолетних узников фашистских концлагерей, и скульптурная композиция «Энергия», открытие которой состоялось в 2016 году в связи с шестидесятилетием Смоленского филиала Московского энергетического института. Но зато скульптура «Девочка на радуге» Александра Парфенова украшает немецкий Хаген. В свое время, когда Смоленск и Хаген считались городами­побратимами, проект осуществили администрации двух городов. На выставке эти скульптурные композиции представлены в фотографиях.

К сожалению, только в макетах остались два конкурсных проекта Александра Семеновича, которые с полным правом можно назвать главным украшением юбилейной выставки. Это «Смоленск – столица российских бриллиантов» (стела в форме пинцета, в котором зажат камень знаменитой на весь мир смоленской огранки) и Мемориал памяти живых и павших героев Великой Отечественной войны: Триумфальная арка, внутри которой – стела, а по ней стекает слеза… Выразительно, красиво, достойно и очень трогательно. Непонятно, по какой причине этот потрясающий по эмоциональному воздействию на зрителей проект не прошел конкурсную комиссию. Сегодня на улице Ногина в Смоленске под названием «Мемориальный комплекс» существует нечто, трудно поддающееся описанию – груда ржавого железа в форме перевернутых контейнеров (извините) для сбора мусора. Обидно. Ведь могла бы украшать Смоленск великолепная композиция Александра Парфенова. А создатель ныне существующего мемориала – дизайнер Павел Бобовников. Говорят, вхож в «высокие» кабинеты. Это так, к слову.

И еще один замечательный конкурсный проект Александра Семеновича не увидел свет. Это памятник трем знаменитым путешественникам: Николаю Пржевальскому, Петру Козлову и Сергею Четыркину. К сожалению, эта скульптурная композиция – три усталых человека, бредущих по бесконечным барханам – не представлена на юбилейной выставке. Видимо, находится в собрании Дирекции выставок Союза художников России или в фондах Смоленского музея­заповедника.

С этим проектом произошла вовсе детективная история. Работа Александра Парфенова стала победителем городского конкурса. Под памятник путешественникам выделили место на проспекте Гагарина, собирались деньги, поскольку было решено, что памятник воздвигнут, в том числе, и на народные средства. Но памятника нет и, видимо, уже никогда не будет. Тем более что на его месте установлен Памятный знак в честь защитников Смоленска. Тоже нужное дело.

Представлены на выставке и графические листы Александра Семеновича. Оказалось, он к тому же прекрасный рисовальщик. Что касается работы четвертой по счету персональной выставки талантливого скульптора Александра Парфенова, ставшей безусловным событием в культурной жизни Смоленска, то она продлится до конца марта.

Лариса Русова