Женская доля такая…

Спектакль «О.Н.А.» мог быть отличным подарком всем женщинам нашего города к 8 Марта, но появился на сцене Дома актера в метельном декабре и стал предновогодним сюрпризом всем любителям театра, вне зависимости от гендерной принадлежности.

Конечно, в первую очередь он – о женщинах, адресован женщинам и талантливо сыгран тремя актрисами: Ольгой Федоровой, Надеждой Трапезниковой и Анастасией Клецовой. И название спектакля состоит из начальных букв их имен – Ольга, Надежда, Анастасия – «О.Н.А.». Инсценировка написана Еленой Якушевой, единственной в этой чудесной компании не актрисой, а психологом, и Ольгой Федоровой. Она же выступила постановщиком спектакля, основанном на реальных фактах из обычной жизни, в которой бывает всё – радости и печали, смех и слезы, но почему­то слез больше. По сути, «О.Н.А.» – это маленькие трагедии в стиле документального театра.

Спектакль выстроен графически точно. Начинается он с монолога Надежды Трапезниковой о несчастливом посещении магазина женской одежды с целью отоварить подаренный сертификат. А там – надменные продавщицы, поскольку магазин премиум­класса, и с копеечным сертификатом (две тысячи рублей!) здесь делать нечего. И пошло­поехало… В результате нашу героиню под белы рученьки выводит охрана… Посещение магазина закончилось истерикой.

Это была точка отсчета, вполне себе невинная. Дальше – больше. Неверные мужья и любовники­мерзавцы, бессонные ночи с новорожденными и черная неблагодарность взрослых детей, бездушное отношение к старикам­родителям и жуткое одиночество после их ухода… Актрисы играют спектакль про то, что хорошо знакомо каждому, и зрители плачут. Поверьте, за много­много лет впервые в нашем городе можно было увидеть рыдающий зрительный зал. Так тонко, точно и психологически достоверно актрисы поведали о том, что в обычной жизни называется «выносить сор из избы», но именно этим так мучительно хочется с кем­нибудь поделиться. Увы, мешает боязнь общественного резонанса или просто элементарное отсутствие по­настоящему доброго собеседника. Действительно, бесконечная сила и истинная прелесть русского психологического театра заключается в искренности и честности происходящего на сцене, и наши актрисы талантливо это доказывают. А еще они сумели создать великолепный актерский ансамбль, где каждое слово, каждый жест как бы подхватываются партнером, находят четкое продолжение в его реплике или монологе.

Если вы посещаете смоленские театры, конечно, хорошо знаете эти имена. Ольга Федорова и Анастасия Клецова – ведущие актрисы Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова, ими сыграно много достойных ролей. «О.Н.А.» – их первая самостоятельная работа, что называется, «на зрителя», где Ольга выступила и как режиссер­постановщик, а Настя стала еще и автором идеи спектакля, поскольку именно ее случайное посещение психолога натолкнуло на мысль создать спектакль и посвятить его женщинам.

Что касается Надежды Трапезниковой, она тоже достаточно давно украшает сцену Смоленского Камерного театра и является любимицей не только многочисленных поклонников из числа зрителей, но и режиссеров. В тандеме с актрисами драматического театра оказалась впервые. Роль в спектакле «О.Н.А.» ей предложила постановщик Ольга Федорова, и выбор оказался более чем удачный. А еще в спектакле точно выверенный и на удивление мелодичный музыкальный ряд и со вкусом поставленные пластические сцены, хореографом на этот раз выступила актриса Мария Вилюнова. Поистине, талантливый человек талантлив во всём. Что касается сценографии, то она предельно лаконична: черный кабинет, строгие черные костюмы актрис, минимум реквизита. Главное – световое мизансценирование, секретами которого в совершенстве владеет Максим Василенков.

И в заключение – обращение к зрителям. Если у вас выдался свободный вечер, непременно загляните на огонек в Дом актера, и если вам очень повезет, именно на это время будет назначен потрясающий спектакль с загадочным названием «О.Н.А.» Спектакль идет на одном дыхании исполнителей и зрительного зала.

Лариса Русова