Жил-­был художник…

Он очень хотел отметить свое восьмидесятилетие ретроспективной, масштабной выставкой. И устроить ее непременно в Культурно­выставочном центре имени Тенишевых, собрав на открытие широкий круг друзей и поклонников. Но не случилось… Замечательный художник, певец земли Смоленской Николай Петрович Кореневский ушел из жизни осенью прошлого года.

Но юбилейная выставка всё­таки состоялась. 23 мая Николаю Кореневскому исполнилось бы 80 лет, а 2 июня в Культурно-­выставочном центре имени Тенишевых открылась выставка его памяти. Как и мечталось художнику, на вернисаж собрались друзья и поклонники его творчества, звучали красивые слова, и они действительно были правдой. Николай Кореневский внес достойный вклад в становление смоленской школы живописи, которая по­-настоящему начала складываться с середины шестидесятых годов прошлого века. Он работал в технике масляной живописи, создавал тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. У художника был свой самобытный почерк, уходящий корнями в народное творчество. За простотой его картин, граничащей с примитивизмом, стоит глубокое знание не только крестьянской жизни, но и психологии простого человека, мудреца и философа от земли. Художник искренне любовался незамысловатой русской деревней и ее обитателями, а еще – нескошенными лугами, покосившимися избами, лесами и перелесками, убегающими вдаль. Цветовая гамма его картин – приглушенная, без ярких всполохов, охристо-­золотистая, за которой угадывается размеренный, давно устоявшийся быт не напоказ.

Странная всё­таки штука – время. Оно сглаживает возрастные границы между учителями и учениками, и сегодня преподаватели Николая Кореневского – народный художник России Вячеслав Самарин и заслуженный художник России Вера Самарина – практически ровесники одного из самых способных своих учеников. Когда­то молодые и ослепительно талантливые выпускники московских вузов Владимир Ельчанинов, Валерий Ласкин, Юрий Преображенский, Нина Агеева, а затем Вера и Вячеслав Самарины приехали в наш город формировать только что созданный в педагогическом институте художественно­-графический факультет и, конечно, учить мастерству талантливых смоленских девочек и мальчиков, в числе которых был и Николай Кореневский. Блестяще защитив диплом, он окончил институт в 1967 году. Первым местом работы молодого художника стали Смоленские художественно­-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР, где Николай Петрович открыл в себе дар монументалиста. Его мозаики по сей день украшают многие учреждения и учебные заведения Смоленской области, да и пристрастие к живописным полотнам большого формата в определенной мере тоже оттуда.

С 1969 года Николай Кореневский принимал самое активное участие в художественных выставках всех уровней – от международных до областных. На его счету пять персональных выставок. Шестая, та, что экспонируется сегодня в КВЦ имени Тенишевых, – его светлой памяти. Выставка организована по инициативе семьи художника при поддержке Смоленской региональной организации Союза художников России и самом активном участии известного скульптора Константина Куликова и его жены, архитектора Натальи Куликовой. Это Константин Федорович занимался отбором произведений художника, перевозил картины из Вязьмы, где последние годы жил Кореневский, в Смоленск, строил экспозицию. В этой очень непростой работе неоценимую помощь оказала Вера Евгеньевна Самарина, студентом которой был Николай Кореневский. А Наталья Арсеновна Куликова собрала материалы для весьма познавательного буклета, изданного непосредственно к вернисажу.

Не перестаю удивляться подвижничеству супругов Куликовых. Это им мы обязаны «смоленскими литературными мостками» на улице Докучаева, где прекрасно соседствуют бюсты известных писателей Бориса Васильева и Александра Беляева. Но если скульптурное изображение первого появилось на пересечении улиц Тухачевского и Докучаева по решению городских властей, то установку бюста Беляева (скульптор Константин Куликов) напротив дома, где родился известный писатель-­фантаст, «пробивали» Куликовы. Вот и сейчас вместе с родственниками Николая Кореневского они занимаются вопросами сохранности творческого наследия художника.

Лариса Русова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *