«Беседа» приглашает к общению

22 апреля в областном Дворце культуры профсоюзов отметили первую годовщину со дня рождения любительского театра «Беседа». Заметьте, не «самодеятельного», не «народного», а именно «любительского», как в добрые старые времена, когда начинал свою жизнь в искусстве великий реформатор сцены Константин Сергеевич Станиславский.

«Любительский театр» – производное от «любить театр», и это самое точное определение того, что увидели зрители в тот вечер на сцене Дворца культуры профсоюзов. А увидели они комедию «Праздничный сон до обеда» – первую часть трилогии великого русского драматурга А.Н. Островского о незадачливом и не очень везучем чиновнике Мише Бальзаминове и его тщетных поисках богатой невесты.

Идея создания любительского театра «Беседа» в стенах Дворца культуры профсоюзов принадлежит художественному руководителю этого учреждения Ольге Лосевой. Дело в том, что Ольга Евгеньевна давно мечтала вернуть Дворцу былую славу главного очага культуры нашего города. Многие жители Смоленска хорошо помнят то время, когда во Дворце культуры профсоюзов работали легендарные коллективы: хор русской песни под руководством Льва Зелинского (сегодня он носит имя своего создателя), оркестр народных инструментов под управлением Владимира Русакова, составивший впоследствии костяк оркестра русских народных инструментов имени В.П. Дубровского, духовой оркестр Владлена Чугунова, молодежный эстрадный театр (МЭТ) Виктора Задорожного, театр­студия «Диалог» Виктора Зимина и другие. А потом поменялось время и вместе с ним жизнь. Прославленные коллективы растворились в вечности, но память о них и о том, как каждый вечер смоляне спешили во Дворец на встречу с большим искусством, будет жить всегда. Причем заметьте, тогда мы стремились на улицу Ленина, 16, не только для того чтобы посмотреть спектакль или концерт, но и пообщаться, встретить замечательного собеседника, узнать что­то новое на заседаниях клуба интересных встреч «Олимп».

Всё это было, и всё это хорошо помнит Ольга Евгеньевна Лосева, которой довелось поработать со многими незабываемыми служителями Дворца и, в первую очередь, с его уникальным директором Верой Семеновной Троицкой. Вернуть Дворцу культуры профсоюзов репутацию приветливого дома, где всегда ждут и согревают душу теплой, доверительной беседой было ее мечтой. И первыми шагами на пути к воплощению этой мечты стали изумительные спектакли «Золушка» и «Кот в сапогах», поставленные Ольгой Лосевой в детской студии эстетического воспитания «Невеличка», которой она руководит. Сказки Шарля Перро были поставлены в интерактивной форме, с участием зрителей. Эксперимент имел оглушительный успех, и очень захотелось сделать нечто подобное для взрослых.

Верно говорят, что добрые дела притягивают хороших и увлеченных людей. Во Дворец культуры профсоюзов на должность светооператора был принят Денис Емельянов – мастер «золотые руки», влюбленный в искусство театра. Это случилось год назад, собственно, тогда и началось строительство любительского театра «Беседа» под руководством Ольги Лосевой, при активной поддержке Дениса Емельянова.

Само название театра – «Беседа» – в определенной мере подчеркивает духовное родство с молодежным театром­студией «Диалог», и многими, убеждена, «Беседа» воспринимается как продолжатель традиций «Диалога». Для первой постановки коллективом «Беседы» была единогласно выбрана пьеса А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда». Таким образом, артисты (старшеклассники, студенты и сотрудники организаций, учреждений и предприятий Смоленска), а также режиссерский состав и техническая группа театра не только отметили 200­летие драматурга с мировым именем, но, самое главное, погрузились в безбрежное величие русского литературного языка, которым щедро наделил героев своих пьес А.Н. Островский.

Спектакль получился очень красивым, стилистически верным, соответствующим духу русского психологического реализма. Артисты прекрасно говорят, не заглатывая окончания слов и не сбиваясь на скороговорку (чем, к сожалению, грешат сегодня профессионалы), и превосходно владеют телом (у каждого образа есть свое пластическое решение). Особенно хороша Сваха (Марина Беляева). Актриса появляется на сцене под переливы «Камаринской», звонко отбивая дробь каблуками. И сразу понятен характер героини – женщины доброй, веселой, но себе на уме. А как иначе? Сваха –
профессия тонкая, деликатная, попробуй, составь счастье заневестившихся купеческих дочек и корыстных женихов, у которых лишь приданое в голове? Тут особый подход нужен. А за хорошую работу ей непременно рюмочку нальют. Как не сплясать?

Убедителен Евгений Галанов – Михайло Бальзаминов, пребывающий в вечном полусне, в котором и повышение по службе, и голубой фрак, и серая лошадь, и богатая невеста. Возвращается Миша Бальзаминов в реальную жизнь, лишь когда начинает подсчитывать барыши от предполагаемого приданого. И потому ходит Миша этаким кандибобером, как говаривали во времена А.Н. Островского, красуясь перед потенциальными невестами, порхающими, словно бабочки, по улочкам купеческого Замоскворечья. Чем не завидный жених? Кстати, этим летом исполнитель роли Бальзаминова Женя Галанов собирается поступать на актерское отделение одного из столичных театральных вузов. Думается, у него всё получится.

Выразителен и достоверен Сергей Новиков в роли купца Неуеденова. Его пафосная обличительная речь так впечатлила несостоявшегося жениха и его ушлую матушку (Валентина Лавровская), что они мигом покинули праздничный стол по случаю помолвки купеческой дочки Капочки и Миши Бальзаминова.

Абсолютно пленила зрителей десятиклассница Арина Каримова – исполнительница роли Капочки. Тоненькая девочка с ангельским лицом, она пластично движется, трогательно поет романс «В лунном сиянии…», органично, словно акварельными мазками, рисуя образ своей героини – наивной дурочки, напрочь сраженной «светскими» манерами и модным фраком Бальзаминова (костюмы к спектаклю шили артисты). Что касается сценографии и реквизита – это наследство, доставшееся от театра­студии «Диалог», руководитель которого заслуженный деятель искусств Виктор Дмитриевич Зимин помог подобрать и свести в единый ансамбль оформление спектакля и провел мастер­класс по сценической речи с артистами «Беседы».

Особое место в спектакле занимают вставные дивертисменты, в нашем случае –
хореографические номера, без которых в позапрошлом веке не обходился ни один драматический спектакль. Танцевальная группа – известный в Смоленске танцовщик с высшим медицинским образованием Дмитрий Казаков, его жена Екатерина, выпускница Пермского хореографического училища, их дети Милана и Полина, а также сестры Елена и Анна Ноздрачевы. Танцевальные номера исполнялись на закрытом занавесе, заменяя антракт.

И последнее. Любительский театр «Беседа» Дворца культуры профсоюзов под руководством Ольги Лосевой всегда открыт для общения и приглашает к сотрудничеству всех, кто любит театр.

Лариса Русова