Как важно слышать эльфов

В минувшее воскресенье в Доме актера состоялась премьера спектакля «Какие, на…, эльфы?!». Да­да, представьте себе, слово из ненормативной лексики присутствует и в названии спектакля, и, соответственно, в афише. Правда, у пьесы есть еще одно название: «Как я стал», но создатели спектакля предпочли более «экстремистский» вариант, видимо, для привлечения зрительского внимания.

Но вначале о пьесе и ее авторе – молодом, но уже широко известном в России и за ее рубежами драматурге и киносценаристе Ярославе Пулинович. Она окончила отделение драматургии Екатеринбургского театрального института, училась у заслуженного деятеля искусств России, известного драматурга и создателя «Коляды­театра» Николая Владимировича Коляды. Живет и работает в Екатеринбурге. Пьесу «Как я стал» создала в 2015 году. А артистка Мария Вилюнова поставила по ней спектакль, в котором помимо творческой молодежи Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова занята заслуженная артистка Галина Круть. Собственно, Маша Вилюнова утверждает, что когда она прочла пьесу, сразу возникла идея поставить ее на Галину Ильиничну Круть, тем более что выход спектакля совпадал с юбилеем актрисы и стал, в определенной мере, подарком ко дню рождения.

Галина Круть играет сломанную обстоятельствами судьбы бывшую актрису. Всю жизнь Ариадна Аркадьевна (так зовут героиню Круть) отдала ТЮЗу, где играла главные роли, но ее уволили из театра за профнепригодность. Скорее всего, из­за сложного характера актрисы, от которого коллеги просто устали. И несчастная Ариадна Аркадьевна тихо спивается, по чуть­чуть сходя с ума. В полном одиночестве и забвении она бродит по квартире, бормоча монологи героинь из любимых спектаклей. И одета она во что­то белое и бесформенное, то ли саван, то ли смирительную рубаху. Актриса играет трагедию одиночества, невозможность жить без любимого дела – театра, которому отдана жизнь. Лишь алкоголь заглушает невыносимую душевную боль, и Ариадна Аркадьевна пьет горькую, не осознавая толком, где сон, а где явь. Прекрасная, чувственная актриса Круть играет, если хотите, дожившую до преклонных лет Офелию, тем более что роль этой шекспировской героини когда­то была в репертуаре. Ариадны Аркадьевны. Но происходит чудо – в ее доме появляется недоучившийся студент Саша (Александр Кащаев), с которым случайно знакомится на улице дочь Ариадны Аркадьевны Маша (Людмила Моткина). Саша и Маша, в свою очередь, также переживают душевные драмы. Его оставила любимая девушка Майка, укатившая на экзотические острова с более перспективным кавалером, а у нее просто не складывается супружеская жизнь. Но Саша – романтик и музыкант, и когда ему становится совсем лихо, он в остервенении рвет струны гитары или идет слушать голоса эльфов, которые у драматурга Ярославы Пулинович и, соответственно, в спектакле почему­то обитают под землей. Крылья у них отвалились, что ли? Впрочем, это неважно. Главное, что Маша и Саша полюбили друг друга, а Ариадна Аркадьевна бросила пить и наконец вернулась к нормальной жизни. Она сменила бесформенный белый балахон на элегантное черное платье и начала мечтать о внуках. Но на горизонте вновь появляется Майка (Любовь Чистякова), воздушная и яркая, как эльф в небесной синеве, и Саша возвращается к ней. Он одномоментно забывает все страдания, которые едва не довели его до самоубийства. Великолепен эпизод, когда герой Александра Кащаева уже готов совершить прыжок в вечность, но его спасает подруга­гитара. Но разлучница Майка в погоне за красивой жизнью с очередным дружком вновь укатила в теплые края. После долгих метаний и терзаний Саша решил вернуться к Маше, но поздно. Его предательство разрушило дом, где его любили: Маша уехала в другой город, а Ариадна Аркадьевна угодила в психушку. Теперь уже навсегда. Не случайно она загодя примеряла смирительную рубашку. А ведь счастье было так возможно. Что остается героям спектакля? Конечно, слушать эльфов, голоса которых таинственно звучат из­под земли. Хотя какие… эльфы, если души героев – всмятку, а жизни – наперекосяк?

Маша Вилюнова поставила жесткий спектакль, который ставит много вопросов, но не дает ответов. В нем присутствует ненормативная лексика, но звучит она, что называется, «по делу». Актерам работается легко и свободно в первую очередь потому, что сложился ансамбль, в котором исполнители, прекрасно понимая и дополняя друг друга, ведут со зрителями серьезный разговор об ущербности жизни, где нет места искренности, состраданию, умению прощать и, конечно, любить. Поэтому, наверное, и эльфы решили спрятаться под землю.

Лариса Русова