«Врачи – это альтруисты»

Студент 5 курса педиатрического факультета Смоленского государственного медицинского  университета Матвей НОВИКОВ стал победителем областного конкурса молодежных проектов в номинации «Профилактика негативных проявлений в молодежной среде».  Его проект «Интерактивный театр «Большая маленькая проблема» вызвал большой интерес у смолян и получил субсидии на реализацию. Об этом и не только – наша беседа с ним.

– Матвей, расскажите, что из себя представляет Ваш проект?

– Идея начала зарождаться, когда я работал вожатым в лагере в Крыму. Там я увидел, что информация лучше воспринимается людьми наглядно, то есть с помощью примеров жизненного опыта. И при чрезвычайных ситуациях мы вспоминаем, что у кого­то уже был такой случай.

Я волонтер­медик и заместитель регионального координатора Всероссийского общественного движения «Волонтеры­медики» Алексея Масляного. Одно из направлений нашей деятельности – санитарное просвещение населения, мы рассказываем о здоровом образе жизни и профилактике различных болезней. Ни для кого не секрет, что лучше заняться профилактикой, чем в дальнейшем – лечением. И для своего проекта я выбрал тему профилактики ВИЧ­инфекции. Это одно из немногих заболеваний, которые не лечатся, но купируются. Здесь, как и в случае с онкологией, важно вовремя провести диагностику. Потому что если человек узнаёт о своем заболевании на поздних стадиях, ему уже сложно помочь.  И чтобы такого не происходило, я решил донести эту информацию до масс, и начать решил с молодого поколения. У волонтеров­медиков есть лекции на тему ВИЧ­инфекции, но они, на мой взгляд, немного скучные. Если же показывать истории со сцены, то это будет производить эффект. В наше время прогресс не стоит на месте, создаются интерактивные фильмы, где ты не просто воспринимаешь информацию пассивно, а погружаешься в сюжет и перенимаешь всю трагедию на себя, так почему театр не сделать интерактивным?!  Я планирую, что в спектаклях моего проекта перед каждым зрителем будет две кнопки, на которые они смогут нажимать. Таким образом зритель будет выбирать действие, которое должен выполнить главный герой. Благодаря этому люди смогут «примерить» ситуацию на себя.

Мы уже показали постановку на тему ВИЧ­инфекции в СГМУ. И зрители в большинстве своем отвечали на все вопросы правильно, потому что это студенты­медики, и у них эта тема проходит красной нитью на протяжении всего обучения. И теперь я решил обратиться к аудитории 9–11 классов, чтобы на выходе из школы  они были подготовленными. Еще планируется разыгрывать сцены, посвященные взаимоотношениям родителей и детей, ответственности перед половым партнером, ВИЧ­дискриминации, потому что любой может столкнуться с ВИЧ­инфицированными людьми, и здесь важно не допустить демонизации этого заболевания. Нельзя думать, что ВИЧ­инфицированные – это антисоциальные личности, наркоманы и люди без определенного места жительства. Это неправда. Есть много успешных людей, которые, к сожалению, столкнулись с этим заболеванием. Это могло произойти по разным и не всегда зависящим от человека обстоятельствам.

Ежегодно, в третье воскресенье мая, проходит Всемирный День памяти умерших от СПИДа, а 1 декабря –
Всемирный день борьбы со СПИДом. Но я не вижу в Смоленске на эту тему социальной рекламы, которая была бы постоянной. Единственная надпись о том, что можно «провериться», есть у нас на некоторых маршрутках. Это хорошо, но мне кажется, этого мало. Потому что люди не понимают, зачем им это надо. Поэтому я хочу развесить по городу маршрутный лист с афишами. Об этом мы говорили на церемонии награждения победителей конкурса с губернатором Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским. Он обещал оказать содействие в этом деле.

Сейчас надо разработать интересную подачу. Нельзя сделать одну афишу, посвященную всем проблемам –
это не работает. Если на афише больше двух предложений, ее не будут читать. Поэтому я решил развесить афиши в разных локациях, где каждая локация отвечает за определенный аспект ВИЧ­инфекции. Например, мало кто знает, что такое вирусная нагрузка (количество вирусных частиц в крови инфицированного на 1 миллилитр крови – А.Х.), а это очень важно, потому что у одного ВИЧ­инфицированного вирусная нагрузка может зашкаливать, а у другого она может быть неопределяемой, то есть он не выделяет в своих жидкостях вирус. И второй человек не опасен ни для себя, ни для общества.

После того как будут проведены агитационная программа и спектакли, я планирую заняться методическими рекомендациями, которые с легкостью можно будет применять на любых площадках.

– Почему Вы выбрали тему ВИЧ­инфекции для проекта?

– У меня много знакомых ровесников, с которыми мы периодически в разговоре затрагиваем личные темы. Были случаи, когда  мне как медику ребята жаловались на проявления, напоминающие молочницу. Естественно, в таких случаях я спрашивал, используют ли эти люди какие­либо методы контрацепции. И ответы делятся на три вида. Первые – вообще об этом даже не задумываются, с формулировкой «я успею», вторые – предохраняются оральными контрацептивами (девушки), и не так много тех, кто использует барьерные контрацептивы, хотя это самый разумный вариант. Если ты не ведешь половую жизнь только с одним партнером, то необходимо использовать именно барьерные контрацептивы, потому что оральные защищают только от нежелательной беременности и не спасут от заболеваний, передаваемых половым путем.

Ничего противоестественного нет в том, чтобы попросить у партнера справку о том, что он здоров. Если человек принимает решение доверить другому человеку не только свои чувства, но и здоровье (ведь когда отказываешься от барьерных контрацептивов, это считается абсолютной степенью доверия), то будет честным заранее убедиться в искренности полового партнера не только на словах, но и по результатам анализа, который можно сдать. Если ты понимаешь свою серьезность намерений с девушкой, можно вместе сдать анализы на заболевания, передаваемые половым путем. Это можно сделать бесплатно и анонимно в Смоленском кожно­венерологическом диспансере (ул. Рыленкова, д. 16А). Анализы на ВИЧ можно сдать в Центре профилактики и борьбы со СПИД (ул. Фрунзе, д. 40). В этих двух местах всегда помогут и никогда никого не осудят. Там невероятно доброжелательные врачи, они заботятся о каждом и каждого утешат и поддержат. И, кстати, терапия, которую предоставляет Центр профилактики и борьбы со СПИД, абсолютно бесплатная.

Я был свидетелем того, как человек узнал, что у него положительный результат на ВИЧ. Естественно, он начинал паниковать. И свой проект я нацелил еще и на то, чтобы люди смогли избежать паники. Потому что подростки в 16 лет очень впечатлительные и, не разобравшись в ситуации, могут совершить непоправимые поступки.

– Какова сумма выигранного гранта?

– 84 тысячи рублей, но с вычетом 13% получилось 73 600 рублей. Этой суммы будет достаточно на печатную продукцию, создание площадки и размещение информации в социальных сетях.

– Матвей, поскольку Вы учитесь в СГМУ, не могу не спросить, как повлияла пандемия на образование будущих медиков? Наверное, стало меньше практики?

– Как раз сейчас я прохожу производственную практику, мы – помощники врача. У нас есть блоки по педиатрическому профилю, по детской хирургии и акушерству и гинекологии. Мы ходим в больницы, и нам разрешают вести медицинскую документацию под присмотром врача. Если у студента есть желание, он всегда может участвовать в практике. Конечно, есть ограничения. Как и все, сейчас мы должны ходить в масках, соблюдать социальную дистанцию. У меня была практика в детском инфекционном отделении в стационаре № 2. И там я получил хороший опыт, научился вести документацию. Конечно, когда мы придем на работу, старшие коллеги нам помогут. Но есть такие вещи, которым хотелось бы научиться уже сейчас. И если студент хочет посмотреть на обход пациентов врачом, пожалуйста, пусть приходит в 9 часов утра. Конечно, есть кафедры, которые боятся коронавируса. Их можно понять, потому что там есть пожилые  преподаватели. И они переводят практику в дистанционный формат. Я не могу сказать, что это хуже или лучше – просто информация доносится по­разному. Кто­то из студентов может сказать, что во время дистанционного обучения он ничего не делает. Но я считаю, если человек не заинтересован в обучении, неважно, будет ли он ходить на практику, у него всё равно не будет знаний. А если студент хочет учиться, он найдет способы.

– Матвей, Вы за обязательную вакцинацию от коронавируса?

– Как раз когда я был на встрече с губернатором, он сказал, что собирается вводить обязательную вакцинацию. И, честно говоря, я не смог сказать, поддерживаю я это или негативно отношусь. Сам бы я вакцинировался, но поскольку уже переболел и в моем организме выработались антитела, мне не нужно сейчас делать прививку. Но я не могу выступать здесь экспертом, потому что не знаю досконально, что содержит вакцина, как она проходила клинические исследования, как действует на организм. Кроме того, нашему населению свойственен пессимизм. Если сто человек вылечились, а один погиб, естественно, обратят внимание именно на погибшего.

Вакцинация, на мой взгляд, – это личное дело каждого. Не думаю, что есть необходимость в обязательной вакцинации. Мне кажется, скорее нужна грамотная пиар­кампания на эту тему. Нужно не заставлять, а объяснять, чтобы люди сами понимали, что нужно вакцинироваться. Здесь так же, как и с ВИЧ­инфекцией – незнание порождает страх.

– Почему Вы решили стать педиатром?

– Честно говоря, с детьми мне легче взаимодействовать, чем со взрослыми. Я много работал в детских лагерях, и для меня это всегда большая радость. Дети непосредственные, они не будут хитрить и честно ответят на вопросы, которые ты им задаешь. А взрослые начинают задумываться: «А можно ли такое говорить врачу?», «А вдруг он плохо обо мне подумает?». Когда я поступал, то прошел и на «Лечебное дело», и на «Педиатрию», но у меня даже сомнений в выборе не было. Я готов к любым сложностям в выбранной профессии, тем более она очень востребована.

– Расскажите о Вашей волонтерской деятельности.

– Я стал волонтером­медиком в 2018 году. На тот момент я еще не мог работать по медицинскому профилю, потому что работать медбратьями и медсестрами нам разрешают только по окончании 3­го курса и прохождения сертификации. Конечно, я работал санитаром. Но на самом деле в мои обязанности в основном входило мытье полов, и нового опыта я не получил. А волонтерство мне очень много дало в плане развития.

В дальнейшем я планирую работать педиатром, затем поступить в аспирантуру на узкую специальность, и потом преподавать. Но я понимаю, что выбрал долгий путь. Для того чтобы работать со студентами, нужно самому набраться опыта. А будучи волонтером­медиком, я сразу могу проводить лекции, беседы. Я могу работать с любой категорией граждан. И волонтером­медиком может стать любой желающий, это вовсе необязательно должен быть студент медицинского вуза или колледжа. Самое главное – это желание помогать ближнему. И волонтеры­медики стали для меня второй семьей, они всегда помогут и поддержат. Санитарным просвещением должны заниматься врачи, но, к сожалению, у них на это нет времени. Когда из 15 минут, отведенных на прием пациента, 10 минут уходит на заполнение бумаг, ни о каком санитарном просвещении не может быть и речи. А у многих студентов есть свободное время, они очень амбициозны, могут применить свою фантазию.

Мы помогаем и врачам, и медсестрам, а это тоже дополнительная практика. Если ты чего­то не понял на учебной практике, то всегда можно наверстать упущенное в качестве волонтера.

Добровольчество мне по душе. Ни для кого не секрет, что врачи – это альтруисты, и я в том числе. Все, кто выбрал эту профессию, понимают, что заработать здесь непросто.

Напоследок хотелось бы сказать смолянам – заботьтесь о своем здоровье, берегите себя. Если после прочтения этого текста или в ходе  реализации гранта я смогу обратить внимание каждого смолянина на его здоровье,это будет самой большой наградой для меня.

– Спасибо, Матвей, за беседу. Успехов Вам!

Беседовала Александрина ХРАПАКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *