Адово месиво российского ТВ
Любая систематическая работа имеет и смысл, и результат. А компанейщина? Видимо, тоже, если она – основной метод воздействия на массы.
Вот, депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о защите русского языка. И это делает та же самая партия (она в большинстве, притом конституционном!), которая еще в недавние выборы ничего не защищала, а носилась как курица с первым яйцом с, прости господи, «праймериз»! «Президента» (должность) тоже переименуем, надеюсь? «Мэров», «префектов» – вся эта языковая гадость с тлетворного Запада коварно вползла. Искусила, аки сатана, начальство наше целомудренное – очень уж хотелось ему быть равным европейским аристократам. Зато городишки и уцелевшие в России деревеньки те же самые «сенаторы» уничижительно поименовали «поселениями». Дабы народ не забывался, чувствовал преемственность с отечественной наработкой – ГУЛАГом и его рулевыми. О как двупаспортные патриоты, яхтсмены и вилловладельцы о смердах заботятся!..
Мария Шукшина, общественный деятель и телеведущая, выступая на декабрьской сессии Московского экономического форума, поделилась интересным наблюдением: «Когда государству нужно было всех завакцинировать, включались все ресурсы: граждан увольняли с работы, лишали заработной платы, не выпускали на улицы, блокировали социальные карты пенсионерам. Вход в метро и выезд по Москве был только по штрихкодам. В магазинах не обслуживали без медицинских масок. А когда речь идет о создании условий для воспитания гармонично развитой личности на основах духовнонравственных ценностей, механизмов нет, как нам говорят».
Ну да, ну да. Вот наш глава государства подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей». Где же механизмы, недоумевает общественность. Почему «в рифму» к «высоким нравственным идеалам» (ценность номер 7 из указа) на телеэкран возвращаются скандальные токшоу? Чернуха, бытовуха, пошлятина, низменные инстинкты, алчность, жестокость – и всё это изо дня в день, годами, напоказ. С каким же презрением надо относиться к жителям «поселений», чтобы устраивать им такое «воспитание чувств», выворачивая наизнанку исподнее?!. И тут же как ни в чем не бывало экраннопошлые двурушники вещают людям об уникальности «российской цивилизации» и о величии «русского мира». Видимо, это такая психобработка, цель которой – вызвать отвращение к жизни или (конспирологический вариант) ненависть к госТВ.
Я не астролог, не нумеролог и даже не социолог. Но, помоему, дела в России очень плохи. Не помогут ни «защита русского языка», ни «традиционные ценности». Это всё компанейщина, причем довольно вялая. Вот с вакцинацией компанейщина действительно была огого! Но тогда о количестве умерших, зараженных, уколотых мы докладывали в мировые верха – во Всемирную организацию здравоохранения. А кому докладывать о следовании «нравственным идеалам» или о «чистоте речи»?! Очень сложно обнаружить в России структуру на высшем уровне власти, которая 1) действительно, а не на словах была бы в этом заинтересована; 2) сама бы являлась образцом для народа. Вот и получается, что государство у нас есть, в нем сильные репрессивные и фискальные функции, а нравственного содержания в нем давно нет.
Потому и бегут люди из России. Те, что побогаче, помоложе, с хорошей профессией – в другие страны. А те, что победнее, попроще – на тот свет. Данные ООН 2021 года: по продолжительности жизни Россия на 179м месте в мире, последняя в загнивающей и замерзающей Европе. А что касается мужчин трудоспособного возраста, то мы на 212м месте. Даже в Бурунди, Джибути, Анголе, Демократической Республике Конго, Либерии, Мали, Гане, Габоне мужчины живут дольше. Кстати, жизнь – на 1м месте в указе о традиционных ценностях. Но, сами понимаете, «механизмов реализации нет», посему к происходящему вымиранию надо отнестись с пониманием.
В то же время ВЦИОМ сообщает: индекс счастья в октябре 2022 года у россиян составил 66 пунктов из 100. Как же так? Мы живем в вымирающей стране, у нас вооруженный конфликт с соседями, экономическое противоборство более чем с пятьюдесятью странами, цены растут, доходы падают – и при этом народ счастлив?! Но тут нет никакой загадки. Перефразируя Карла Маркса, можно сказать, что «телевидение – опиум для народа». Это та самая структура, которая заместила и нравственную суть государства, и его идеологию, и метафизику. «Черная икона» телеэкрана возносит или низвергает человека, предает анафеме или, наоборот, обливает елеем города и целые народы, а жрецы (телеведущие) этой «новой церкви» читают проповеди, служат мессы, шаманят, посылают проклятья и провозглашают «священные цели» для многомиллионной паствы. И всё это адово месиво перемежается официальной и скрытой рекламой, вкраплениями из советской эстрады и кино, репортажами военкоров, «светскими новостями» и патетическими призывами к «духовной мобилизации».
В середине XIX века Китай проиграл Англии и Франции две опиумные войны. Для страны наступил «век унижения». Опиум, пусть даже и ментальный, изощренное «орудие цивилизации». Копия американского «Шоу Джерри Спрингера» воскресла на российском ТВ. Между прочим, журнал «TV Guide» назвал это шоу в 2002 году худшей телевизионной программой всех времен. Ну правильно! Зачем нам брать от США лучшее? Например, технологии производства микросхем, литографическое оборудование. «Колонии духа» довольствуются медийными отбросами.
На сессии Московского экономического форума его председатель, промышленник Константин Бабкин, поставил принципиальный вопрос: «Сегодня люди, которые в том числе находятся на СВО, спрашивают: а к чему мы стремимся? Что такое победа? Где тот Рейхстаг, который нужно взять, чтобы мы победили?» Сам глава МЭФ отвечает на этот вопрос так: «Победить для России – означает построить здоровую, мощную экономику и – шире – сохранять и развивать свою цивилизацию (цивилизацию России)».
Есть чтото конфуцианское в том упорстве, с которым эксперты форума продвигают именно экономическое направление в эпоху медийных спекуляций и «опиумного сознания», которое, кстати, в значительной мере присуще и правящему классу России. Надежда на авось, на то, что всё както само собой устроится, «рассосется», упования на «феномен Ванги» или на телевизионные кликушества уводят наших управителей в сторону от реальных фактов. А они таковы: после 2012 года российская экономика практически не развивается. «ВВП на душу населения у нас меньше, чем в Португалии, Турции. Меньше, чем в бывших соцстранах. И даже меньше, чем в странах Прибалтики –
Литве, Эстонии. И это отставание будет увеличиваться», – заявил на сессии МЭФ академик РАН Роберт Нигматулин, выступивший с фундаментальным докладом «Экономическая война. Экономический и демографический кризисы. Что и как делать». Один из выводов –
«нужна коренная смена вектора развития». Разумеется, вместе со сменой людей в правительстве, в первую очередь, отвечающих за экономический блок.
Опросы по индексу счастья ВЦИОМ дают нам «среднюю температуру по госпиталю» – большинство телезрителей всё устраивает. Остается только гадать: так ли оптимистичны сами производители телезрелищ? Правящая бюрократия? Те, кто гордо называет себя «российской элитой»? Думцы и депутаты всех уровней? Главы регионов и сотрудники их администраций? Их не удивляет, например, что «бензин и электроэнергия в РФ в два с лишним раза дороже, чем в США, как по паритету покупательной способности, так и по отношению к ценам на однородные товары» (данные Роберта Нигматулина)? Никакие сомнения не закрадываются? Что с таким раскладом можно быстро дойти не до Рейхстага, а до Гааги?..
Начать работать на созидание никогда не поздно. «Очнитесь, люди русские, // Нет ряда серединного: // Сломать дороги узкие // Вставайте до единого». Наши предки смогли, и мы сможем. Если будем хозяевами своей жизни, а не рабами чужих планов.
Лидия Сычева, политолог