Раиса Ермишина: «Главное – загореться идеей»

Гостем очередного выпуска авторской программы
Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион­67»)
стала председатель правления областной общественной организации «Смоленское музыкальное общество» Раиса Ермишина. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.

 

– Здравствуйте, Раиса Ивановна.

– Здравствуйте, Сергей Витальевич.

– Не прошло и 19 лет, как мы снова встречаемся в программе «Диалоги». Я никаких изменений во внешнем виде не наблюдаю. И вот думаю – генетика это, что ли?

– Сергей Витальевич, аналогичный комплимент.

– …Или свой личный косметолог?

– Спасибо за комплимент. Во­первых, очень приятно. Во­вторых, активный образ жизни. Вы знаете, я – всегда танцующая, поющая, играющая. И как какие­то неприятности, я сразу – либо в бассейн, либо танцевать. Это снимает психологическое напряжение и помогает быть всегда в форме.

– Раиса Ивановна, если я не ошибаюсь, в сфере культуры Вы работаете уже 48 лет. Откуда у деревенской девчонки эта тяга к искусству, к культуре? Родители, школа, учителя?

– Я родилась в очень глухой деревне в Духовщинском районе, за пять километров ходила в школу, но, к счастью, раньше были уроки пения. И сейчас я стараюсь делать всё возможное, чтобы их возродить, потому что вокальная школа сейчас уходит. Я говорю как человек, который проводит международные конкурсы. И вот эти уроки пения помогли мне понять, чем я должна заниматься. А я всегда старалась быть солисткой. У меня был преподаватель по пению, который работал еще и баянистом в районном Доме культуры, он меня заметил, и в девятом классе я уже была солисткой районного Дома культуры, приезжала в свою деревню с концертами. Как сейчас помню, «Шиты золотом сапожки русские» пела, поэтому у меня никаких  других планов, как только идти в сферу культуры, и не было. И за все годы, что я работаю, в самые трудные моменты, в самые тяжелые (а зарплата всегда была низкая), я никогда в жизни не пожалела, что выбрала эту профессию. Я счастлива, что работаю в сфере культуры.

– Раиса Ивановна, Вы окончили культпросветучилище…

– Да, дирижерско­хоровое отделение. Но я еще окончила Ленинградскую ордена «Знак Почета» Высшую профсоюзную школу культуры. Четыре года очно. С отличием окончила. Мне этот вуз дал очень много. Я там сдавала, например, историю балета. А чтобы ее сдать, надо было посещать балеты Кировского театра, сейчас Мариинского. Чтобы сдать историю архитектуры, надо было провести экскурсии по Санкт­Петербургу. Чтобы сдать изобразительное искусство, надо было в Русском музее провести экскурсию. То есть общий уровень преподавания был высочайший.

– А я хочу спросить про наш институт искусств, потому что время от времени возникают разговоры: нужен он, не нужен. Вот сейчас бы Вы посоветовали девушке, парню поступать в это учебное заведение?

– Мне кажется, культура на Смоленщине – это основное, что нужно в первую очередь развивать. И конечно, институт искусств нужен. Я с удовольствием посоветую туда поступать. Моя внучка там учится. Дочь пошла по другой линии, а вот внучка… Я очень надеюсь, что она продолжит мое дело. Она поющая, она играющая на гитаре лучше, чем я, причем на всех видах гитары играет. Я считаю, что обязательно надо советовать поступать туда. Но главное, чтобы был талант. И чтобы не просто оканчивали, а знали, что это на всю жизнь, и не боялись трудностей.

– Я хочу, чтобы мы послушали фрагмент программы «Диалоги» с Вами. Это 2004 год, где мы говорим на эту тему.

«Я могу провести такой экскурс в историю. Если взять, например, группу, в которой я училась, у нас поступили 36 человек, окончили 15. Работают, как бы не соврать, двое или трое. Вот, пожалуйста, результат. Сейчас уровень преподавания довольно высокий. Другое дело, что уровень трудоустройства низкий».

Что скажем сегодня? Уровень образования, уровень трудоустройства…

– Трудоустройство, мне кажется, осталось на том же уровне, очень сложно найти себе работу. Для этого прежде всего надо создавать условия. Это задача руководителей Смоленской области. Смоленская земля рождает много талантливых ребят. Но их  надо  поддерживать, поддерживать наших выпускников. Вспомню не такое уж далекое прошлое. Раньше ведь был даже специальный поезд, я была солисткой ансамбля, и мы ездили по всей Смоленской области, для того чтобы показывать искусство и именно привлекать к поступлению в такие вузы, выступали в каждом Доме культуры.

– Многие с ностальгией вспоминают, что эти Дворцы культуры, Дома культуры были центром …

– Центром притяжения. Знаете, на клубный огонек и в библиотеки сходились все. Это был действительно центр притяжения. Все заметные события происходили там – и совещания какие­то, и собрания, и концерты самодеятельности, и концерты профессионалов, которые приезжали. Автоклуб у нас был, когда я работала в Дорогобуже. С автоклубом мы ездили агитбригадами, проводили очень много мероприятий для детей. Было очень много поющих, мы пропагандировали народное творчество. Это очень важно – сохранить истоки народной песни, народного костюма, а смоленский костюм своеобразен: это четко три цвета – черный, красный, желтый. Своеобразное народное пение именно Смоленской области… Я проводила много раз фольклорные фестивали в танцзале «Молодость», у нас собиралось до шестисот детей. Сначала шестилеточки пели, и постепенно доходило до бабушек, которые показывали свое мастерство, а потом Академия музыки имени Гнесиных, которая уже профессионально выступала. Знаете, это нужно обязательно сохранять. Сейчас, в связи с тем, что убрали уроки пения, уходит вокальная школа. Я много лет провожу международные конкурсы, конкурсы исполнителей эстрадной, джазовой и классической музыки и замечаю, что перестали приезжать вокалисты, хотя в начале конкурс вокалистов мы проводили чуть ли не два дня. А сейчас приезжают один­два вокалиста. Меня это очень беспокоит.

– Трудоустройство еще тем затруднено, что огромное количество Домов культуры просто закрылись. Поэтому можно еще в Смоленске устроиться, в Ярцеве, Сафонове. Но дальше – тишина.

– Как пошло укрупнение, исчезли многие деревни, так – и всё.… А потом, очень важна оснащенность Домов культуры, библиотек. Сейчас же у всех компьютеры. Надо, чтобы в Домах культуры было то, чего нет у тебя дома – виртуальные кинотеатры, выступления «живых» артистов. Они, действительно, должны опять стать центром притяжения. Ремонт хороший чтобы был сделан, чтобы крыша не текла. Этому нужно уделять больше внимания.

– Конечно, те, кто интересуется музыкальной культурой, вообще искусством Смоленской области, Раису Ивановну Ермишину знают очень хорошо. Потому что я уже сказал – 48 лет работы в Смоленской области. А тем, кто не очень в курсе, скажу, что даже за полчаса невозможно перечислить те фестивали, концерты, конкурсы, которые Вы проводили и проводите, Вы организовываете. Вот лишь несколько. Всероссийский фестиваль «Композиторы России – детям», Международный фестиваль фортепианных дуэтов, Всероссийский фестиваль народных оркестров; и Первый съезд творческих Союзов Российской Федерации состоялся здесь, в Смоленске, благодаря Вам, и Первый Всероссийский съезд музыкальных деятелей России…

– С Валерием Гергиевым…

– И «Смоленский бриллиант», и «Хрустальная лира»… Силы, Раиса Ивановна, откуда?

– Вы знаете, мне интересно. Я вот загораюсь какой­то идеей. Понимаете, что такое провести Всероссийский фестиваль народных оркестров? Это значит продолжить дело Дубровского, Калинина, ведь сюда приехали все великие оркестры России. На конкурс «Композиторы – детям» приехали тридцать композиторов со всей России. Приехала Александра Николаевна Пахмутова. Мне было так приятно с ней пообщаться, и с Николаем Николаевичем Добронравовым. Мы для нее делали творческий вечер.

– Подождите минуточку. «Я загорелась идеей». Как всё просто – загорелась и пошло, и пошло, что ли?

– Если я загорелась, я обязательно доведу дело до конца. И денег найду, и спонсоров найду, и место, и привлеку действительно великих – всё сделаю. Кстати, на конкурс эстрадной и джазовой музыки к нам до сих пор приезжают и Сергей Сергеевич Жилин, народный артист России; и Даниил Борисович Крамер, народный артист, великий джазовый музыкант. Он приезжает, если не ошибаюсь, седьмой или восьмой раз председателем жюри. Причем он очень хороший председатель. Одно дело быть –
хорошим музыкантом, а другое дело – уметь сидеть в жюри и правильно оценивать участников. А это очень важно – независимая оценка. И мастер­класс он дает. И солисты Большого театра приезжают, и Игорь Михайлович Бутман. А Вы знаете, почему я стала проводить конкурсы 17 или даже 18 лет назад? Ко мне стали приходить музыкальные педагоги: «Раиса Ивановна, у нас нет денег, а мы так хотим своих учеников вывезти и туда, и туда». Я говорю: «А зачем вам ехать? Пусть все к нам приезжают, на великую Смоленщину. А вы будете приходить и участвовать и заодно смотреть на всех участников». И с тех пор эти конкурсы пользуются огромной популярностью. К нам приезжают очень много участников со всей России, из Белоруссии. Мне это очень приятно.

– Чем Вы берете этих знаменитостей? Обаяние – это понятно, но по телефону обаянием не возьмешь…

– Убеждением, ну и гонорар тоже очень важен. Я считаю, что каждый достоин определенного гонорара, и надо к этому уважительно относиться. Если он говорит – такая­то сумма, значит, эта  сумма должны быть выплачена.

– Раиса Ивановна, откройте секрет, если не называть имен, то какой всё­таки порядок цифр гонорара?

– Бывает и 50 тысяч, бывает и больше… А кого­то убеждаю за 10 тысяч приехать. Но нужно обеспечить, конечно, и проживание, и проезд и т.д. Хочу сказать, что все великие музыканты очень порядочные люди. Если я говорю, что нам очень сложно, особенно когда я провожу конкурс для детей­сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей­инвалидов, то соглашаются вообще бесплатно. Но я всегда даю даже какой­то маленький гонорар, это же всё равно работа. Поэтому мне очень приятно с этими великими людьми работать, они честно и порядочно выполняют свои обязанности и знают, что это просто необходимо.

– Хорошо. А Смоленское музыкальное общество на что живет?

– Я практически ежегодно выигрываю гранты. Гранты Администрации Смоленской области, гранты президентские очень много выигрывала. У нас есть свой прекрасный танцевальный зал, мы там немножко денег зарабатываем. И что еще важно отметить. Мы заказываем в Москве замечательные призы, кубки, награждаем каждого ребенка. Даже если ты не лауреат, ты получаешь диплом участника конкурса с подписью всех членов жюри, и медали получают участники конкурса, а лауреаты получает кубки. Это очень важный привлекательный момент.

– Хочу такую параллель провести. Вы, конечно, помните Исаака Израилевича Хацкевича, Царство ему небесное, который много­много лет был директором Смоленской филармонии, и именно потому, что он был много лет, он запросто мог позвонить Ростроповичу, Вишневской, Рихтеру, и многим другим. И его знали, и он знал всех, поэтому, конечно, огромное преимущество Смоленска и Смоленской области в том, что Вы так долго занимаетесь этим, потому что очень много зависит от личных связей. Если Вас уважают, то к Вам едут. В таких заведениях, как филармония, как театр, вот на таких должностях надо работать долго, чтобы не было чехарды, как у нас до недавнего времени с филармонией было. Здесь, конечно, роль личности, в данном случае, Вашей личности, просто не подлежит никакому сомнению.

– Сергей Витальевич, мне кажется, надо, во­первых, любить свою работу, во­вторых, быть профессионалом, как Вы абсолютно правильно сказали, накапливать опыт. И когда разговариваешь с великими, ты разговариваешь на профессиональном языке, и это очень важно. Это тоже убедительный момент, и человек проникается к тебе уважением, и у нас сразу получается контакт.

– Еще раз вернемся в 2004 год и послушаем Вас.

«Поднимаем всё время вопрос о принятии закона о поддержке творческих Союзов, о статусе творческого работника. Это очень важно, потому что на федеральном уровне он, видимо, будет принят нескоро, а на областном уровне я доказываю будучи и членом общественной Палаты областной Думы, и членом Совета по культуре и искусству при администрации, при губернаторе, что такой закон нам надо принять, потому что надо поддерживать этих людей, которые прославляют нашу Смоленщину. Когда народный художник получает мизерную пенсию – это всё­таки стыдно. Будучи председателем координационного Совета творческих Союзов, я стараюсь это пробивать. Ведь по доходам после нас только бомжи, потому что если социальную сферу взять, то сначала по оплате идет здравоохранение, потом – образование, а потом – культура. Мы всегда по остаточному принципу, и творческие Союзы по статусу – это общественная организация, как, допустим, «Любители пива»… И до сих пор наш статус не обозначен. А ведь мы определяем профессиональное искусство области, профессиональную культуру. И то, что государство о нас практически не заботится, – это очень печально. Когда я выступала в областной Думе, то сказала: «Уважаемые предприниматели, сидящие здесь, неужели вам не надоело, что мы, профессиональные работники культуры, заслуженные работники, заслуженные артисты, ходим к вам с протянутой рукой. Вы уже устали, вы закрываете двери, кладете трубки, не хотите с нами разговаривать, потому что если только работник культуры – ясно, что он просит деньги. Давайте примем этот закон, и всё встанет на свои места».

Прошло 11 лет. Воз и ныне там. Вопрос: а что должно быть в этом законе?

– Отдельный закон изменит очень многое, потому будет определен статус творческого работника. Во­первых, творческие работники должны получать доплаты за выслугу лет – раз, за звание –
два. Мы по своему статусу не будем относиться к общественным организациям. Что такое общественная организация? Три человека зарегистрировали новый Творческий Союз, потом поругались, и каждый создал свой Союз, и министерство говорит: как мы будем работать, если вас такое огромное количество?! Вот у нас два Союза композиторов, два Союза писателей. А так не должно быть. Раньше была четкая система работы Творческих Союзов. И в Союз было очень тяжело войти, для этого надо было иметь определенные работы. Обязательно должен быть принят закон, который проведет эту грань. Я выходила и на Советника по культуре при Президенте и говорила: вы вот Совет по культуре проводите, давайте при вас сделаем представительство советников по культуре со всей России. При каждом губернаторе должен быть такой советник. И если у вас будет такой институт советников губернаторов по культуре со всей России, то они будут поднимать самые наболевшие вопросы, и вы тогда сможете конкретно ставить их перед президентом.

– Я знаю и те, кто следит за Вашей работой, знают, что Вы много раз выступали кандидатом на различных выборах, даже на выборах мэра. Кто­то иронизирует на этот счет, кто­то поддерживает, но я думаю, что в основе лежит опять­таки стремление обратить внимание на культуру, хотя бы на этапе предвыборной борьбы.

– Сергей Витальевич, не прославиться, ни в коем случае, а именно обратить внимание на культуру, и поскольку я знаю культуру снизу, начиная от сельских домов культуры, клубов, я знаю, что нашей сфере нужно. Я знаю профессиональную культуру, что нужно театрам, оркестрам (всё­таки я была директором оркестра Дубровского). Конечно, в Думе должен быть профессионал, который четко,  обстоятельно, обоснованно будет ставить вопросы о поддержке культуры, поэтому, конечно, очень хотелось попасть, но сложно.

– Раиса Ивановна, я не могу не спросить про конкурс «Голос», а точнее  – «Голос. 60+», где и Вы заявились. Конечно, это тоже знаменательное событие для Вас и не только для Вас. Хотим знать изнанку, как всё проходит: отбор, прослушивание…

– Наверное, всем интересно – «чего ты туда пошла?» Ну, во­первых, когда­то на Первом канале мы с Всероссийским музыкальным обществом и с моим участием проводили Всероссийский конкурс исполнителей народной песни «Голоса России». И гордость была за Смоленщину, когда на Первом канале в самое лучшее время звучало: «Говорит и показывает Смоленск». «Голоса России». И так было дважды раз в два года. Потом мы возродили этот конкурс, но в другом формате. Канал «Культура» поддержал, и он уже назывался «Конкурс исполнителей народной песни «Голоса России». Так вот я хочу, чтобы Смоленщина вновь зазвучала на федеральных каналах – и на «Культуре», и на Первом. Наша Смоленщина – великая. Мы заслуживаем это. А мы как­то ушли вообще в тень. И сколько я не пробивала, как­то не получается, я подумала, ну пойду сама, попробую здесь пройти.

– Замечательно.

– Хочу сказать, что я пробовалась три раза. Первый раз послала свою анкету и не прошла, потому что уже набрали участников. Второй раз я прошла. Меня пригласили. Я приехала, но не взяла гитару и немножко растерялась: с чужой гитарой трудно очень сыграть. И третий раз я уже так успешно прошла, что мне на прослушивании даже сказали: Вас лично хочет прослушать главный продюсер Первого канала Юрий Викторович Аксюта. Я сыграла на гитаре и спела. Народу там очень много, и оперные певцы, и эстрадные, которые каждый день репетируют – и я, так сказать, не поющая постоянно. Думаю, надо чем­то удивить, и я сыграла на гитаре, станцевала и спела русскую народную песню, поскольку мне свою песню, которую я написала, запретили петь. Я говорю – а я еще и танцую. Можно станцую? Станцевала. Мне говорят: Вы у нас единственная танцующая участница, поэтому Юрий Викторович Аксюта хочет сам Вас еще раз посмотреть. Я зашла с гитарой – «Нет, нет, Раиса Ивановна, Вы нам еще раз русскую народную и еще раз, пожалуйста, станцуйте». Таким образом, я прошла. «Так, Вы утверждены, завтра на репетицию». И потом уже с оркестром мы репетировали. Нужно было привести пять произведений, из которых они выбирали. Выбрали «Bеsame mucho».Так что я буду петь на испанском языке.

Я хочу акцентировать внимание, что цель моя – не прославиться самой, а рассказать о Смоленщине. Это очень важно. Я давала интервью, рассказала о нашем славном городе Смоленске, что это третья музыкальная столица России, что музыкальное общество у нас стало третьим после Санкт­Петербурга и Москвы. И мне важно было очень хорошо там выступить. А это проходит не в Останкино. Это проходит на «Мосфильме», ставятся декорации. С нами очень много работали стилисты, утверждали костюмы, работали над имиджем. Мне сказали, что я прохожу в первой пятерке в следующем конкурсе, это будет в конце июля, и я уже там выступаю.

– Будем болеть, конечно. Вся Смоленщина будет Вас поддерживать.

– Здесь очень важен именно психологический подход, потому что это огромнейшее напряжение. Когда ты выходишь, вокруг множество камер, тебя готовят: вот это точка, ты здесь должен встать, вот микрофон, ты должен так его держать, сюда не заходи, вот туда иди. За тобой идет камера, впереди идет камера, не надо бежать за камерой. И у тебя уже такой мандраж, ты выходишь, туда боишься, сюда боишься, а еще же надо спеть хорошо.

– Живой же звук?

– Живой звук, поэтому важно настроиться так, чтобы получить от своего выступления удовольствие, и всё. А там… Ну будет как будет.

– Раиса Ивановна, а я получил большое удовольствие от нашей встречи. Я хочу Вас поблагодарить и сказать, что на таких, как Вы, подвижниках и держится культура, и поэтому долгих Вам лет жизни, долгих лет творческой работы, чтобы всё у Вас получалось. А я обещаю, что мы в следующий раз встретимся не через 19 лет, а значительно раньше. Так что успехов Вам и здоровья.

– Спасибо.

P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».