Славься, Глинка! Славься, фестиваль!

Десять дней 65­го юбилейного Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки пролетели как одно прекрасное мгновение, которое непременно хотелось остановить. Хотя бы еще на один музыкальный вечер.

Прекрасны были афиша фестиваля в целом и каждый концерт в отдельности. И думается, что каждый слушатель задавал себе вопрос: как администрации Смоленской областной филармонии удалось сделать участниками фестиваля исключительно звезд мирового уровня? Кто или что помогло? Министерство культуры России, личные связи (не секрет, что от них тоже многое зависит) или просто магия имени нашего великого земляка, на родину которого с удовольствием съезжаются большие музыканты? А может быть, просто не стоит забывать о том, что у истоков фестиваля стоял непревзойденный русский тенор Иван Семенович Козловский, а в концертах глинковской декады (так первоначально назывался фестиваль) принимали участие и Мстислав Растропович, и Святослав Рихтер, и Эмиль Гилельс, и Ирина Архипова, и Евгений Нестеренко и многие­многие другие, имена которых сами по себе звучат как музыка. Михаил Глинка – велик, его имя первым из имен плеяды русских композиторов вошло в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Его творчество высоко ценили в Европе, а в России он всегда был и остается непререкаемым музыкальным авторитетом.

Артем Варгафтик – известный музыкальный критик, один из лучших отечественных теле­ и радиоведущих – в этом году впервые стал участником фестиваля (отдельное спасибо администрации Смоленской филармонии), предваряя исполнение Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского увертюры к опере «Руслан и Людмила», рассказал знаковую, в чем­то забавную историю. Оказывается, на открытии Московской консерватории 1 сентября 1866 года в концертной программе отсутствовали произведения М.И. Глинки, и молодой преподаватель консерватории Петр Ильич Чайковский решил исправить эту, мягко говоря, оплошность, без позволения высокого начальства. Он вышел на сцену и сыграл на рояле увертюру к «Руслану». Зал ответил ему громом благодарных аплодисментов.

На юбилейном 65­м музыкальном фестивале имени М.И. Глинки гром аплодисментов благодарных зрителей звучал на всех без исключения концертах после исполнения каждого номера. Аплодировали исполнительскому мастерству артистов, гениальности композиторов, создавших музыку на все времена, и, конечно, организаторам фестиваля, тем, кто предоставил возможность на целых десять дней погрузиться в волшебный мир звуков, стать непосредственными участниками большого музыкального события. На фестивалях, подобных нашему, музыканты и слушатели становятся единым целым, потому что первые, Богом избранные, исполняют, а вторые внимают величайшим образцам загадочного искусства – музыки, которую, по утверждению того же М.И. Глинки, «создает народ, а композиторы только аранжируют».

Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки – явление в отечественной культуре совершенно особенное. Он – старейший в России, достойно переживший и сложные перестроечные года, и не простые ковидные времена. Вопреки всему, фестиваль живет и развивается. Благодаря ему зажигаются новые звезды, появляются интересные формы общения со слушателями, продолжают успешно развиваться проверенные временем традиции.

Ежегодно 1 июня, в день рождения композитора, у памятника в его честь ровно в 12 часов дня, как и много лет назад, собираются жители города, чтобы почтить память великого земляка и возложить цветы к подножию монумента. Конечно, не все они меломаны и знатоки творчества Михаила Ивановича, смоляне приходят сюда просто по зову сердца и требованию души, в которой живет свой Глинка. В исполнении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым Игорь Каждан) звучали симфонические произведения М.И. Глинки, романсы композитора исполняли солисты Смоленской филармонии Людмила Каминская, Евгений Мишутин и Александр Ильющенков.

А какие замечательные музыкальные праздники в первое воскресенье июня проходят в родовом гнезде Глинок – мемориальном музее­усадьбе в селе Новоспасское! В концертах праздника непременно участвуют артисты смоленской филармонии, творческие народные коллективы из Смоленска, Ельни, других районных центров области, соседней Беларуси, певцы и танцоры из ближайших сел и деревень. На личных автомобилях или общественном транспорте приезжают многочисленные туристы. Музыка и песни звучат в Новоспасском до глубокого вечера – народ гуляет и чествует композитора, в час рождения которого, как гласит семейное предание, в старинном приусадебном парке запели соловьи. Этот действительно всенародный праздник давно и успешно проводят сотрудники музея­усадьбы М.И. Глинки во главе с директором Татьяной Михайловной Чибисовой при поддержке Ельнинской районной администрации.

В этом году впервые к музыкальному фестивалю имени М.И. Глинки активно готовилась Смоленская региональная организация Союза художников России, члены которой стали участниками пленэра в стенах исторического здания Смоленской областной филармонии. В течение нескольких месяцев 30 художников создавали наброски, зарисовки, этюды, на основе которых родилось 90 произведений живописи, выполненных в различных техниках и жанрах. Картины рассказывают о жизни артистов филармонии, репетициях и концертах. Представлены на них и интерьеры роскошного здания бывшего Дворянского собрания: зрительный зал с изумительными люстрами, репетиционные комнаты, фойе первого и второго этажей. Полотна смоленских мастеров изобразительного искусства выставлены на трех площадках: в Смоленской филармонии, в КВЦ имени Тенишевых и в Смоленском драматическом театре, на сцене которого 26 мая состоялось открытие 65­го Всероссийского музыкального фестиваля имени М.И. Глинки.

Концерт назывался «Два века русской музыки». В исполнении старейшего оркестра – Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Владимир Федосеев, а дирижировал в этот день Денис Лотоев) прозвучали произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича. А предварял выступление этого прославленного коллектива трогательный сюрприз: видео­обращение к смолянам залуженного деятеля искусств РФ, многолетней неподражаемой ведущей музыкальных фестивалей имени М.И. Глинки Жанны Григорьевны Дозорцевой. Она тепло вспоминала дни, проведенные в Смоленске, участников и гостей фестивалей прошлых лет, митинги­концерты у памятника композитору, где она непременно произносила «Слово о Глинке» и, конечно, особо любимые ею музыкальные праздники в Новоспасском.

Жанна Григорьевна Дозорцева, бесспорно, самая яркая, а потому негасимая звезда фестивалей прошлых лет. Она так много знает о Глинке, так искренне любит творчество композитора и замечательно его пропагандирует, что встречи с этой удивительной женщиной, талантливейшим музыковедом­просветителем всегда будут жить в памяти тех счастливчиков, кому довелось ее видеть и слышать.

Видеообращение Жанны Григорьевны Дозорцевой создало особую атмосферу светлого праздника, а бесспорным подтверждением тому, что он наступил, стало исполнение Государственным академическим Большим симфоническим оркестром под управлением Дениса Лотоева увертюры к опере «Руслан и Людмила». Концерт для скрипки с оркестром в сопровождении оркестра исполнил скрипач­виртуоз, достойный продолжатель славных традиций музыкальной династии Коганов­Нейгаузов Даниил Коган. Во втором отделении концерта прозвучала достаточно редко исполняемая Пятая симфония Д.Д. Шостаковича.

В афише фестиваля были представлены музыкальные жанры на любой, самый избирательный вкус смоленских меломанов. Любителей хорового пения безусловно порадовал концерт «Голоса России» с участием Камерного хора Московской консерватории имени П.И. Чайковского и Фольклорного ансамбля Российской академии музыки имени Гнесиных. Поклонники джаза наслаждались классическими джазовыми композициями в исполнении Государственного Камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лунстрема под управлением Бориса Фрумкина.

Состоялась на фестивале и всероссийская музыкальная премьера. Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк), Смоленский русский народный оркестр имени В.П. Дубровского, Смоленский Камерный оркестр (дирижировал двумя оркестрами Игорь Каждан), солисты филармонии Ольга Кузьмина и Евгений Мишутин исполнили «Патетическую ораторию» Г. Свиридова на стихи В. Маяковского. Это сложнейшее для исполнения произведение было подготовлено непосредственно к фестивалю имени М.И. Глинки.

Не прошло незамеченным и главное музыкальное событие этого года – 150­летие со дня рождения С.В. Рахманинова. Известная московская органистка Олеся Кравченко включила в свой сольный концерт «Музыка органа» два романса композитора в исполнении солистов Смоленской филармонии Людмилы Каминской и Анатолия Смирнова, тем самым наглядно доказав, что наш орган вполне достоин быть аккомпанирующим инструментом. Творчеству С.В. Рахманинова был посвящен и концерт «Рахманинов. Эмиграция». В сопровождении Смоленского Камерного оркестра под управлением Игоря Каждана Фортепианные концерты С.В. Рахманинова исполнили пианисты­виртуозы, лауреаты международных конкурсов Елена Дроздова и Петр Аверин.

Настоящим откровением для поклонников искусства хореографии стал спектакль «Легенда о Ромео и Джульетте» в исполнении артистов театра Национального испанского танца «Фламенко». История запретной любви юноши и девушки из враждующих кланов была рассказана на языке страстного танца фламенко под чарующий перебор гитарных струн, музыку каблуков и кастаньет, ритмичные взмахи вееров и таинственное шуршание многослойных юбок танцовщиц. При переполненном зрительном зале прошел концерт прославленного коллектива – Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, и хотя «моисеевцы» довольно частые гости музыкальных фестивалей имени М.И. Глинки, билеты на концерт разлетелись со скоростью звука. Вот и на этот раз они ошеломили зрителей пластичностью, ювелирной отточенностью движений, высочайшим уровнем хореографического мастерства и разнообразием исполняемых танцевальных композиций.

Завершился 65­й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки мощным аккордом – грандиозным концертом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста СССР Юрия Башмета.

И в заключение хочется еще раз сказать огромное спасибо руководителям Смоленской областной филармонии за блистательный праздник, покоривший высокой культурой организации и проведения , хорошим музыкальным вкусом, утонченной избирательностью при формировании афиши фестиваля и безошибочным определением его участников.

Лариса Русова