«Альфа транс» и «Стабна»: история успеха и надежности

Далеко не все знают, что наша область стала одним из регионов, где создаются особые экономические зоны (ОЭЗ) – территории со специальным юридическим статусом, на которых действуют льготные условия для предпринимателей. ОЭЗ создаются в регионах, которые обладают достаточным потенциалом для развития. И тот факт, что на Смоленщине появилась особая экономическая зона – лучшее подтверждение, что наш регион имеет перспективы к росту промышленности и обладает инвестиционной привлекательностью.

В конце мая предпринимательское сообщество России отмечает свой профессиональный праздник. В этот день мы чествуем целеустремленных и инициативных людей, тех, кто сумел не только создать свое дело, но и успешно развивает его. Именно благодаря им растет экономика регионов и страны в целом, снижается уровень безработицы, повышается благосостояние россиян. Конечно, стать эффективным предпринимателем удается не всем, даже перспективная идея не всегда приводит к хорошему результату. Поэтому­то так интересны нам истории тех бизнесменов, чья энергия, дальновидность и, без преувеличения, предпринимательский талант вкупе с готовностью упорно трудиться становятся залогом успеха. С одним из таких людей и его активно развивающимся делом мы и хотим познакомить наших читателей.

С Евгением Викторовичем Гитлиным, одним из создателей предприятий группы компаний «Альфа Транс», мы встретились в канун Дня предпринимателя, и планировавшаяся короткая беседа превратилась в увлекательную очную экскурсию по транспортно­логистическому комплексу «Стабна» и виртуальное погружение в историю создания и развития этого предприятия.

Не знаю кому как, а мне всегда хочется сравнить крупное предприятие с большим кораблем, успешное плавание которого зависит от многих причин, как объективных (социально­экономический климат региона), так и субъективных – грамотного руководства и слаженной команды.

Итак, первой «сошла со стапелей» созданная в далеком 1998 году с участием Евгения Гитлина автотранспортная компания по осуществлению международных автомобильных перевозок грузов. За 25 лет она превратилась в солидное предприятие с большим парком автомобилей и отличной репутацией в этом секторе рынка. Сложившаяся в результате определенных событий ситуация с закрытием границ, безусловно, повлияла на деятельность компании и заставила внести коррективы в направления поездок, но благодаря грамотному подходу руководителей не стала катастрофой. Автомобили предприятия по­прежнему перевозят любые грузы как по территории России, так и в «открытые» зарубежные страны. Компания является полноправным членом Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и сворачивать свою деятельность не собирается.

Энергичный капитан

Вообще, 2023 год стал для этой группы компаний юбилейным по многим направлениям. Про 25­летний юбилей первой ее составляющей мы уже сказали. Личный юбилей в нынешнем году отметил Евгений Викторович Гитлин – ему исполнилось 60 лет. Не зная заранее, в это ни за что не поверишь, такой безграничной энергией и деятельным энтузиазмом полон этот человек. Как говорит он сам: «Замечательный у меня возраст – здоровье позволяет чувствовать себя молодым, а полученный за эти годы опыт дает возможность применить эти силы для реализации еще многих проектов. И, конечно, надеюсь увидеть, как становятся состоявшимися людьми мои внуки (сейчас их двое), а может, и правнуки». И я от всей души пожелала Евгению Викторовичу долгих лет жизни для воплощения его перспективных планов, как предпринимательских, так и личных!

Успешное плавание

И конечно, значимым является 15­летний юбилей смоленского предприятия «Альфа Транс», созданного в 2008 году и превратившегося к сегодняшнему дню в группу компаний, оказывающих самые разнообразные услуги в сфере таможенного оформления и логистики.

Стимулом для ее появления в нашем регионе стало решение Федеральной таможенной службы о выводе таможенных терминалов из Москвы на периферию, к границам страны. Это дало импульс для создания новых грузовых таможенных терминалов на западном направлении, чем и воспользовались энергичные бизнесмены в приграничных регионах.

Организаторский талант и грамотное руководство позволили создателям предприятий «Альфа Транс» за несколько лет превратить первоначальный таможенный терминал в транспортно­логистический комплекс, на территории которого расположен один из самых больших на территории России складов временного хранения ООО «Альфа Транс Терминал». Компания занимается всем комплексом вопросов, связанных с транспортом, логистикой полного цикла и таможенным оформлением грузов, поступающих на российскую территорию автомобильным транспортом.

За эти годы с нуля была освоена территория площадью около 20 гектаров, на которой и расположен таможенно­логистический терминал.

Таможенный комплекс включает в себя акцизный терминал и терминал общей компетенции. На территории акцизного терминала расположены стоянка на 200 грузовых автомобилей и склад временного хранения с открытой площадкой. Терминал общей компетенции, помимо открытой площадки для размещения транспортных средств и хранения товарных партий, включает в себя два склада общей площадью 6600 кв. м, холодильный склад для таможенного оформления фитосанитарной и ветеринарной продукции (свыше 1200 кв. м) и фармацевтический склад. Кроме этого, выделена открытая площадка для выгрузки живых животных с целью их досмотра, а также оборудована специализированная рампа для осмотра животных в грузовом отсеке транспортного средства.

На территории терминала размещаются посты ветеринарного и фитосанитарного контроля, таможенная лаборатория, таможенные посты для оформления подакцизных товаров и товаров общей компетенции, а также созданы условия для таможенного оформления автотранспорта для физических и юридических лиц.

Таможенное оформление грузов происходит с пропускной способностью до 500 большегрузных автомобилей в сутки. Погрузка и разгрузка составляют до 170 тысяч тонн грузов в месяц. А всего в год предприятие оказывает различные услуги более чем 4 тысячам участников внешнеэкономической деятельности.

Логистику на самом высоком уровне позволяет осуществлять современный комплекс складов общей площадью около 20000 кв. м, соединенных между собой переходными галереями. Склады оборудованы современной погрузочно­разгрузочной техникой на тяговых экологичных электрических агрегатах.

Предприятие является одним из крупнейших логистических операторов­провайдеров, предлагающим своим клиентам круглосуточные комплексные услуги по логистической обработке продукции уровня 3PL (хранение, перевозка, маркировка, упаковка и другие операции). При этом заказчик передает провайдеру свои функции и может полностью дистанцироваться от бизнес­процесса, будучи уверенным в его успешном завершении. Причем клиентами предприятий группы «Альфа Транс» становятся не только компании, ориентированные на деятельность в РФ, но и экспортирующие и импортирующие организации, в том числе крупные компании с мировым именем. Конечно, в связи с нынешней социально­экономической обстановкой клиентская структура несколько изменилась, оборот грузов уменьшился. В среднем он составлял более 10 млн кубометров товаров в год, и в компании надеются, что со временем вернутся к тем же объемам.

На складе реализована система адресного хранения с современной системой управления складом, которая имеет возможность интегрироваться с различными клиентскими складскими системами. Это, в том числе, и система SAP, с которой работают ведущие компании мира, и возможность интеграции с нею является сильным конкурентным преимуществом логистического комплекса.

Результаты работы группы компаний «Альфа Транс» получили заслуженное признание. Так, Стабнинский таможенный пост был неоднократно признан лучшим в стране, а в 2016 году ФТС признало ООО «Альфа Транс Терминал» дипломантом конкурса лидеров внешнеэкономической деятельности «Таможенный олимп – 2016». Неоднократно завоевывала признание и деятельность ООО «Альфа Транс Брокер».

Надежная команда

Не зря говорят: «Один в поле не воин». И успех любого предприятия – это результат усилий всех его сотрудников. На сегодняшний день во всех предприятиях группы компаний работают более 600 человек, проживающих как в близлежащих малых населенных пунктах, так и в областном центре. Причем многие из них пришли на предприятие больше 20 лет назад и не собираются его покидать. А возникающие в процессе развития компании вакансии заполняются практически на конкурсной основе – желающих оказывается больше, чем предложений. Что держит сотрудников здесь? Безусловно, достойный уровень заработной платы и уверенность в завтрашнем дне. И, конечно, разумный и бережный подход руководства к персоналу. Один из инженерно­технических работников компании признался, что за 15 лет ни разу не слышал, чтобы руководитель повышал голос: «Все проблемы у нас решаются в конструктивном диалоге, руководство открыто для обсуждения инициатив со стороны работников и перспективные предложения поощряет морально и материально. Причем «случайные» люди, не чувствующие свою ответственность за общее дело, у нас не задерживаются, остаются те, кто действительно хочет работать в команде. Вообще, достойная зарплата – это, понятно, хороший стимул, но немаловажно и то, что ты видишь результат своего труда как вклад в общий результат и ощущаешь себя частью слаженного работоспособного организма. И это вдохновляет работать еще лучше». И не удивительно, что с такой командой можно уверенно браться за новые направления в бизнесе, а власти, в свою очередь, доверяют им реализацию важных и сложных проектов.

Перспективы,  выгодные для всех

Евгений Викторович показывает мне расположение нынешнего комплекса «Стабна» на большой, во всю стену схеме. А на вопрос, что будет на остальной обширной территории, отвечает: «Сейчас увидите». Мы садимся в его машину, и по дороге я узнаю о том, как начала создаваться в нашей области особая экономическая зона – уникальная территория со специальным статусом, на которой будут действовать исключительные льготные условия для предпринимателей. Е.В. Гитлин поясняет, что для резидентов ОЭЗ предусмотрен один из самых выгодных преференциальных режимов, применяемых на сегодняшний день в России для аналогичных производственных территорий.

Подготовка к созданию этого образования по совместной инициативе областных властей и руководства группы компаний «Альфа Транс» велась в течение довольно длительного времени. Идея возникновения особой экономической зоны на смоленской земле появилась в 2018 году, и в ноябре на площадке IV Смоленского регионального социально­экономического форума «Территория развития» состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Смоленской области и АО «Особые экономические зоны». В его рамках предполагалось создание первой ОЭЗ на площадке таможенно­логистического комплекса «Стабна». И уже в феврале 2019 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи было подписано Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Смоленской области и ООО «Альфа Транс Альянс», специально созданного для реализации этого значимого проекта.

А за этой скупой констатацией фактов – огромная работа по приведению в порядок кадастровых и землеустроительных документов (территория ОЭЗ – 348 гектаров), по подготовке планов генерального развития территории и экономического обоснования проекта, по документальному оформлению управляющей компании… Евгений Викторович вспоминает: «Безусловно, всё было непросто – ведь для нас это был совершенно новый проект, связанный с привлечением резидентов и обеспечением инвесторов полной инфраструктурой – дорогами, электричеством, газом, водой. Это потребовало тесного сотрудничества с многими ресурсоснабжающими организациями, Росавтодором и т.п. На всех этапах серьезную помощь нам оказывали специалисты областной и районной администраций. И, как говорится, глаза боятся, а руки делают – в 2021 году мы уже были готовы к поиску резидентов, и даже появились первые кандидаты. Однако социально­экономическая ситуация в стране изменилась, прервались связи со многими зарубежными партнерами, и российским бизнесменам – потенциальным инвесторам понадобилось время, чтобы понять, в каком направлении им теперь двигаться. По нашим наблюдениям, период некой растерянности бизнеса заканчивается, и поэтому мы активизировали работу по привлечению резидентов в «Стабну». А за это время у нас появилась перспективная идея, и ее реализацию вы сейчас увидите».

И я увидела – впечатляющий производственный комплекс площадью 6500 кв. метров, предназначенные для размещения потенциальных инвесторов. Корпус обеспечен всеми необходимыми ресурсами: электро– и теплоэнергией, газом, системами водообеспечения и водоотведения, линиями связи и т.п. Здание также будет оснащено современной системой пожарной сигнализации и пожаротушения.

Корпус полностью строится на деньги управляющей компании «Альфа Транс Альянс», ставшей, по сути, первым инвестором на территории ОЭЗ. В обеспечение всеми сетями и непосредственно строительство корпуса уже вложено более 300 миллионов рублей, еще около 70 миллионов придется потратить для завершения объекта. Но зато у будущих инвесторов появится возможность минимизировать свои затраты на возведение производственного здания и практически сразу начать свою деятельность, арендовав помещение необходимого размера. Один из таких резидентов у «Стабны» уже есть – ООО «Арсенал Регионы», занимающееся производством электронных комплексов по измерению скорости и регистрации транспортных средств. Планируемая к выпуску продукция предприятия востребована не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. «Так что у нас есть стимул в течение 3 месяцев закончить под ключ строительство первого корпуса, – улыбается Е.В. Гитлин, – и новоселье будем справлять уже с резидентом. А в дальнейшем у инвесторов будет возможность заранее оговорить подобное строительство необходимого им здания. Наш опыт позволяет возводить такие конструкции максимально качественно и оперативно».

Перспективы развития у ОЭЗ «Стабна» – впечатляющие. Вот всего один пример. По ее территории проходят магистральные газопроводы, создающие, с одной стороны, проблемы при планировании застройки, но с другой – дающие возможность для размещения здесь предприятий по переработке газа и выпуску конечной продукции.

Солидное преимущество именно этой территории, прилегающей к трассе Москва – Минск – транспортная доступность. Расстояние до Москвы – 380 км, а до границы с Республикой Беларусь – всего 80 км. Съезд на территорию с трассы М­1 уже оборудован. Кстати, это потребовало немалых усилий и согласований в течение нескольких лет, поскольку новые съезды с федеральных трасс в последние годы практически не разрешались. Но для ОЭЗ всё­таки сделали исключение. Более того, с северной стороны территория примыкает к резервной ветке железной дороги, и РЖД подтвердило техническую возможность сделать от нее отвод для нужд резидентов. А до Смоленска отсюда – всего 15 километров, и значит, проблем с трудовыми кадрами у будущих резидентов не возникнет.

К слову, вложения из областного бюджета в размере 200 миллионов рублей по соглашению с администрацией области будут позже использованы на создание внутренней дорожной сети. Правда, этой суммы на всю необходимую дорожную инфраструктуру тоже не хватит, а значит, оператору придется вкладывать дополнительные деньги. Но поскольку главный девиз Евгения Викторовича – не экономить на качестве, – можно быть уверенным, что территория будет оптимально обустроенной и комфортной для резидентов, их сотрудников и торговых партнеров. Так, помимо непосредственно дорог, у корпусов запроектированы вместительные стоянки для автотранспорта, а также благоустройство территории с озеленением.

Немаловажным для будущих инвесторов является и то, что практически рядом находится Стабнинский таможенный пост и логистический терминал – по сути, «Альфа Транс» обеспечит резидентам оперативное и грамотное решение любых вопросов таможенного оформления и хранения грузов.

Кстати, именно режим свободной таможенной зоны является одной из главных преференций для резидентов ОЭЗ – и ввозной НДС, и ввозная таможенная пошлина для них будут равнять 0.

Ну и конечно, налоговые льготы. Так, для резидентов налог на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, будет составлять 0% в течение 7 лет, 5% с 8 по 10 год и 13,5% в последующие годы. Налог на имущество не будет взиматься в течение 10 лет с момента постановки на учет, а от земельного налога резиденты будут освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности. Также 0% в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет будет составлять транспортный налог.

Выгодно? Безусловно! Но внакладе не останутся и областной бюджет, в который, в первую очередь, увеличатся поступления НДФЛ, а через определенное количество времени и полноценные налоговые поступления; и оператор ОЭЗ, предоставляющий резидентам различные услуги. И, конечно, жители региона, у которых появится возможность найти интересную работу с достойной заработной платой, а также приобретать качественные товары местного производства. Так что особая экономическая зона на смоленской земле – это крайне перспективное начинание, и оператор – ООО «Альфа Транс Альянс» – эффективно его реализует!

Успехов вам и вашим резидентам! Доброго плавания, «Стабна»!

Ольга Колышкина