Смолян ждет транспортная реформа
Об этом глава города Андрей Борисов заявил в ходе прошей в начале февраля прямой линии с горожанами – более полутора часов он отвечал на поступившие вопросы смолян. Среди них было немало и тех, которые касались транспортной сферы.
Город растет, и для качественного передвижения горожанам требуется устойчивая и понятная логистика.
«Мне видится необходимость изменения общественного транспорта в целом. Начиная от замены подвижного состава на более современный, быстрый и вместительный. Который будет заметен как своим отличительным дизайном, так и в интернет-пространстве при помощи отображения через навигационные порталы информирования пассажиров. Также необходима единая система оплаты проезда. Парковочное пространство следует упорядочить, работа в этом направлении еще только предстоит», — обозначил реперные точки предстоящих изменений Андрей Борисов.
«Для себя я пришел к пониманию: то, что происходит с транспортом в Смоленске – точно неправильно. У нас нет как таковой транспортной услуги, есть всего лишь «обилечивание» пассажиров. Почему нет услуги? Сегодня в транспорт (особенно в маршрутки) очень сложно зайти маме с коляской или инвалиду. Прибавьте отсутствие кондиционеров и отопления. Нет четкого расписания, зато есть «гонки по вертикали» и как следствие – аварийность. Существует целый комплекс проблем», — отметил глава города.
Он напомнил, что в 2008 году для Смоленска была внедрена новая маршрутная сеть, разработанная одним из питерских институтов. К документу было немало вопросов и претензий у простых горожан и у специалистов, еще больше их стало по прошествии времени.
Поэтому отправной точкой реформы станет создание новой маршрутной карты города, которая будет соответствовать сегодняшнему положению вещей.
«Разработчики должны оценить реальный пассажиропоток – куда и сколько пассажиров едут поминутно, в зимнее и летнее время. Также должна быть отражена тема транспортного обслуживания новых микрорайонов, которые на 2008 только планировались, — поделился Андрей Борисов. — Из этого документа мы поймем, сколько и каких автобусов необходимо задействовать на тех или иных направлениях».
Коснулся глава города и судьбы элекротранспорта. «Трамвайный транспорт есть и будет, — заверил Андрей Борисов. — И мы будем его развивать. В больше степени ориентир — на поддержание и ремонт существующей трамвайной системы».
Троллейбус также останется, и не исключено, что маршрутов будет больше. Глава города допустил запуск этого вида транспорта в Миловидово: «Мы понимаем, что существующей дороги, ведущей в микрорайон, недостаточно, соответственно требуется проект новой дороги, и она будет уже с выделенными полосами. А дальше будем считать «экономику». Если будет экономически выгоден троллейбус – пустим его».
Также в перспективе планируется обновление муниципального транспортного парка. Но на это нужны немалые средства. Оптимальный вариант — войти в федеральную программу и получить субсидию на приобретение подвижного состава. К слову, субсидия немалая — 60% от стоимости транспорта. «Но главным условием, по которому регионы будут допускаться к рассмотрению — это наличие документов транспортного планирования. С них мы начинаем запуск реформы», — уточнил Андрей Борисов.
В рамках реформы прорабатывается вариант создания некого единого центра, куда будут стекаться деньги за проезд от пассажиров, и откуда будут возвращаться перевозчикам за отработанные километры.
Кстати, глава города изучил иногородний опыт, в том числе Твери, где в результате реформы пассажирскими перевозками стала заниматься одна большая компания, при этом перестала функционировать муниципальное транспортное предприятие. Возможен ли такой вариант в Смоленске? Скорее всего, нет.
«Наши перевозчики – это малый и средний бизнес. Убирать в результате реформы целую отрасль не хотелось бы, — признался Андрей Борисов. — Как показывает практика отдельных регионов, многие перевозчики в ходе реформ объединяется, что ведет к их укрупнению».
В планах, по словам Андрея Борисова, провести большое публичное обсуждение транспортной реформы. Причем, к участию могут быть приглашены главы других городов, где различные проекты уже были реализованы. Однако сроки проведения такого обсуждения пока неизвестны из-за существующих сегодня коронавирусных ограничений. Как подчеркнул градоначальник, помимо транспортной реформы со смолянами будет обсуждаться и стратегическое развитие города до 2030 года в целом.