Транспорт: вынужденное подорожание

С начала этого месяца в областном центре подорожал проезд в общественном транспорте. Тарифы увеличились сразу на 20 процентов. Муниципальные предприятия называют эту меру вынужденной, городские чиновники считают, что повышение платы за проезд обеспечит МУПам «бюджет выживания».

В Администрации города Смоленска прошел брифинг, в ходе которого начальник Управления по транспорту Администрации города Смоленска Екатерина Степанкова и руководители муниципальных транспортных предприятий попытались объяснить, из-­за чего поднимают тариф на проезд в общественном транспорте.

Ничего нового

Как обычно, любое увеличение связано с инфляционными процессами в экономике. По информации сотрудников городской администрации, с 2022 года стоимость топлива и запасных частей для автобусов и электротранспорта выросла на 15–26 процентов, контактного провода – на 43 процента, металлоизделий для ремонта – на 13–74 процента, электроэнергии – на 7,5 процента. Шины для троллейбусов и вовсе подорожали в 1,7 раза

При «старых» муниципальных тарифах на 2024 год (23 и 25 рублей), с учетом денежного содержания из бюджета администрации города, убытки муниципальных предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров, составили бы 84,7 миллиона  рублей.

С 1 октября определена стоимость билета, как заверили в мэрии, не выше, чем в других регионах (28,0 рубля за одну поездку при безналичной оплате и 30,0 рубля при оплате наличными на муниципальном транспорте). Соответственно увеличилась на 5 рублей и стоимость проезда на привлеченном транспорте. Здесь также есть градация в оплате наличными и безналом – 30 и 33 рубля.

Как «обогатятся» МУПЫ

Для муниципального трамвайно­троллейбусного предприятия (МУТТП) повышение тарифа на 5 рублей позволит дополнительно получать 5 миллионов в месяц. Однако 20­процентное повышение не покроет бюджетных трат на проезд граждан, реальная стоимость которого сейчас оценивается в 49 рублей 50 копеек за одну поездку.

Исполняющий обязанности директора МУТТП Владимир Рыкалов сообщил, что стоимость одной поездки в электротранспорте складывается из зарплаты, стоимости электроэнергии, оплата которой обходится в 6,5 миллиона рублей в месяц, или 80 миллионов рублей в год. Кроме того, предприятие платит налоги и сборы, покупает запчасти и топливо для машин обеспечения, которое тоже постоянно растет в цене. Дорожают запчасти и металл – медный контактный провод подорожал в три раза за последние два года.

О модернизации предприятия на эти деньги и речи быть не может. Работникам нужно индексировать зарплату, что не делалось уже год. Поэтому часть прибыли пойдет на индексацию зарплат, закупку запчастей и оборудования.

Вопрос с запчастями очень болезненный: из 21 нового трамвая 9 стоят на ремонте. Покупка одного электродвигателя обходится предприятию в 600 тысяч рублей. Для капремонта трамвая нужно около миллиона рублей.

Владимир Рыкалов подчеркнул, что ни о какой покупке новых вагонов за счет повышения платы на проезд говорить не приходится. Стоимость одного трамвая – около 32 миллионов, одного троллейбуса – около 20 миллионов. То есть чтобы купить один трамвай, нужно год работать на повышенном тарифе. Поэтому задача­максимум в МУТТП – это не допустить снижения качества перевозок и сохранить пассажиропоток, который в год составляет около 12 миллионов пассажиров. Это позволит поддерживать стабильную выручку, выпускать на линию исправные трамваи и не потерять пассажиров.

Обновление автобусного парка

Автоколонна 1308, обслуживающая большинство городских маршрутов, получит новые автобусы. Всего их будет 47. Эти автобусы представляют собой модели МАЗ с низким полом, обеспечивающим доступ для инвалидных колясок. Каждый из них может вместить более 100 пассажиров.

Конечно же, новый транспорт невозможно приобрести за счет повышения тарифов. Смоленская область в числе первых регионов РФ получила автобусы за счет специальных казначейских кредитов. В начале сентября в Смоленск поступило 17 современных автобусов МАЗ, в октябре региону передали еще 11 машин.

Сейчас на городские маршруты выходят 44 автобуса. На сегодняшний день около 17–20 автобусов не совсем изношены, они периодически будут выходить на линию. Остальной транспорт изношен, он старый, его ремонт нецелесообразен. В среднем на линии Смоленска сейчас ежедневно выходит 23–25 автобусов при норме 37 единиц.

По мере запуска новых автобусов часть старых выведут из эксплуатации. Однако на запчасти и металлолом их отправлять не спешат. Часть старых автобусов останется в резерве, их будут выпускать в зависимости от нагрузки на линию и рентабельности. Самые проблемные автобусы выведут из эксплуатации и будут использовать в качестве запчастей.

Оптимизация маршрутов

С января 2024 года маршрутная сеть города Смоленска будет оптимизирована. Мэрия заказала ее разработку профильному НИИ за 15 миллионов рублей.

Новая схема движения по городским улицам предусматривает приоритет муниципального транспорта. Возможно, будет сокращено количество привлеченного транспорта (маршруток). Это связано с пробками на дорогах, ростом аварий с участием маршруток за последний год. Частные перевозчики на грани фола борются за пассажиров и заработок, что ставит под угрозу безопасность на дорогах областного центра.

На данный момент частные перевозчики имеют прибыль, в то время как муниципальный транспорт работает в убыток.

Схемой будут определены маршруты, которые останутся за муниципальными предприятиями, а какие – за коммерческими перевозчиками. Готовится конкурсная документация по маршрутам на 2024 год. Однако уже сейчас очевидно, что муниципалы продолжат работать с частниками, в том числе на одних линиях. Интервал движения будет варьироваться в зависимости от вместимости транспорта, чем больше вместимость – тем дольше интервал.

Льготы для пассажиров

На брифинге поднимался вопрос о льготе для разных категорий пассажиров. Проездные билеты будут введены для студентов и пенсионеров на два вида транспорта (автобус и трамвай, автобус и троллейбус) и на три вида транспорта.

Для школьников – на один (автобус, трамвай, троллейбус) и два вида транспорта (трамвай и троллейбус, автобус и трамвай, автобус и троллейбус).

Они будут действовать с 1 января 2024 года.

Было предложено ограничить число поездок по льготным проездным билетам до 60 в месяц. После этого жители Смоленска выступили с жалобами и недовольством, на которые оперативно отреагировал глава города Александр Новиков. В постановление внесли изменения: количество поездок будет неограниченным.

Татьяна Шатыркина