Как молоды мы были…
11 августа в КВЦ имени Тенишевых открылась необычная выставка. Называется она «Край съест Центр» и посвящается самым ярким представителям смоленского андеграунда восьмидесятых, девяностых и начала двухтысячных годов.
Что касается устроителей выставки, это Смоленское региональное отделение общественной организации «Творческий Союз художников России» при поддержке Фонда Президентских грантов и авторы проекта «Смоленский архив – другое краеведение». В назва
нии – строчка из песни группы «ЗГА» о времени, когда фактически исчезло понятие «культурная периферия».
Наглядный тому пример: в начале 90х годов в Смоленске проходили международные фестивали современного искусства и литературы, в работе которых принимали участие молодые, но уже достаточно известные российские драматурги: Мария Арбатова, пьесы которой с успехом шли на сцене Смоленского драматического театра, Елена Гремина и Михаил Угаров –
создатели театрального направления «новая драма» и театра документальной пьесы «Театрdok.». К слову, и организатор «Творческого Союза художников России», известный московский художникграфик Эдуард Дробицкий достаточно долго сотрудничал со Смоленским драматическим театром, создавал афиши к его спектаклям. Так что Смоленск тогда был едва ли не центром современного искусства. Во всяком случае, Мария Арбатова неоднократно повторяла, что наш город она ассоциирует с именами известных представителей современного искусства Владислава Макарова, Всеволода Лисинова, Эдуарда Кулёмина.
Выставка состоит из двух разделов. В первом представлены самые масштабные проекты «Арт
бдения – 91» и «Артбдения – 92» в рамках фестивалей современного искусства в Смоленске, а также документальные материалы, касаемые выставки «Взаимодействие после взаимодействия» и последней по времени проведения «Выставки группы неизвестных художников».
Фотографии и публикации предоставлены куратором выставки «Край съест Центр», автором виртуального проекта «Смоленский архив – другое краеведение», доцентом кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета Яной Двоенко. Кстати, название «Другое краеведение» придумал писательнеформал Олег Разумовский для газетной рубрики, в которой рассказывал о старом Смоленске.
Вторая часть выставочной экспозиции носит название «Частные случаи» и посвящена представителям современного искусства Владиславу Макарову, Людмиле Пономарёвой, Эдуарду Кулёмину, Олегу Тищенкову, а также создателям частной галереи «40 квадратов» Анне и Дмитрию Зиминым.
Лидирующая роль в организации и проведении выставки принадлежит филологу и искусствоведу Яне Двоенко, куратору и экскурсоводу, автору интернетпроекта «Смоленский архив – другое краеведение». Ведь это удивительно нужное дело – восстановить, хронологически упорядочить и сохранить память о событиях, свидетельствующих о том, что Смоленск никогда не был на обочине современного искусства, а наоборот, всегда следовал передовым тенденциям в его развитии. И важно, что архив формируется именно сейчас, когда в городе живут и плодотворно трудятся вполне себе состоявшиеся люди, формировавшие направление, называемое современным искусством. Как, предположим, Анна и Дмитрий Зимины, рискнувшие создать первую и, как выяснилось, последнюю частную галерею современного искусства «40 квадратов», причем в историческом центре города на улице Тухачевского. Другое дело, что без финансовой поддержки любое искусство существовать не может, а потому благое начинание Анны и Дмитрия, к сожалению, ушло в историю.
Будем надеяться, что при поддержке Фонда Президентских грантов инициативы смоленских подвижников современного искусства, которое, конечно же, не заканчивается временными рамками восьмидесятых–нулевых, найдут достойное воплощение. Настоящее искусство востребовано всегда.
Выставка «Край съест Центр» продлится до конца августа и завершится 31го числа прессконференцией, в которой примут участие представители региональных отделений Союза художников России и Творческого Союза художников России.
Лариса РУСОВА