Бальзаминов и другие

Смоленский Камерный театр показал поклонникам и почитателям (а у театра давно сложилась своя зрительская аудитория) премьеру – спектакль «Женитьба Бальзаминова» в постановке главного режиссера театра Петра Орлова. Выпускник Московского театрального училища имени Б. Щукина, Петр Орлов – приверженец вахтанговской школы с ее яркой театральностью, буффонадой, фейерверком чувств и страстей, откровенным шутовством и интерактивностью.

Актеры, занятые в спектакле, ведут бурный диалог со зрителями, в том числе и непосредственно в зале, куда по ходу действия врывается ватага собак – главный постановочный эффект спектакля, где тон задает актерская массовка: стая Шариков и Барбосов – надежных охранников отлаженного быта купеческо­мещанского Замоскворечья, и, конечно, цыганский хор, без надрывных романсов которого не разгуляться русской душе.

Второе название спектакля – «Картины нашей жизни в двух действиях». Странное дело: бежит время, сменяются столетия, но неизменны человеческие пороки: лень, жадность, зависть и жгучее желание легких, но непременно больших денег. Вот и мелкий чиновник Миша Бальзаминов (Никита Куманьков) мечтает выгодно жениться. Неважно, на ком, главное, чтобы невеста была богатой. И спит Миша до обеда, и снятся ему праздничные сны, которые они с маменькой (Надежда Трапезникова) с удовольствием разгадывают. А еще любит Миша гулять по улицам в поисках подходящей невесты и заглядывать в чужие окна. Но дома огорожены мощными деревянными заборами, которые без риска для жизни не преодолеть, а за ними – злые собаки, что и покусать могут (сценография и костюмы Светланы Архиповой). И воздух в этой части Москвы затхлый и тяжелый. И задыхается в нем Миша Бальзаминов, и сжимается в комочек, от чего становится еще меньше росточком. Плохо ему в состоянии несвободы, а свобода по его разумению – финансовая независимость. Но денег нет и богатой невесты тоже.

Впрочем, плохо не только Мише Бальзаминову. Погибают от скуки и тоски сестры Раиса и Анфиса (прекрасный актерский дуэт Анастасии Шендрик и Олеси Барановой). Они мечтают освободиться от опеки ненавистных братьев и убежать далеко­далеко с неунывающим Лукьяном Лукьянычем (Виталий Игнатенко). Романтик и авантюрист, он терзает струны контрабаса и с легкостью придумает разнообразные планы тайного побега, которым, увы, не дано свершиться.

Никита Куманьков и Виталий Игнатенко работают на контрасте. «Маленький человек» Миша Бальзаминов, затюканный мечтой о выгодной женитьбе, и неунывающий пройдоха, гуляка и картежник Лукьян Лукьяныч ­ вечные типажи российской жизни, в которой все хотят быть счастливыми, но не у каждого получается.

Впрочем, Мише Бальзаминову крупно повезло. Пронырливая сваха (Полина Силина) нашла­таки ему достойную невесту – купеческую вдову Домну Белотелову (Алена Шопот). Актриса нещадно эксплуатирует свои физические данные, демонстрируя невероятную женскую стать, задрапированную в белую кисею с рюшечками и оборочками. Белотелова рычит от обуявшей ее страсти, и становится несколько боязно за Мишу Бальзаминова: не удушила бы в объятьях, ненароком?

Но Миша счастлив. Он как­то и ростом стал повыше, и в плечах пошире, и вообще – значительнее.
Наконец­то сбылась его мечта – он богат! Что там будет дальше – будущее покажет, а пока – танцуют все!

Потрясающе выстроен финал спектакля. В нем есть всё: оригинальная музыка (композитор Алексей Батраков), танцевальные, вокальные и цирковые номера. Порхают, как бабочки, в воздушных платьях с кринолином Анфиса и Раиса, лихо отплясывают танец жениха и невесты Миша Бальзаминов и Домна Евстигневна Белотелова. Сцена сияет разноцветными огнями (художник по свету Иван Боханков), и зрители пребывают в радостном ожидании приближающегося Нового Года.

И последнее. Совсем скоро, 12 апреля, Россия будет отмечать 200­летие великого драматурга Александра Николаевича Островского, к юбилею которого Смоленский Камерный театр окончательно готов.

Лариса Русова