Бойтесь «липовых» полицейских

В России идет настоящая эпидемия телефонного мошенничества. По оценкам Центрального банка, только во втором квартале 2021 года мошенники похитили у россиян таким образом более 3 миллиардов рублей с банковских счетов. В основном жертвами становятся пожилые люди, заведомо не способные эффективно защититься.

Диалог мошенников с гражданином идет по стандартному сценарию.

– Из ГУВД Москвы (Волгограда, Смоленска, Костромы и т.д.) беспокоят. Старший оперуполномоченный Смирнов. У вас со счета списываются деньги.

– С какого счета?

– Банковского! Я что, непонятно выражаюсь?

– Предельно понятно. А с кого счета?

– В смысле с кого? Счет в Альфа­Банке имеете?

– Нет.

– А в СберБанке или ВТБ?

– Огласите весь список, пожалуйста.

– Вы что, не поняли, кто звонит! Давно не учили разговаривать с полицией? Хотите, чтобы мы с обыском к вам приехали!

– Прямо так и с обыском? Приезжайте. Когда ждать?

На том конце бросают трубку.

Сегодня сложилась удивительная ситуация – ежедневно тысячам россиянам звонят люди, представляющиеся сотрудниками полиции, Следственного комитета, служб безопасностей банков. Если человек поверит, что с его счета прямо в эту минуту воруют деньги или на него оформляют кредит, и выполнит нехитрые указания звонившего, то деньги с его счета точно украдут. А позже, когда несчастные сообразят, что случилось, побегут в полицию.

Сводки о принятых полицией заявлениях у пострадавших от телефонного мошенничества сегодня, как сводки с фронта. Вот самые последние.

Жители Брянска только за прошедшую неделю после подобных звонков отдали мошенникам 8,6 миллиона рублей. В полиции зарегистрировано 54 аналогичных заявления. Обманщики представлялись сотрудниками банков.

В Ростовской области на днях телефонный мошенник обокрал пожилую жительницу Таганрога на 2,5 миллиона рублей. Несчастная рассказала, что ей позвонил мужчина и представился сотрудником полиции. Липовый полицейский объяснил, что женщине положена компенсация за купленные когда­то ею лекарства, которые якобы оказались некачественными. Мошенник убедил пенсионерку, что для получения выплаты ей нужно дойти до банкомата и следовать его инструкциям. Когда женщина выполнила действия, которые называл мошенник, с ее карточки списались все деньги, которые были на счету, – 2,5 миллиона рублей.

В последнее время стало попадаться и что­то новое. На днях в дежурную часть полиции города Барановичи обратился 42­летний житель райцентра. Мужчина рассказал полицейским о том, что накануне вечером ему позвонила якобы сотрудница службы поддержки сайта Госуслуг. Она сообщила об утечке его персональных данных и заявила, что кто­то хочет воспользоваться его личной информацией и оформить на него кредит. Объяснила, что надо изменить пароль к его сервису. Затем попросила назвать ей пришедший на его телефон СМС­код для изменения пароля. Получив доступ к личным данным гражданина, аферистка тут же оформила на него онлайн­кредит на 80 тысяч рублей.

С человеком, если он не бросил трубку, не послал звонившего куда подальше, тут же начинают работать профессионально с якобы переключением его на других таких же липовых сотрудников. Звонят многократно и говорят быстро и напористо. В общем, обработают так, что человек сам идет и берет кредит в банке, сам переводит деньги мошенникам, сам продает жилье…

Сейчас выяснилось, что в этой сфере уже практически нет мошенников­одиночек. Работает целая сеть колл­центров. В основном за границей. Так безопаснее. Это страны Балтии, Польша, Сербия. Но пальма первенства – у Украины. Мошенников в таких заграничных колл­центрах сначала учат разговаривать, психологически давить на человека, использовать IP­телефонию и подменные номера. У них в распоряжении многочисленные краденые базы данных наших граждан. Особое предпочтение – банковским и пенсионным базам данных.

Один из федеральных телеканалов показал, как журналисты устроились туда якобы на работу. Для них провели инструктаж: какие суммы можно украсть у российских граждан. Объяснили, что в день можно прозвонить до 300 человек. И звонить нужно только россиянам: «Если же мы бы звонили по Украине, Литве, Польше, это было бы опасно. На данный момент нам дали зеленый свет, и мы работаем по России».

А совсем недавно и русскоязычные жители Финляндии пожаловались на телефонных мошенников, которые выдают себя за сотрудников банков «Nordea» и «S­Pankki». По словам жителей соседнего государства, звонившие знали их имена и говорили по­русски. Схема та же, что и у нас: «От вашего имени совершена покупка» или «сотрудница банка» просит личные данные «для борьбы с утечкой». Местные банки уже в курсе звонков и говорят, что чаще всего мошенники пугают потенциальную жертву утечкой персональных данных.

Но, кажется, лед тронулся. И их начинают ловить. Правда, пока только на территории нашей страны. Накануне крупную спецоперацию в Новосибирске и Санкт­Петербурге провели полицейские. Они устроили настоящую облаву на телефонных мошенников в трех жилых многоэтажках. А одного из руководителей брали в Санкт­Петербурге.

Задержаны были распорядительницы офисов с колл­центрами в Кировском и Ленинском районах. У 32­летней и 38­летней женщин изъяли банковские карты, гаджеты и мобильные телефоны – всё то, что необходимо для обмана в основном пожилых людей.

Граждане, будьте бдительны!

Наталья Козлова