Давайте церемониться

Быть вежливым в сети – целая наука.

Сетевой этикет (или «нетикет», от англ. «net», «сеть») начал складываться уже в конце XX века. Но прошлый год привел к такому стремительному росту роли цифрового общения в нашей жизни, что о правилах поведения в Сети пришлось задуматься даже тем, кто раньше вообще не придавал этому значения.

Как не оказаться на совещании в пижаме? Стоит ли обижаться на точку в смс? Кому можно отправить голосовое сообщение? Об этом поговорим с экспертом Ольгой Лукиновой, автором книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете».

– Зачем понадобился особый сетевой этикет? Нельзя ли просто перенести в Сеть обычную вежливость?

– Этикет ведь задается контекстом. Есть, например, дипломатический этикет, светский этикет. Что касается цифрового общения, то здесь тоже контекст задает свои правила, и да, чаще они совпадают с обычным этикетом. Но есть и заметные расхождения. Например, повседневный этикет говорит нам: поздоровавшись, ждем, пока собеседник ответит. Потом может состояться смол­ток, непринужденный разговор, и лишь затем переходим к делу. Но цифровой этикет построен на желании сэкономить время. Он требует не церемониться и сразу изложить вопрос.

– Но появились и невероятные цифровые «церемонии»: так, точка в конце сообщения якобы может считываться как резкость…

– На своем «Телеграм»­канале я проводила опроc: слышите ли вы агрессию в точке? И люди отвечали «да». Им слышатся агрессия, желание завершить разговор, обида. Правда, точка несет дополнительный смысл лишь в том случае, если собеседник обычно точки не ставит, а тут вдруг поставил. Так что можно присматриваться к собеседнику и немножко зеркалить.

– Иногда даже в деловом сообщении хочется поставить смайлик или скобочку. Это допустимо?

– Скобочка – это вежливая точка. Мы ставим скобочку, чтобы подчеркнуть свое доброжелательное отношение. Вообще, смайлики, скобочки и эмоджи – это сокращение дистанции. Как и в переходе на «ты», первым может сократить дистанцию старший – по возрасту, званию, должности.

– А правда ли, что сразу звонить по телефону уже невежливо, лучше сначала написать?

– Да, уже формируется норма, которая гласит, что звонок – это вторжение в личное пространство. Когда не было даже домашних телефонов, было допустимо прийти в гости без приглашения. А сейчас, когда есть мессенджеры, принято предупреждать сообщением, прежде чем ворваться звонком на мобильный в личное пространство человека. Чтобы избавить себя от неловких ситуаций, стоит заранее уточнять у собеседника, как ему удобнее контактировать – звонить, списываться по электронной почте или в мессенджерах. Причем писать в мессенджер – это более напористо, чем на почту. Ведь так сложилось, что на электронное письмо можно отвечать от суток до недели, а в мессенджере принято давать ответ в тот же момент, как открыли сообщение. В крайнем случае – до суток.

– Если нужно впервые обратиться к незнакомому человеку по делу, прилично ли найти его в соцсети? Многие считают беспардонными голосовые сообщения.

– Голосовые сообщения незаменимы, если нужно передать невербальную информацию. Например, надо описать автомеханику, как стучит машина. Дать послушать врачу, как кашляет ребенок. Отправить устное задание репетитору. Если вы общаетесь с кем­то в другом часовом поясе, такие сообщения заменяют телефонный разговор. Голосом можно отправить поздравление, оно получится теплым, личным, его можно переслушивать, в отличие от телефонного звонка. Часто с пожилыми родственниками, которым трудно читать с экрана и печатать, люди общаются с помощью таких сообщений. Но когда нужно решить срочный вопрос, голосовые сообщения неудобны и неуместны.

– В нашу жизнь решительно вошли рабочие совещания онлайн. Как их регламентирует нетикет?

– В декабре мы проводили исследование, в котором принимали участие больше двух тысяч человек. Мы изучали, какие нормы уже начали складываться в сфере рабочих совещаний по «Зуму», «Скайпу» и т.д. В результате был собран огромный объем информации и составлен свод правил из 50 пунктов: как нужно вести себя на совещаниях.

– Целых 50 правил?!

– Да, и одно из основных правил – стараться минимизировать количество онлайн­совещаний. Многие так увлеклись этим форматом, что там, где раньше достаточно было смс, теперь собирается целый форум. Можно уменьшить длительность встречи, число участников – звать только тех, кто реально необходим. Есть лайфхак: назначайте видеовстречу не на «круглое» время. Например, не 13.00, а 13.10, чтобы у человека с предыдущей конференции было несколько минут на перерыв.

– А что еще беспокоит участников видеосовещаний?

– Настоящая интрига – нужно ли, чтобы под столом была правильная одежда или пижамных брюк достаточно? Тут мнения разделились 50 на 50. Признаюсь, у меня самой был эпизод: читала лекцию в «Зуме» как раз о том, как хорошо выглядеть во время видеоконференции. И вдруг моя кошка начала чудить. Пришлось вскочить – а на мне как раз были пижамные штаны! Так неловко! Всегда лучше подстраховаться и надеть правильную одежду.

– А можно отключать свою камеру, так, что вместо вас все видят лишь черный квадратик?

– Если разговор тет­а­тет или на небольшое количество собеседников, крайне невежливо выключить свою камеру. Но когда идет лекция или доклад, слушатели могут отключать экран, если их не попросил об обратном спикер.

– Среди преподавателей ведутся споры, нужно ли заставлять учеников включать камеры…

– И тут я со своими коллегами не соглашаюсь, у меня есть аргументы за то, чтобы позволить студентам слушать меня так, как им комфортно. У школьников множество способов заставить учительницу думать, что ты вовлечен, а на самом деле… Тут вопрос к педагогу, как заинтересовать подростков. Я считаю, камеры для них – лишний стресс. Они начинают себя чувствовать тоже объектами внимания, это нервирует. А еще, когда они видят не только лектора, но и всех своих одногруппников, их внимание рассеивается.

– Правда ли, что кадровики любят просматривать соцсети человека при приеме на работу?

– По статистическим данным ресурса hh.ru, 73% работодателей проверяют страницы кандидатов. Так что важно следить за тем, как ты выглядишь в соцсетях. Банки отслеживают страницы своих должников, членов их семей и даже друзей. И так же они поступают, когда решают, выдавать ли кредит. Некоторые посольства требуют прислать ссылки на соцсети, когда вы подаете на визу. Но вовсе удалиться из всех соцсетей – подозрительная стратегия. Так или иначе лучше присутствовать.

Беседовала Екатерина Пряхина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *