Если бы не Борис Годунов…

Красен Смоленск своими памятниками, что позволяет нашей любви выражаться не только в общем восприятии образа города­героя, но и в конкретном теплом чувстве к той или иной скульптуре, архитектурному шедевру, уголку древней улицы, парку или скверу, или одному из семи легендарных наших холмов.

Кому­то нравится памятник с орлами, кому­то – Софийскому полку, кому­то – композиция, где запечатлен берущий интервью у своего литературного героя Василия Теркина военкор­поэт Александр Твардовский. Мемориалы памяти в Реадовке, Заднепровье, сквер Памяти Героев в Ленинском районе тоже являются объектами нашего постоянного внимания и заботы.

Однако (внимание!) далеко не каждый из нас на первое место в ряду индивидуальных достопримечательностей поставит крепостную стену. Да­да, в силу привычки мы относимся к шедевру мирового зодчества, каменному ожерелью матушки Руси, почти как, простите, к добротному забору на даче или хорошей ограде вокруг палисадника. Неожиданное сравнение? Ну не такое уж и неожиданное, если припомнить, что ежедневно мы проходим на службу, или на работу, или на прогулку, обращая внимание только на состояние погоды, но отнюдь не на башни и стены крепости, что дышат вековой мужественной красотой. Стесняемся, что ли, бросить (даже на ходу!) на крепость взгляд попристальней. А значит – поуважительней. Ведь нет и не может быть Смоленска без чудо­крепостной стены!

Обязаны же Россия, Москва и Смоленск наличием столь монументального на века сооружения указу царя Бориса Годунова и реализации этого указа (1552–1605). За время своего правления государством Российским (не таким уж и продолжительным) царем Борисом было построено два десятка крепостей. Как известно, после смерти Ивана IV (Грозного) с 1584 по 1598 годы государством правил царь Федор Иоаннович, но фактическим правителем при нем был его шурин (брат жены) Б. Годунов, который после смерти Федора Иоанновича стал новым, избранным Боярской думой, царем, правившем государством с 1598 по 1605 год.

В ряду русских крепостей, вставших на защиту державы, назовем Астраханский кремль, Белый город в Москве, Ладожскую крепость, Казанский кремль, но мощнейшим аккордом фортификационной деятельности Годунова стало возведение Смоленской крепостной стены. Появление такого редута именно в Смоленске требовала геополитическая ситуация. В январе 1591 года между Россией и Речью Посполитой было заключено 12­летнее перемирие. А дальше? Да, по окончании перемирия можно было ожидать новой войны с агрессивным западным соседом. Заключение в 1595 году Тявзинского мира, завершившего войну со Швецией, позволило бросить все силы и средства государства на оборонительное строительство на западе, то есть приступить к возведению суперкрепости в Смоленске.

Царским указом от 15 декабря 1595 года в форпост государства на западе были направлены воеводы и «городовой мастер» Федор Конь, до этого строивший укрепление Белого города в столице. На стройку в город на берега батюшки Днепра были брошены все силы и средства. Царский указ категорично предписывал направить в Смоленск каменщиков, кирпичников и гончаров со всей Руси. Под страхом смертной казни до окончания возведения крепости было запрещено всякое каменное строительство в целом по стране. Такая мобилизация мастеров и запрет на каменное строительство состоялись в России впервые.

А весной 1596 года в Смоленск прибыл фактический глава государства и будущий царь Борис Годунов, торжественно заложивший первый камень фортификационно­архитектурного ожерелья всея Руси.

Особое отношение царя Бориса к Смоленску, понимание геополитического положения города­щита Москвы абсолютно не случайно, поскольку рожден был будущий царь в одном из поместий Вяземского уезда, хозяевами которых значилось более двадцати дворян Годуновых. Об этом доказательно рассказал в своей книге «Вяземский край – родина Бориса Годунова», вышедшей в 2009 году в Вязьме, член Союза краеведов России Алексей Пугачев. Это научно­краеведческое исследование на основе ссылок на выписки из Тысячной книги и Дворовой тетради 50­х годов XVI века, Писцовых книг Вяземского уезда и других авторитетных источников утверждает: легендарный русский государь Борис Федорович Годунов был внуком и сыном вяземских помещиков.

Во время появления на свет в середине XVI века Бориса и Ирины Годуновых их отец Федор Иоаннович и два родных брата их отца, Дмитрий Иоаннович и Иван Иоаннович были вяземскими помещиками средней руки и одновременно владели небольшими еще и вотчинами в Костромском крае.

В 1559 году после ранней смерти отца, вяземского помещика Федора Иоанновича, имевшего прозвище Кривой, юные Борис и Ирина Годуновы воспитывались у своего родного дяди Дмитрия Иоанновича, поместье которого Лубня в Вяземском уезде находилось поблизости – в 11 километрах от Федоровского имения, получившего такое название от имени отца Бориса Годунова – Федора Иоанновича. Таким образом, поместья Дмитрия Иоанновича Годунова и его племянника Бориса находились рядом. А это значит, что в этом уголке Смоленской земли были заложены основы формирования личности царя Бориса. Говоря о топонимике, к месту сказать, что в Хватово­Заводском сельском округе Вяземского района есть деревня Годуновка, а в шестнадцати километрах от Вязьмы в Относовском округе находится деревня Годуново.

Впоследствии (с 1587 года), достигнув верховной боярской власти, Борис Годунов передал свое поместье в Вяземском уезде, перешедшее к нему после смерти отца, под вновь строящийся монастырь.

Судя по всему, Борисом Федоровичем двигало сыновнее чувство, направленное на увековечение памяти о рано умершем отце не только в земном имени села, но и в названии Федоровского монастыря, восхваляющего отцовское имя на небесах и восхваляющего его небесного покровителя святого Федора. Обратим внимание и на то, что еще раньше именем отца он назвал своего сына­наследника царевича Федора. Хозяйство Федоровского монастыря стало определяющим погоду во всей округе – в кратчайший срок Борис Годунов увеличил свое наследственное имение в Вязьме и Дорогобуже до масштабов, о которых его отец даже не смел думать и мечтать: Федоровская обитель владела землями более чем в 300 деревнях! Очевидно, что, сосредоточив в своих руках всю государственную власть, Борис Годунов превратил село Федоровское в семейный духовный памятник, а в 1598 году пригласил настоятеля Вяземского Федоровского монастыря на свой царский избирательный собор.

В 1602 году во время царствования Бориса Годунова население русских городов страдало от голода. Для спасения голодающих горожан царь послал из своей казны в Смоленск огромную сумму денег – 200 000 (двести тысяч!) рублей. Щедрость Бориса Годунова была определена не только любовью к малой родине, но и сознанием того, что гарнизон города­стража государства Российского не должен иметь проблем со снабжением провиантом, чтобы держать на самом высоком уровне боевой дух.

Однако давайте вспомним тот год, когда Годунов приехал на закладку каменных укреплений Смоленска: «Послал царь и великий князь боярина и слугу и конюшего Бориса Федоровича Годунова в Смоленск окладати города каменного». Как гласит летопись, составленная при Доме Романовых, Годунов отправился в город на Днепре «с великим богатством, и, будучи дорогою, по градам и поселкам, поил и кормил, и хто о чем побьет челом, и он всем давал, являлся всему миру добрым». Этот факт щедрых благодеяний свидетельствует об особом значении поездки Бориса Годунова в Смоленск, на свою малую родину Смоленщину, которую он любил, пестовал и никогда не забывал.

Придавая огромное значение строительству Смоленской крепости, Годунов предпринял для его завершения экстраординарные усилия и меры, по указу Бориса Федоровича крепость в Смоленске строили все города Московского государства. Спеша завершить масштабнейшие работы, власть в 1600 году временно запретила по всему государству каменные постройки, не связанные с нуждами казны, с тем чтобы собрать каменщиков и мастеров в Смоленске. Тем, кто нарушал государеву «заповедь», грозила смертная казнь.

Строительство велось с размахом. Его итог – крепость протяженностью в 6 верст с 38 башнями­редутами.

Церемония закладки крепостной стены была обставлена с особой торжественностью: «Пев у Пречистыя Богородицы Смоленская молебная», Годунов со свитой «объеха место, ако бытии граду, повеле заложити град каменный». Такая официально возвышенная и духовно освященная церемония закладки крепости в Смоленске подчеркивала большую важность момента­события как исторического для государства Российского в целом, так и лично для ее боярина­правителя Бориса Федоровича Годунова. Недаром, судя по преданию, он сравнивал новую крепость с драгоценным ожерельем, которое будет украшать Русскую землю. Красота неизглаголенная! Всем крепостям крепость, суперкрепость на все времена и многие века слажена была в Смоленске!

В 1602 году по завершении строительства крепости, уже получившей название Годуновская, Борис Федорович прислал в Смоленск икону Смоленской Богоматери Одигитрии. Икону установили в самой величественной пятиярусной Фроловской башне, с проезжими воротами, стоявшей на севере против моста над Днепром. По мнению авторитетного краеведа Алексея Пугачева, именно в этом месте Борис Годунов и провел торжественную закладку Смоленской крепостной стены.

Икона, установленная на Фроловской башне, получила дополнительной название – Надвратная, или Годуновская. Она дошла до наших дней и ныне хранится в художественной галерее Смоленского музея­заповедника. Икона Смоленской Богоматери Одигитрии, которая относится к более позднему периоду (XVII­XVIII века), находится в Успенском кафедральном соборе.

Да, фигура и судьба Бориса Годунова драматичны, однако его блестящие способности в управлении государством – налицо. Заслуги перед Россией и Смоленщиной не должны быть забыты, тем более сегодня, когда тема геополитики России становится более чем актуальной.

Для своего времени Борис Федорович был человеком достаточно просвещенным и образованным, с развитым художественным вкусом, покровительствовал талантливым живописцам, ювелирам, книгопечатникам, писцам, строителям, архитекторам. Будучи исключительно благочестивым и надеясь получить Божью благодать, Годунов тратил огромные средства на церковное украшение.

Как политик Годунов оказался много выше своего предшественника Ивана IV и даже в критические моменты не прибегал к погромам, резне и кровопролитию, хотя сам прошел школу опричнины.

Царь Борис обладал немалым личным обаянием, был превосходным оратором: «…от природы красноречив и имеет звучный голос». А русские писатели, перечисляя добродетели царя, подчеркивали его отвращение к «богомерзкому винопитию».

Годунов был прежде всего талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. Да, в устрашении своих политических противников он был жесток, но вместе с тем Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего правящего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны. Во внешней политике Годунов стремился к победам не столько на поле брани, сколько за столом переговоров. Несколько раз ему удалось продлить перемирие с Речью Посполитой; укрепилась оборона южных границ, сделана реальная попытка (первая, еще до Петра Великого) ликвидации культурной отсталости России от стран Западной Европы… Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих «спокойных лет» не случилось…

Образ Бориса Годунова, во многом отрицательный, сложился у поколений россиян благодаря мастерской его подаче великим А.С. Пушкиным. Но учтем, что «Наше Всё» не был современником царя Бориса, а написал драму, опираясь на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В своем труде Н.М. Карамзин, казалось бы, назвал Б.Ф, Годунова мудрым властителем, которого Европа славила «за разумную политику, любовь к просвещению, ревность быть истинным отцом Отечества за благонравие в жизни общественной и семейственной», однако исторические события в своем капитальном труде Николай Михайлович показывал во многом почти субъективно, исходя из своей исторической концепции об «истинном самодержавии», которое воплощается в человеке, обладающем набором личных и государственных «добродетелей». Их отсутствие чревато для государства бедами. Н.М. Карамзин для подтверждения своей теории и использовал историю драматического царствования Бориса Годунова! Историк дал нелицеприятную оценку морально­нравственных качеств царя Бориса, обвинив его в коварстве, злодействе и властолюбии, повлекшими за собой убийство царевича Дмитрия и ложные обвинения ряда его противников из среды боярства. Аморальность Бориса и стала причиной смуты, которая, по концепции Н.М. Карамзина, есть наказание Годунова провидением.

Теория Н.М. Карамзина стала основой традиции изображения в исторической и художественной литературе Бориса Годунова как противоречивой, мечущейся натуры, одаренной, но безнравственной. Подчеркнем, что подобный – двойственный – подход к оценке личности и времени правления Годунова был и у другого классика российской исторической науки – В.О. Ключевского.

Черной краски для изображения личности Бориса Годунова историки и писатели, что называется, не пожалели; на фоне этого литературно­исторического колера упоминание о строительно­батальных заслугах царя перед Россией обыватель почти не замечает. Но давайте не будем фарисеями: свойства характера государя – это одно, а его указы по интенсивному укреплению обороноспособности государства и их успешная (в кратчайшие сроки!) реализация плюс развитие градостроительства – абсолютно другое!

Города Самара, Саратов, получившие статус городов при царе Борисе, и два десятка крепостей, сооруженных на пограничных рубежах державы, от Астрахани до Сибири – браво, Борис Федорович! И даже если была бы построена только одна Смоленская стена, в нужном месте в нужное время, – Годунова следовало и следует славить!

Стихов и прозы о Смоленской стене, воспевающих подвиг наших земляков в противостоянии польскому нашествию в 1609–1611 годах, в боях 1812 года и 1941–1943 годов, написано множество. Вспомним хотя бы строки из гимна Смоленска, автор которого Алексей Бодренков: «От каждого камня здесь мужеством веет / Дней наших и дней старины, / И если ты хочешь быть духом сильнее – / Побудь у Смоленской стены!».

А одним из недавних массовых выплесков поэтической признательности в уважении и любви к нашему супербастиону стала подборка стихов сразу 24­х авторов в литературно­художественном альманахе «Родник–2023». Процитируем только отрывок из стихотворения поэта­педагога Натальи Исаенко: «Подойду я к Смоленской стене, / Чтоб услышать безмолвную вечность. / Вдоль стены я пойду не спеша – / Мне открыты родные просторы. / Отдохнет, окрылится душа – / Одного лишь достаточно взора!».

От собственно оборонительной функции благодаря мирному времени наша крепостная стена в последнее 80­летие освобождена, зато возрастает ее функциональная роль как одного из главных туристских объектов не только Смоленска, но и России. Сегодня у Смоленской крепости – статус государственного музея. Однако этому статусу – всего три года, то есть коллектив музея еще только завершает период становления. Пока экспозиция музея размещается лишь в не самой большой из башен – Маховой, поэтому неправильно было бы ограничить знакомство всё возрастающего количества экскурсантов с крупнейшей сохранившейся кирпичной крепостью мира только посещением четырех ярусов башни. Как рассказала редактор музея Елена Климкина, в учреждении разработана и осуществляется просветительская программа. За время реализации проекта разработано более 40 авторских проектов и экскурсионных маршрутов, которые позволили экскурсантам увидеть не только прясла и башни всех сохранившихся фрагментов Смоленской крепости, но и многие другие достопримечательности города. Экскурсии дают возможности рассматривать богатейшее наследие крепостной стены детально, поскольку идет обращение к локальным темам. Это и исторические предпосылки строительства «каменного города» Смоленска, и возведение крепости, и ее архитектурные особенности, и потрясающая военная история, и адаптация фортификационного объекта к гражданским целям после утраты его оборонительного значения, и колоритные исторические личности, а главная из личностей – Борис Годунов… Одним словом, перечень тем, к которым обращаются экскурсоводы, практически неисчерпаем.

Более чем предметный интерес к дальнейшей судьбе Смоленской крепостной стены проявил Президент России Владимир Путин в ходе недавней сентябрьской встречи с главой нашего региона Василием Анохиным. Выслушав доклад губернатора о необходимости капитальной реконструкции памятника оборонного зодчества России, президент дал поручение министрам финансов и культуры Антону Силуанову и Ольге Любимовой обеспечить в течение ближайших пяти лет капитальную реконструкцию, а фактически – возрождение Смоленской крепостной стены. Министр финансов А. Силуанов, отвечая на вопрос президента, заявил, что в течение следующего года на срочные противоаварийные работы в башнях будет выделено 263 миллиона рублей.

В следующие же четыре года понадобится еще 4,2 миллиарда рублей, чтобы полностью завершить восстановительные работы на всех пряслах и башнях Смоленской крепостной стены. План работ рассчитывают представить до конца 2023 года, сообщила глава Минкультуры России Ольга Любимова президенту.

– Мы деньги найдем, – пообещал глава Минфина.

В разговоре президента, главы Смоленщины и двух министров, который слышала и видела вся страна, назывались фортификационные достоинства стены, давалась характеристика полуразрушенным пряслам и башням, звучало имя зодчего Федора Коня, говорилось об исторической памяти, подчеркивалось,¸ что речь в связи с этим идет об историческом центре старинного русского города…

Стоп! Один из тех, кому центр Смоленска обязан своим историческим лицом, – царь Борис Годунов. Причем роль его уж никак не меньше значима, чем роль Федора Коня. Памятник зодчему уже имеется, он установлен более тридцати лет назад. А где памятник  Годунову?

Дотошный читатель напомнит, что ведь совсем недавно памятник Борису Годунову был установлен в Вязьме. Да, это так. Прекрасная, кстати, работа нашего известного скульптора Александра Парфенова. Этот факт можно только приветствовать, но ведь крепостная стена, «отцом» которой был Борис Федорович, всё же находится в Смоленске, и основной туристический поток проходит всё же тоже через Смоленск. Так что именно здесь, недалеко от крепостной стены, и должен стоять памятник Годунову, тем более сейчас, когда складывается такая уникальная ситуация – кардинальная реконструкция крепостной стены и есть возможность памятник государю установить! Разумеется, включив установку в план работ на пятилетку, составление которого, как сообщил глава Минфина, должно быть завершено до конца этого года.

Видят ли памятник Борису Годунову в родном городе смоляне? Вопрос риторический. Достаточно побывать хотя бы на заседаниях авторитетного краеведческого клуба «Феникс», которые систематически проходят в областной универсальной научной библиотеке имени А.Т. Твардовского, чтобы убедиться: о памятнике царю­реформатору в Смоленске, других знаках внимания его памяти, здесь мечтают и говорят.

Вот мнение председателя правления «Феникса» кандидата филологических наук, доцента института искусств Дмитрия Бутеева: «В прошлом году исполнилось 470 лет со дня рождения Бориса Федоровича Годунова. В Смоленске эта дата кроме кулуарного заседания нашего клуба и встречи с исследователем биографии царя вяземским краеведом­энтузиастом Алексеем Николаевичем Пугачевым никак не была отмечена. Наше обращение, правда, устное, к администрации города (теперь уже бывшей) осталось незамеченным. Хотя реализовать предложение – открыть мемориальную доску Борису Федоровичу – больших организационных усилий и финансовых затрат это не потребует. А установить доску можно на одном из зданий на улице Коммунистической, первое название которой – Годуновская!»

Скульптура Годунова тоже имеется в наличии – памятник создал известный смоленский художник Константин Куликов. Эту работу ваятель уже показывал на трех выставках. Место установки памятника Константин Федорович видит на пересечении улиц Дзержинского и Октябрьской Революции, на площадке у здания стоматологической поликлиники. Установленный там на постамент царь Борис мог бы с громадным удовольствием созерцать памятник зодчему Федору Коню, башню Громовую, пусть и гипотетически, если можно так выразиться, любоваться каменным ожерельем всея Руси!

Владимир Королев,

член Союза краеведов РФ, член Союза писателей РФ, член Союза журналистов РФ