Мы падаем в демографическую яму

Разница между числом родившихся и умерших с 2020 года по 2022­й составила более 2 миллионов человек

Подобного в стране не было аж с 1991 года. Кричать «Караул!» бесполезно – демографические процессы неумолимы. Лучше задаться вопросом: а что можно сделать, чтобы в будущем хотя бы затормозить сползание в глубочайшую демографическую яму?

Аисты не прилетят

Демографы давно бьют тревогу: население России резко сокращается. Разница между числом родившихся и умерших с 2020 года по 2022­й составила более 2 миллионов человек! К тому же в последние годы на каждые 10 браков приходится 7 разводов. Если так пойдет и дальше, то к 2030 году Россия окажется на самом дне демографической ямы, вылезти из которой будет уже невозможно. Почему же аисты забыли дорогу во многие российские дома? Об этом спрашивала и именитых экспертов, да и в интернете кипят нешуточные страсти.

RosaPS:

– А с кем мне рожать? Мужа-­то призвали на СВО! А если он не вернется? Какие дети((

Kariya:

– Мне 29, рожать не собираюсь, карьеру строю, не до детей.

Ivan Torin:

– Работаю в Москве. Высшего нет. Не женат. Квартиры нет. Перебиваюсь на разных работах. О каких детях задумываться? Хотя мне 32…

Доводы весомые. Аналитики утверждают: молодежь не торопится обзавестись потомством. Вице-­премьер Татьяна Голикова подтвердила: россиянки до 24 лет чаще всего не заводят детей из­-за отсутствия семьи, жилья и постоянного дохода. А после 30 боятся ухудшения здоровья. Девушки стремятся выйти замуж за состоятельных мужчин. А где их взять на всех? Не потому ли демографы дают неутешительные прогнозы? Во всяком случае, всплеска рождаемости в ближайшем будущем точно никто не ждет. Уж власти –
наверняка. «Демография – это то, где у нас не получается», – грустно констатировал недавно пресс­-секретарь президента Дмитрий Песков.

Расплата за ошибку

Что больше всего влияет на демографию? Кризисы! Любые. К ним эксперты относят и СВО, и экономические последствия от введения санкций, и, конечно, колебания уровня жизни. И несмотря на то, что чиновники пытаются изобрести «парашют», чтобы смягчить падение в демографическую яму, порой они совершают непростительные ошибки.

Независимый демограф, бывший сотрудник отдела демографических расчетов управления статистики населения и здравоохранения Росстата Алексей Ракша:

– Сейчас действительно идет сильнейшее падение рождаемости. Прошедший год – наглядный показатель того, что яма из­-за нашей ошибочной демографической политики лишь углубляется.

– Что имеете в виду под «ошибочной демографической политикой»?

– Эффективным способом стимуляции рождаемости до недавнего времени был материнский капитал на второго ребенка. Благодаря ему начиная с 2007 года дополнительно родилось около 2,5 миллиона детей. Но 15 января 2020 года было объявлено о переносе основной части маткапитала на первого ребенка. Это ошибка! Дело в том, что стимулирование рождаемости первенцев практически не работает, в отличие от последующих детей. А из­-за такого новшества родители стали терять интерес к рождению второго чада. Огромные деньги расходуются не по назначению. Перенос дал лишь крошечный рост рождаемости вторых детей в 2021 году, но уже в 2022­м вызвал спад и обошелся стране в 50–60 тысяч нерожденных младенцев.

Бесплодие наступает

Свои опасения и у медиков, занимающихся планированием семьи. Они считают: на рождаемость негативно влияют прежде всего социальные факторы в виде инфляции, отсутствия достойной зарплаты и жилья, стрессы. Об этом говорят результаты опроса сервиса «Актион медицина», занимающегося информационно-­экспертной поддержкой медиков. Кстати, на сидячий образ жизни как негативный фактор для рождения детей указал каждый третий врач (35%). Плюс эгоизм и карьерные устремления (1,6%).

Крайне остро стоит и вопрос бесплодия супружеских пар. В среднем он равен 18%. А это, по меркам ВОЗ, критически для государства. Когда­-то считалось, что во всем «виноваты» женщины, но исследования показали: уровень бесплодия у мужчин и женщин примерно одинаковый. Откуда что взялось? Медики утверждают: влияют и экология, и питание, и перенесенные болезни, и гормональные проблемы. Так что вклад проблемы бесплодия в демографию по стране составляет примерно 19–22%.

Наши бабушки­-прабабушки рожали без проблем. Что же случилось с нами? Главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью женщин Минздрава России Наталия Долгушина:

– Основная проблема – поздний репродуктивный возраст, а это 35 лет, то есть еще молодые, сексуально привлекательные женщины. Но, увы, после 30 лет способность к деторождению у женщины снижается на 5% в год. Идет стремительное падение овариального резерва.

Поэтому многие женщины после 35 лет уже не могут рожать сами и прибегают к программам вспомогательных репродуктивных технологий.

«В России секса нет…»

Как известно, без секса дети не рождаются. Но после «сексуальной революции» 90­х маятник качнулся в другую сторону – в сторону жутчайшего консерватизма. Какое порно? Какая эротика в фильмах?! Ату! Такого даже в СССР не было. На федеральных телеканалах заблюривают или вырезают в фильмах любые кадры, где есть хотя бы намек на ню. На то, что спокойно разрешалось к показу в жесточайшие подцензурные годы советской власти, сейчас табу. ТВ­-сумасшествие распространилось на остальные СМИ. Интим стал чуть ли не главным грехом.

Об этом еще совсем недавно говорил скончавшийся два года назад известный советский и российский психотерапевт, сексолог, доктор медицинских наук, учредитель и ректор Института психологии и сексологии Лев Щеглов. Он искренне возмущался тем, что в России всё больше табуируются интимные отношения. Считал: это тренд мракобесия, попытка личного контроля.

Выступая во многих СМИ, Щеглов говорил, что не знает, «как назвать людей из правительства и Госдумы, которые предлагали то ограничить закупки, то вообще запретить пользоваться презервативами. Якобы эти изделия освобождают молодежь от страха, и они слишком вольно себя ведут! Это же просто преступные заявления на фоне эпидемии ВИЧ в стране». По его словам, что бы ни говорили о «гей­-Европе» – по количеству абортов, ВИЧ­-инфицированных, разводов и малышей, брошенных мамашами, мы впереди Европы всей.

– Какие меры нужно принять, чтобы вылезти из демографической ямы? – вопрос Алексею Ракше.

– Необходимо давать безусловный материнский капитал или же субсидию (но не только на ипотеку) в размере не менее 1 миллиона рублей за второго ребенка и не менее 1,5 миллионов за третьего. Это подстегнет рождаемость где­-то на 15%. Огромное значение имеет и психологический фактор. У большинства людей сильны настроения, что будущего нет, оно пропало. Так зачем в нестабильной стране рожать детей? А вот во Франции рожают! Там самая высокая рождаемость в Европе, несмотря на всевозможные митинги и беспорядки. И всё за счет щедрой социальной политики, особенно для многодетных.

Это же необходимо сделать и нам. Заставить рожать запретами на аборты, налогами на бездетность или призывами «не иметь больше одного партнера» нельзя! Поэтому рождаемость второго и третьего ребенка будет стабильно падать. Причем процесс лишь ускорится, ведь, например, программу субсидии 450 тысяч на ипотеку для новых многодетных слишком поздно продлили.

Беседовала Мария Рождественская