На перекрестке истории и современности
При всем негативе и ограничениях на заграничные путешествия, которые принесла в нашу жизнь пандемия коронавируса, кое-что положительное в нынешней ситуации найти всётаки можно. Так, многие обнаружили, что в нашей стране есть немало интересных мест, где можно и хорошо отдохнуть, и узнать чтото новое.
В частности, я «открыла» для себя Калининградскую область. И, судя по множеству приезжих на улицах ее городов и не пустующим даже осенью пляжам балтийского побережья, этот самый западный регион заслуженно становится всё более привлекательным для туристов. Думаю, и смолян среди них немало.
Конечно, любое путешествие начинается с дороги. Сухопутной границы с другими российскими областями у Калининградской нет. И сейчас, с учетом коронавирусных ограничений, добраться до Калининграда можно двумя способами: поездом прямо из Смоленска или самолетом из Москвы. Что касается самолета, тут проблем нет – вы летите из России в Россию по обычному паспорту. А вот при путешествии поездом возникает несколько тонкостей. Вопервых, у вас должен быть загранпаспорт. Вовторых, вам необходимо основание для пересечения литовской границы. Обладателям шенгенской визы нужно уточнить, достаточно ли ее для этого на данный момент. Остальным же для проезда необходимо получить так называемый УПДЖД, упрощенный проездной документ, по сути, разовую литовскую визу. Данные для ее получения передаются в литовское консульство сотрудниками РЖД при покупке билета. Далее вам надо самостоятельно заполнить анкету на специальном сайте, распечатать ее и ждать, когда на электронную почту придет уведомление о выдаче вам УПД. Как правило, при покупке билета в кассе вокзала никаких сложностей не возникает. А вот если вы покупаете билет онлайн, будьте крайне внимательны – надо обязательно «поставить галочку» в специальной графе, указывая, что вам необходим этот документ. Если вы этого не сделаете – увы, поездка ваша закончится у входа в вагон…
Но вот все документы оформлены, вы проехали все границы и таможни (белорусскую, литовскую и российскую) и выходите на перрон Южного вокзала в Калининграде.
Как правило, нынешние путешественники заранее бронируют место для проживания через интернет – сейчас предложений по Калининградской области на соответствующих сайтах значительное количество, на любой вкус и кошелек. Осознав возрастающую туристическую привлекательность, здесь стали активно строить гостиницы, а местные жители специально покупают квартиры для временной сдачи внаем. Можно поселиться в самом Калининграде и потом поездить по области, можно обустроиться поближе к морю, на «раскрученных» курортах или в одном из небольших приморских поселков. Междугороднее транспортное сообщение в области в целом достаточно хорошее, есть и электрички, и автобусы в различных направлениях. Кроме того, в областном центре и курортных городах отлично развито экскурсионное обслуживание – можно съездить на самые разнообразные экскурсии по всему краю. Активно развивается и сеть общепита – голодным точно не останешься.
Что касается самого Калининграда, то для него, как и для любого большого города, актуальна проблема с загруженностью улиц. Маршрутов общественного транспорта довольно много, сеть разветвленная, но в часы пик на дорогу к нужному месту можно потратить немало времени. Кстати, как и в Смоленске, многие жители Калининграда остро сожалеют о сокращении трамвайной сети – из некогда существующих 5 маршрутов сейчас остался всего один.
А еще и в самом Калининграде, и по области очень бережно относятся к булыжным или брусчатым мостовым. Несмотря на то, что ехать на современных автомобилях по таким дорогам не очень удобно, да и ухода они требуют особого, большинство калининградцев уверены, что их надо сохранять. К слову, как рассказал нам гид во время пешеходной экскурсии по старым районам города, наиболее древние мостовые выложены камнями буквально со всего света – оказывается, некогда приходящие за грузом в Восточную Пруссию корабли обязательно должны были привозить камни для мощения дорог. А на некоторых улицах сохранилась еще брусчатка, выложенная полукругом – выглядит очень необычно и красиво.
Ну вот я и подошла к самому увлекательному – и самому сложному для изложения – к тому, что надо обязательно увидеть в Калининградской области. Сложному потому, что впечатляющего здесь действительно МНОГО. Готовясь к поездке, я, конечно, просмотрела в интернете немало отзывов путешественников, официальных сайтов музеев, экскурсионных бюро и т.п. Наметила предварительный план, где хочу обязательно побывать. А теперь уверенно заявляю: если вы действительно хотите увидеть всё-всё интересное, чем может удивить этот край, планируйте поездку не меньше чем на месяц. Или возвращайтесь сюда снова. Потому что завлекательные заголовки из интернета «Как познакомиться с Калининградской областью за три дня» категорически врут – это просто невозможно! Конечно, интересы у всех разные, кому-то, например, достаточно побывать у моря, а любителям военной истории, наверное, хватит нескольких дней, чтобы побывать во всех фортах и крепостях бывшей Пруссии. И возможно, я слишком жадная до впечатлений и новых знаний, но не представляю, как можно не съездить на Куршскую косу (на полноценную поездку отводите полдня-день) и в самый западный российский город Балтийск (помимо всего прочего там сохранилась и доступна для посещения с экскурсией крепость, выстроенная шведами в XVII веке), не осмотреть все экспозиции уникального музея Мирового океана – в том числе побывать на самых настоящих подводной лодке, научно-исследовательских кораблях «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», плавучем маяке. Музеи янтаря и марципана, остров Канта и Кафедральный собор, которые впечатляют и при свете дня, и с вечерней подсветкой, Рыбная деревня, концерты органной музыки – это и многое-многое другое ждет туристов в самом Калининграде. А еще прогулки по его старым районам с аутентичными немецкими виллами, где не найдешь двух одинаковых домов. К слову, один из наших гидов сказал, что Калининград – это «город-обманка», где самое «историческое» сосредоточено отнюдь не в центре, а как раз на окраинах. Это же можно сказать и обо всей области – в небольших городках, меньше пострадавших во время последней войны, любители старины найдут для себя немало интересного. Где еще можно прикоснуться к стенам грандиозных замков и кирх, выстроенных в XIIXIIIXIV веках, не везде хорошо сохранившихся, но до сих пор поражающих воображение мастерством древних строителей? А еще ведь и море, на которое с белого песка или с обустроенных набережных можно смотреть бесконечно (если даже не купаться). И я перечислила далеко не всё! Какие там три дня…
Причем я уверена, что в поездке нужно обязательно предусматривать хотя бы несколько экскурсий с квалифицированным гидом. Конечно, можно и самостоятельно поискать информацию, но, поверьте, совершенно другое дело, когда об истории городов, зданий, о живших здесь людях, о чудесном «солнечном камне» рассказывает искренне влюбленный в свой край человек. Мне повезло: все гиды, с которыми я ездила и ходила, были именно такими людьми – множество информации, полученной от них, в интернете просто не найдешь.
А напоследок – о «смоленском следе» на калининградской земле. Да-да, вы не ошиблись – на фотографии именно памятник Василию Теркину и мемориальная доска в честь его автора возле библиотеки, носящей имя А.Т. Твардовского, в городе Гвардейске. Именно здесь, в тогдашнем городе Тапиау в Восточной Пруссии, военный корреспондент Александр Твардовский встретил День Победы и дописал заключительную главу своей знаменитой поэмы. А художественная школа в Черняховске носит имя Марии Тенишевой. И это только то, что мне «попалось» за чуть больше недели поездки.
Конечно, полностью выполнить первоначальный план, при этом не включающий даже и половины того, что мне хотелось бы увидеть, в нынешнем путешествии не удалось. А значит, есть повод помечтать о том, как, если позволят обстоятельства, я снова поеду в отпуск в Калининград…
Ольга Колышкина