На перекрестке истории и современности

При всем негативе и ограничениях на заграничные путешествия, которые принесла в нашу жизнь пандемия коронавируса, кое-­что положительное в нынешней ситуации найти всё­таки можно. Так, многие обнаружили, что в нашей стране есть немало интересных мест, где можно и хорошо отдохнуть, и узнать что­то новое.

В частности, я «открыла» для себя Калининградскую область. И, судя по множеству приезжих на улицах ее городов и не пустующим даже осенью пляжам балтийского побережья, этот самый западный регион заслуженно становится всё более привлекательным для туристов. Думаю, и смолян среди них немало.

Конечно, любое путешествие начинается с дороги. Сухопутной границы с другими российскими областями у Калининградской нет. И сейчас, с учетом коронавирусных ограничений, добраться до Калининграда можно двумя способами: поездом прямо из Смоленска или самолетом из Москвы. Что касается самолета, тут проблем нет – вы летите из России в Россию по обычному паспорту. А вот при путешествии поездом возникает несколько тонкостей. Во­первых, у вас должен быть загранпаспорт. Во­вторых, вам необходимо основание для пересечения литовской границы. Обладателям шенгенской визы нужно уточнить, достаточно ли ее для этого на данный момент. Остальным же для проезда необходимо получить так называемый УПД­ЖД, упрощенный проездной документ, по сути, разовую литовскую визу. Данные для ее получения передаются в литовское консульство сотрудниками РЖД при покупке билета. Далее вам надо самостоятельно заполнить анкету на специальном сайте, распечатать ее и ждать, когда на электронную почту придет уведомление о выдаче вам УПД. Как правило, при покупке билета в кассе вокзала никаких сложностей не возникает. А вот если вы покупаете билет онлайн, будьте крайне внимательны – надо обязательно «поставить галочку» в специальной графе, указывая, что вам необходим этот документ. Если вы этого не сделаете – увы, поездка ваша закончится у входа в вагон…

Но вот все документы оформлены, вы проехали все границы и таможни (белорусскую, литовскую и российскую) и выходите на перрон Южного вокзала в Калининграде.

Как правило, нынешние путешественники заранее бронируют место для проживания через интернет – сейчас предложений по Калининградской области на соответствующих сайтах значительное количество, на любой вкус и кошелек. Осознав возрастающую туристическую привлекательность, здесь стали активно строить гостиницы, а местные жители специально покупают квартиры для временной сдачи внаем. Можно поселиться в самом Калининграде и потом поездить по области, можно обустроиться поближе к морю, на «раскрученных» курортах или в одном из небольших приморских поселков. Междугороднее транспортное сообщение в области в целом достаточно хорошее, есть и электрички, и автобусы в различных направлениях. Кроме того, в областном центре и курортных городах отлично развито экскурсионное обслуживание – можно съездить на самые разнообразные экскурсии по всему краю. Активно развивается и сеть общепита – голодным точно не останешься.

Что касается самого Калининграда, то для него, как и для любого большого города, актуальна проблема с загруженностью улиц. Маршрутов общественного транспорта довольно много, сеть разветвленная, но в часы пик на дорогу к нужному месту можно потратить немало времени. Кстати, как и в Смоленске, многие жители Калининграда остро сожалеют о сокращении трамвайной сети – из некогда существующих 5 маршрутов сейчас остался всего один.

А еще и в самом Калининграде, и по области очень бережно относятся к булыжным или брусчатым мостовым. Несмотря на то, что ехать на современных автомобилях по таким дорогам не очень удобно, да и ухода они требуют особого, большинство калининградцев уверены, что их надо сохранять. К слову, как рассказал нам гид во время пешеходной экскурсии по старым районам города, наиболее древние мостовые выложены камнями буквально со всего света – оказывается, некогда приходящие за грузом в Восточную Пруссию корабли обязательно должны были привозить камни для мощения дорог. А на некоторых улицах сохранилась еще брусчатка, выложенная полукругом – выглядит очень необычно и красиво.

Ну вот я и подошла к самому увлекательному – и самому сложному для изложения – к тому, что надо обязательно увидеть в Калининградской области. Сложному потому, что впечатляющего здесь действительно МНОГО. Готовясь к поездке, я, конечно, просмотрела в интернете немало отзывов путешественников, официальных сайтов музеев, экскурсионных бюро и т.п. Наметила предварительный план, где хочу обязательно побывать. А теперь уверенно заявляю: если вы действительно хотите увидеть всё-­всё интересное, чем может удивить этот край, планируйте поездку не меньше чем на месяц. Или возвращайтесь сюда снова. Потому что завлекательные заголовки из интернета «Как познакомиться с Калининградской областью за три дня» категорически врут – это просто невозможно! Конечно, интересы у всех разные, кому-­то, например, достаточно побывать у моря, а любителям военной истории, наверное, хватит нескольких дней, чтобы побывать во всех фортах и крепостях бывшей Пруссии. И возможно, я слишком жадная до впечатлений и новых знаний, но не представляю, как можно не съездить на Куршскую косу (на полноценную поездку отводите полдня­-день) и в самый западный российский город Балтийск (помимо всего прочего там сохранилась и доступна для посещения с экскурсией крепость, выстроенная шведами в XVII веке), не осмотреть все экспозиции уникального музея Мирового океана – в том числе побывать на самых настоящих подводной лодке, научно-­исследовательских кораблях «Витязь» и «Космонавт Виктор Пацаев», плавучем маяке. Музеи янтаря и марципана, остров Канта и Кафедральный собор, которые впечатляют и при свете дня, и с вечерней подсветкой, Рыбная деревня, концерты органной музыки – это и многое­-многое другое ждет туристов в самом Калининграде. А еще прогулки по его старым районам с аутентичными немецкими виллами, где не найдешь двух одинаковых домов. К слову, один из наших гидов сказал, что Калининград – это «город-­обманка», где самое «историческое» сосредоточено отнюдь не в центре, а как раз на окраинах. Это же можно сказать и обо всей области – в небольших городках, меньше пострадавших во время последней войны, любители старины найдут для себя немало интересного. Где еще можно прикоснуться к стенам грандиозных замков и кирх, выстроенных в XII­XIII­XIV веках, не везде хорошо сохранившихся, но до сих пор поражающих воображение мастерством древних строителей? А еще ведь и море, на которое с белого песка или с обустроенных набережных можно смотреть бесконечно (если даже не купаться). И я перечислила далеко не всё! Какие там три дня…

Причем я уверена, что в поездке нужно обязательно предусматривать хотя бы несколько экскурсий с квалифицированным гидом. Конечно, можно и самостоятельно поискать информацию, но, поверьте, совершенно другое дело, когда об истории городов, зданий, о живших здесь людях, о чудесном «солнечном камне» рассказывает искренне влюбленный в свой край человек. Мне повезло: все гиды, с которыми я ездила и ходила, были именно такими людьми – множество информации, полученной от них, в интернете просто не найдешь.

А напоследок – о «смоленском следе» на калининградской земле. Да-­да, вы не ошиблись – на фотографии именно памятник Василию Теркину и мемориальная доска в честь его автора возле библиотеки, носящей имя А.Т. Твардовского, в городе Гвардейске.  Именно здесь, в тогдашнем городе Тапиау в Восточной Пруссии, военный корреспондент Александр Твардовский встретил День Победы и дописал заключительную главу своей знаменитой поэмы. А художественная школа в Черняховске носит имя Марии Тенишевой. И это только то, что мне «попалось» за чуть больше недели поездки.

Конечно, полностью выполнить первоначальный план, при этом не включающий даже и половины того, что мне хотелось бы увидеть, в нынешнем путешествии не удалось. А значит, есть повод помечтать о том, как, если позволят обстоятельства, я снова поеду в отпуск в Калининград…

Ольга Колышкина

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *