«Нам не дано предугадать…»

Вышел в свет поэтический сборник «Стихи о Смоленске», в котором достаточно широко представлены стихи смоленских поэтов о родном городе. В середине марта состоялась торжественная презентация книги. В адрес смоленских поэтов и составителей сборника было сказано много добрых слов.

В частности, говорилось о том, что книга необходима, в первую очередь, школьникам для внеклассной работы, студентам­филологам для полноты картины литературной жизни нашего города, тем более что на страницах сборника представлены лучшие образцы смоленского варианта русского поэтического творчества XIX–XXI веков, от Федора Глинки (век XIX­й) до молодых талантливых поэтов, едва перешагнувших двадцатипятилетний возрастной рубеж, века XXI­го. Словом, появилась прекрасная книжка, которую нужно читать и радоваться тому, что она есть, и что живут в Смоленске люди, которым не безразличны ни наше поэтическое наследие, ни популяризация лучших образцов современного смоленского поэтического мастерства. В конце концов, что пишущий и читающий Смоленск – жив! Но вдруг, казалось бы, на ровном месте, как водится в интернете, возникла достаточно жесткая дискуссия о неправомерном использовании редакторских прав членами редколлегии сборника «Стихи о Смоленске». И невольно вспоминается великое тютчевское: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»

А всё дело в том, что подборки опубликованных стихов оказались разновеликими: у одних поэтов два­три стихотворения, у других – в несколько раз больше. Когда достаточно односторонняя, но весьма суровая полемика переместилась и на страницы ряда изданий, «СН», соблюдая режим равновесия, решили предоставить слово обвиняемой стороне. И потому сегодня наш гость – член редакционной коллегии сборника «Стихи о Смоленске», член Союза писателей России, известный российский поэт и литературный критик Наталья Егорова.

– Наталья Николаевна, кто автор идеи создания сборника стихов, посвященных Смоленску?

– Идея принадлежит известному смоленскому издателю Ирине Алексеевне Флиманковой. Она не раз обращалась к Владимиру Викторовичу Макаренкову с просьбой составить книгу стихов о Смоленске. Владимир Викторович, предвидя предстоящие сложности, связанные, в первую очередь, с отсутствием государственного финансирования, колебался. Но Ирина Алексеевна убеждала, что способ издать книжку найдется. И действительно, способ нашелся. В. Макаренков ходатайствовал перед Министерством культуры РФ о выделении творческой стипендии члену Союза российских писателей Анастасии Трифоновой, и та отдала деньги на издание книги. Владимир Викторович обратился к редколлегии альманаха «Под часами»: «Я не знаю, добудем ли мы еще денег, но 70 тысяч у нас уже есть, а это минимальный тираж и, может быть, оцифровка. Давайте рискнем – составим сборник стихов о Смоленске, а там как Бог даст». И мы стали работать. Мы – это редакционная коллегия будущего сборника:  И.А. Флиманкова – руководитель издательства «Свиток»; В.В. Макаренков – поэт, председатель Смоленской региональной организации Союза российских писателей, главный редактор альманаха «Под часами», лауреат литературных премий А. Твардовского, М. Исаковского, дважды – премий Н. Рыленкова; Ю.Е. Кекшин – поэт, член Союза писателей России, лауреат премии Н. Рыленкова; Е.А. Орлова – член Союза российских писателей, поэт и прозаик; А.В. Трифонова – член Союза российских писателей, поэт, филолог. И я, Н.Н. Егорова, член Союза писателей России, поэт, критик. Мне довелось поработать редактором издательства «Современник», вести отделы поэзии в газетах «День» и «Завтра» – опыт издательской работы у меня тоже есть.

Возвращаясь к сборнику стихотворений о Смоленске. Прежде всего, мы объявили, что собираем стихи. Первое, что оговорили: мы не создаем антологию. Антология – огромная работа, и делать ее, не зная, будет ли издание профинансировано, невозможно.

– Тогда объясните, почему Ваши оппоненты упорно называют книгу «антологическим сборником»?

– Это началось с презентации сборника. Почему­то журналисты и ведущие называли книгу так. Мы не стали затевать литературоведческий спор – мероприятие было «парадно­выходным». И всё же это тематический сборник поэзии, в который вошли произведения классиков, стихи недавно ушедших поэтов и стихи ныне здравствующих смоленских авторов. О том, что это не антология, ясно сказано в выходных данных и аннотации.

Большую помощь при составлении сборника нам оказали сотрудники Смоленской областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского. Они помогли собрать стихи классиков и недавно ушедших поэтов, потому что составляли мы книгу в свободное от основной работы время, часто по ночам. Всё держалось на энтузиазме и творческом горении.

По авторскому праву мы не могли брать из интернета стихи ныне живущих поэтов без их разрешения. Мы могли поставить в сборник только то, что прислали авторы. Стихи классиков оттуда тоже брать опасно – в интернете много ошибок, а книгу будут читать школьники и студенты.

Оказалось, что стихов о Смоленске на профессиональном уровне пишут немного. Например, у талантливого смоленского поэта Валентины Белоусовой написано всего два великолепных стихотворения о Смоленске! Поэтический уровень – еще одна проблема. Самопровозглашенные поэты – бедствие сегодняшней литературы. Профессионалы сейчас стеснены жизненными обстоятельствами, а полные энергии непрофессионалы лезут напролом и провозглашают себя поэтами. Чтобы составить хороший сборник, нам пришлось повысить планку отбора. За каждое стихотворение редколлегия голосовала!

– К этому пора привыкнуть. Число графоманов от литературы всегда превышало допустимый предел, и год от года их число неуклонно растет, тем более что нынче модно заниматься изящной словесностью.

– Да, это так. Нет плохого в том, что люди пишут стихи. Плохо то, что они неправильно оценивают свое творчество, забывая, что настоящий писатель – это человек высокообразованный, хорошо знающий мировую культуру и литературу и сумевший сохранить живое восприятие реальности.

Возвращаясь к сборнику. У наших классиков мало стихов о Смоленске. У А.Т. Твардовского всего два стихотворения, у М.В. Исаковского – три. Больше они не написали. И всё же спасибо им за чудо – великолепные образцы классики, стихи о нашем родном городе! Так и вышло, что в книге у многих современных поэтов стихотворений о Смоленске больше, чем у Твардовского и Исаковского. У большого русского поэта Виктора Петровича Смирнова всего одно стихотворение о Смоленске – о памятнике Твардовскому и Теркину. Чтобы найти у него еще стихи со смоленскими реалиями, мне пришлось перечитать его трехтомник. Искомое нашлось – в любовной лирике! Прекрасная, легкая, летящая подборка у Раисы Александровны Ипатовой. Публикация Владимира Ивановича Тазова – точная, четкая, неожиданная. Над ней работала Елена Орлова. Запоминаются хорошо написанные, яркие стихи Леонида Ивановича Козыря и Юрия Васильевича Пашкова. Владимир Макаренков дополнял собранные библиотекой подборки
Н. Рыленкова, А. Бодренкова, других поэтов. Анастасия Трифонова подбирала произведения Федора Глинки. Редколлегия трудилась напряженно!

– И всё же мне очень не хватает стихов Нины Жигаревой, которая много и хорошо пишет о Смоленске.

– Да. Есть два таких упущения – Нина Жигарева и Вера Суханова. Нина уехала очень далеко. Она стихи не прислала! А при жизни автора без согласования с ним публиковать произведения нельзя! Замечательный, уважаемый нами поэт Вера Суханова прислала всего 8 стихотворений. Я позвонила ей поздновато – занималась другими публикациями. Вера ответила, что предоставила небольшую подборку, потому что новых стихотворений о Смоленске у нее немного, а постоянно публиковать старые не хочется.

– Книга составлялась в довольно сжатые сроки. Почему?

– Дело в том, что горсовет и областная комиссия по выделению субсидий отказали в финансировании альманаха «Под часами» и книги «Стихи о Смоленске». Как я уже говорила, мы начали с 70 тысяч стипендии А. Трифоновой. Чтобы найти деньги на издание сборника, нужен был готовый электронный макет сверстанной, оформленной книги. Владимир Макаренков обратился к председателю Смоленской областной Думы Игорю Ляхову, он пообещал финансовую помощь, но попросил показать издание в электронном виде. Нам повезло! Сборник одобрили! Финансовую поддержку оказали Игорь Васильевич Ляхов в рамках проекта партии «Единая Россия» «Историческое наследие» и председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», руководитель фракции «Единая Россия» в Смоленском городском Совете Николай Николаевич Шумейко. Кроме того, мы спешили издать книгу к двум знаменательным датам: 1160­летию первого упоминания Смоленска в Устюжском летописном своде и 80­летию освобождения Смоленщины.

– Держу я в руках сборник «Стихи о Смоленске» и не устаю восхищаться этой прекрасной во всех отношениях и такой нужной книжкой, иллюстрированной неповторимыми рисунками уникального смоленского художника и краеведа Виталия Ивановича Бухтеева. Тем более что и обложка сборника сама по себе произведение искусства, ведь оформила ее известный график, заслуженный художник России Вера Евгеньевна Самарина. Великолепен и издательский замысел – Ирина Алексеевна Флиманкова работала с огромной любовью и профессионализмом. Почему книга вызвала такую жесткую полемику и в социальных сетях, и в печатных изданиях?

– Может быть, это литературная борьба, может быть, нечто неведомое. Ни мне лично, ни Владимиру Макаренкову, ни другим членам редколлегии участники дискуссии вопросов не задавали, сразу сделали выводы. Больше всех досталось В. Макаренкову и мне. Нас обвиняют в том, что на страницах сборника мы разместили своих стихов больше, чем других авторов. У нас, действительно, вышли большие подборки. Когда мы начинали делать сборник, у меня была мысль, что мою подборку и подборку
В. Макаренкова придется сокращать. Но в конце работы обнаружилось, что стихов немного, и книга получается очень небольшая. Нам оставалось сказать: «Слава Богу, хоть у нас есть стихи о Смоленске!» Ведь этот сборник очень нужен читателям! К счастью, книгу поддержала кафедра литературы Смоленского государственного университета. Заведующая кафедрой Ирина Викторовна
Романова
назвала работу над сборником культурологическим подвигом и сказала, что книга станет настольной у студентов – она нужна для научной работы. Есть у нас и отзывы школьных учителей. Они говорят, что для внеклассной работы книжка незаменима!

– И, вместе с тем, ваши оппоненты, сами того не ведая, сделали сборнику очень хорошую рекламу.

– Но в этой рекламе много дегтя. Меня и Владимира Макаренкова обвинили Бог знает в чем, в частности, в превышении составительских полномочий. При работе над книгой мы, действительно, были вынуждены нарушить литературную этику. У других подборки оказались меньше. Но что делать, если большинство профессиональных современных смоленских поэтов прислали мало стихов о Смоленске?! Нашлись два поэта, которые о Смоленске пишут много. Может быть, надо не осуждать, а отметить такую преданную любовь к городу? О себе как о поэте говорить не стану. Скажу только, что смоленскую поэтическую тему я для себя открыла, когда жила в Москве. Именно там я поняла, что более важной России, чем Смоленск и Смоленщина, для меня нет. А у Владимира Макаренкова очень талантливые стихи, и о Смоленске написана целая книга. У него Смоленск – полноправный герой лирики, город из его стихов не уходит никогда, в этом его творчество абсолютно уникально. Может быть, это связано еще и с тем, что мы – коренные смоляне? Я не думаю, что стоит порицать людей, которые много пишут о Смоленске, и, более того, обвинять их в предвзятости. Мы сложили ту книгу, которая у нас сложилась. Мы бережно относились к каждому хорошему стихотворению. Вообще, складывается ощущение, что наши критики книгу не прочитали, а просто сосчитали количество стихов каждого автора в оглавлении. Но прочитать и сосчитать – разные вещи! А вот если книгу прочитать, обнаружится, что в ней много прекрасных подборок! Например, очень яркие стихи Тамары Лосевой. Город у нее живой, теплый, душевный. Или большая подборка стихов талантливого поэта Дмитрия Петроченкова со стихами и поэмой о Смоленске «Город над рекою». Эта публикация тоже стала украшением сборника.

Должна отметить яркие подборки Елены Орловой, Александра Лучина, Виктории и Владимира Ионовых – да всех не назовешь! Были при составлении книги приятные открытия. Например, поэт Нина Белова. Она не член Союза писателей. Уровень предложенной ею подборки настолько выше того, что она писала раньше, что это всех поразило. Связан творческий рост, наверное, с тем, что Нина занимается в литературной студии «Среда» у Елены Орловой. Из молодых поэтов порадовала Наталья Исаенко, которая только что вступила в Союз писателей России.

В общем, мы сделали всё, что могли, и Смоленск на страницах сборника «Стихи о Смоленске» предстал радостным, живым, любимым городом. Эта книга – первая ласточка. Мы выпускали ее в надежде, что вслед за ней появятся более полные сборники, а возможно, и антологии стихов о Смоленске.

Беседовала Лариса Русова