О депрессии, фобиях и не только…

Еще лет 30 назад даже обращение к обычному психологу (не говоря уже о психотерапевте или психиатре) считалось чуть ли не постыдным, «душевные» проблемы старались скрывать от посторонних глаз как можно дольше. Между тем, своевременное обращение за специализированной помощью позволяет избежать гораздо более серьезных психических заболеваний. Но если с болью в желудке мы бежим к гастроэнтерологу, то душевную боль предпочитаем лечить сами – во многих случаях, увы, только усугубляя проблему… К счастью, этот стереотип начинает успешно разрушаться, люди стали понимать, что психическое здоровье – важнейшая составляющая общего благополучия человека, а различные расстройства психики – это проблема, которую можно и нужно эффективно решать. О некоторых из этих расстройств мы беседуем с Алиной Гулаковой, врачом­психиатром кабинета медико­социально­психологической помощи Смоленского областного психоневрологического клинического диспансера.

– Алина Игоревна, когда мы говорим о жизнедеятельности организма, то предполагаем, в первую очередь, его физическое благополучие, соответствующее так называемой физиологической норме, определенному оптимуму биологических функций. А в нашей психической составляющей есть такая норма?

– Здесь всё гораздо сложнее. В отношении протекающих в нашей психике процессов понятие «норма» носит достаточно субъективный характер. Так, по официальному определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек полноценно реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам и продуктивно работать. Но у каждого из нас есть свои черты характера, индивидуальные реакции на те или иные жизненные обстоятельства, и определить некую усредненную норму здесь не представляется возможным.

В целом под нормой в современной психиатрии понимается отсутствие каких­либо выраженных патологических симптомов, приводящих к нарушениям общепринятого поведения. То есть человек понимает, кто он, где находится в настоящий момент, может выполнять свои рабочие обязанности и обслуживать себя в бытовой сфере, а также осознает последствия своих действий. Но это ведь далеко не всё, что составляет нашу психическую деятельность.

Есть, например, состояния, которые принято называть пограничными (официально это непсихотические психические расстройства) – неврастении, ситуационные реакции, возникающие в постстрессовом периоде, и т.п. Они весьма распространены, «пусковым моментом» для них может стать любая негативная, психотравмирующая жизненная ситуация.

Вообще вопрос психической нормы и патологии является одним из самых острых в психиатрии. Душевная жизнь каждого человека является настолько динамичной, пластичной, индивидуальной, что порой провести грань, разделяющую норму и патологию, очень сложно.

Образно это можно представить в виде рисунка, разделенного на две части. Поле, расположенное слева и окрашенное в желтый цвет, обозначает идеальную норму, состояние полного благополучия, душевного комфорта. Правое поле, окрашенное в красный, наоборот – идеальную патологию, состояние полного разлада душевной деятельности. В центре изображен прямоугольник, он олицетворяет душевное равновесие человека (психику). В реальной жизни человека состояний идеальных нормы и патологии практически не бывает, поскольку психике под влиянием различных факторов приходится балансировать между этими состояниями. Патологические факторы: отягощённая наследственность, постоянные стрессы, «слабая» нервная система, сопутствующая соматическая патология – «вгоняют» психику глубже в состояние болезни. Ресурсы организма: благоприятная наследственность, здоровый образ жизни, устойчивая нервная система, минимальное количество стрессов – наоборот, «выталкивают» человека к здоровому состоянию. Таким образом, душевное состояние человека в большинстве случаев представляет собой сумму, некий баланс между патологическими и здоровыми реакциями.

И задача врача­психиатра при помощи определенных методик выяснить, какие патологические изменения проявляются в настоящий момент у данного пациента и, в случае необходимости, назначить ему соответствующее медикаментозное лечение и/или порекомендовать общение с психотерапевтом.

– Люди старшего поколения, к психиатрии относящиеся, мягко говоря, настороженно, о таком состоянии, как депрессия, раньше и не слышали (даже если страдали именно ею). А сейчас она признана одним из самых распространенных психических расстройств, более того, предполагать у себя депрессию стало, можно сказать, модным. Так как же различить простые перепады настроения от действительно болезненного состояния?

– Да, вы правы, многие люди склонны называть депрессией любые негативные отклонения в своем эмоциональном и физическом состоянии. Пониженное настроение, усталость, да даже обычная лень – и готово: «У меня депрессия!» Между тем, перепады настроения, нежелание заниматься каким­либо делом именно в эту минуту – совершенно нормальные явления, не требующие специальной коррекции. Думаю, каждый вспомнит хоть один случай, когда дело, не дающееся сегодня, завтра получается легко и с удовольствием, а солнечное утро разгоняет вечернее тоскливое настроение.

А вот говорить о реальном депрессивном расстройстве можно тогда, когда негативные проявления становятся длительными, более двух недель, и выражаются в патологически сниженном настроении, тревожности, стойком нежелании заниматься как рабочими, так и бытовыми делами, невозможности получить удовольствие от ранее радующих занятий, отсутствии аппетита, нарушениях сна и некоторых других симптомов. Вот это уже повод обратиться за профессиональной помощью. Особенно важно не упускать время, если у человека появляются суицидальные мысли.

Определенная сложность в лечении депрессии заключается в том, что человек, находящийся в этом состоянии, может не осознавать его тяжесть или считать, что ему уже ничто не поможет, а значит, и визит к врачу бесполезен. Некоторые до сих пор по тем или иным причинам опасаются обращаться к психиатрам, в том числе и из боязни госпитализации в стационар. Между тем в лечении депрессивных расстройств российская психиатрия и психотерапия уже достигли довольно значимых успехов, сотни тысяч людей (исключительно в амбулаторных условиях!) успешно справились с болезнью и вернулись к нормальной жизни. Поэтому если у вас или у кого­то из ваших близких и друзей более двух недель наблюдаются подобные негативные симптомы, если вам кажется, что всё вокруг плохо и ничего хорошего впереди уже не будет – помните, выход есть, и есть люди, которые смогут вам помочь!

– Еще один «новый» диагноз последнего времени – панические атаки. Что это на самом деле такое, и можно ли это вылечить?

– Панические атаки – это внезапные эпизоды интенсивного страха, сопровождающиеся сердцебиением, потливостью, внутренней дрожью, одышкой, онемением конечностей. Как правило, приступ сопровождается повышением артериального давления. У человека может появиться ощущение, что должно произойти нечто ужасное, что у него развивается серьезная болезнь – инфаркт или инсульт. Как правило, симптомы максимально проявляют себя в течение нескольких минут, в среднем – до получаса, но могут занимать и от нескольких секунд до часа. Физической опасности панические атаки не представляют, тем не менее они осложняют нормальную жизнь людей и заставляют их обращаться к врачам различных специализаций, которые, в основном, не находят у пациента никаких специфических патологий. К сожалению, среди этих врачей редко оказывается психиатр – а ведь именно в психиатрии в последнее время достигнуты определенные успехи купирования подобных расстройств.

Причин их возникновения может быть множество, рассматриваются различные теории – генетическая, когнитивная, психоаналитическая и т.д. А вот физиологически панические атаки проявляются масштабным выбросом в кровь гормона адреналина, что и вызывает различные негативные симптомы.

Основным отличием панического расстройства от других типов тревожных расстройств является его внезапный и, во многих случаях, неспровоцированный характер. В некоторых случаях панические атаки могут быть связаны или усилены определенными местами или ситуациями, что затрудняет повседневную жизнь. У человека развиваются иррациональные страхи (фобии), и в результате формируется устойчивый сценарий избегания подобных ситуаций. В результате, такое избегание и уровень беспокойства о новом приступе могут привести к тому, что люди перестанут совершать определенные действия или вообще выходить из дома. В этом случае врачебное вмешательство становится жизненно необходимым.

К сожалению, полностью излечить паническое расстройство и панические атаки как его физиологические проявления невозможно. Однако можно привести его в длительную ремиссию, иногда даже пожизненную. Существуют эффективные методики, которые могут помочь таким людям, и им не стоит пренебрегать помощью специалистов.

К слову, в последнее время мы отмечаем увеличение обращающихся к нам пациентов с такой проблемой, и это не может не радовать в том плане, что повышается информированность людей о том, какой именно специалист может им помочь. Ведь, как я склонна думать, число страдающих паническими атаками само по себе не увеличилось, просто раньше такие люди обращались за помощью к другим врачам, не решая основной проблемы.

– Различные фобии – это болезнь? С ними можно бороться?

– Это не болезнь, но состояние психики, в определенных случаях требующее коррекции с помощью психотерапии. С фобиями нужно разбираться индивидуально в каждом конкретном случае – что послужило причиной ее возникновения, и насколько она мешает человеку жить нормальной жизнью. Во многих случаях все наши фобии «родом из детства». Маленькие дети практически лишены чувства страха, но в определенной травмирующей ситуации может произойти «переломный момент» и возникнуть боязнь чего­либо, сохраняющаяся потом и во взрослом возрасте. То есть рождаемся мы, можно сказать, бесстрашными, и все свои страхи приобретаем в течение жизни. И, наверное, нет человека, который совсем ничего не боялся бы. Иногда эти страхи не создают критических затруднений и с ними достаточно легко справиться – например, человек с арахнофобией просто будет держаться от пауков подальше, а боящийся высоты не станет заниматься альпинизмом и т.п. Однако есть ситуации, когда страх мешает нормальной жизнедеятельности человека – в частности, при агорафобии, боязни открытого пространства, которая нередко возникает как следствие у людей, страдающих паническими атаками. Это уже серьезное расстройство, и его нужно лечить, как медикаментозно, так и с помощью психотерапии.

– А что должно всерьез насторожить человека – или его близких – и побудить обратиться к психиатру?

– Это, безусловно, депрессивные состояния, которые, как мы уже говорили, длятся более двух недель. Также это длительные тревожные состояния, если для тревоги нет реальных причин или она непропорционально сильная по отношению к триггеру. Поводом для обращения должно стать стойкое нарушение сна – длительная бессонница, «рваный» сон или когда человек просыпается неотдохнувшим после достаточного времени сна. Чрезмерная раздражительность, неоправданные сильные страхи, панические атаки, нарушения пищевого поведения (отсутствие аппетита или, наоборот, чрезмерное употребление пищи) – при всех этих состояниях необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы исключить дальнейшее развитие нарушений. Зачастую расстройства психики, в том числе скрытая депрессия, могут проявляться различными соматическими состояниями и симптомами, позволяющими предположить ту или иную физиологическую патологию – если она не подтверждается врачами других специализаций, стоит проконсультироваться у психиатра. И, конечно, поводом для обязательного обращения к специалисту должны стать так называемые обманы восприятия – галлюцинации, «голоса в голове».

Да и в целом, при малейших ощущениях психологического дискомфорта не теряйте времени – приходите к нам. Ведь чем раньше будет выявлена причина вашего состояния, тем легче с ней будет бороться. В любой ситуации вы должны осознавать, что вы не одни, что мы хотим и можем вам помочь!

– Спасибо, Алина Игоревна, за информативный и, уверена, полезный для наших читателей разговор!

– Желаю всем смолянам душевного благополучия!

Беседовала Ольга Колышкина