Слово о Славе

Художественная галерея Смоленского музея-­заповедника успешно продолжает проект «День рождения художника» в форме выставки одной картины. Цель проекта, напоминаем, – познакомить зрителей с творчеством смоленских художников – наших современников, произведения которых не вошли в основную экспозицию Художественной галереи, но, безусловно, заслуживают внимания и отдельного разговора.

В июне на выставке одной картины представлен акварельный пейзаж Вячеслава Ветрещака «Птичий рынок» из собрания Смоленского музея-­заповедника.

7 июня Вячеславу Федоровичу Ветрещаку исполнился бы 71 год. Он ушел из жизни очень рано, всего в 44 года. К сожалению, художник не оставил большого творческого наследия, но, тем не менее, в фондах музея-­заповедника хранятся несколько его акварельных пейзажей, один из которых – «Птичий рынок», датированный 1967 годом, – представлен на суд зрителей. Эта работа никогда и нигде не экспонировалась и потому вызывает особый интерес.

Вячеслав Ветрещак родился в Башкирии, художественное образование получил в Татарстане. Еще будучи студентом, принимал активное участие в выставочной деятельности. Много ездил по стране. В результате этих поездок рождались картины, поражавшие критиков тончайшими цветовыми переливами, особым душевным настроем и философской глубиной сюжетов. Свою первую награду за участие в республиканской выставке в Казани Слава Ветрещак получил на четвертом курсе художественного отделения Лениногорского педагогического училища (Татарская АССР). Картина, выполненная в технике акварели, называлась «Нефтяные дали».

В 1978 году Вячеслав Федорович перебирается в Смоленск и сразу активно включается в работу местной организации художников. Охотно ездит в творческие командировки, участвует в выставочной деятельности, вместе с другими молодыми художниками шефствует над ударной комсомольской стройкой – Ярцевским чугунолитейным заводом.

С 1981 года Вячеслав Ветрещак – художник Смоленских художественно­-производственных мастерских Художественного фонда Российской Федерации, в 1989 году вступает в Союз художников СССР. По-­прежнему много путешествует, в основном по Русскому Северу, очень популярному у смоленских художников в ту пору, откуда привозит наброски и зарисовки, которые затем в мастерской превращаются в замечательные картины, высоко отмеченные критикой на всесоюзных, республиканских, зональных и областных художественных выставках.

Художник-­акварелист Ветрещак очень любил русскую деревню, а где, как не на Смоленщине, можно с головой окунуться в ее бескрайние дали с бесконечными полями, лесами и перелесками? Но деревенская жизнь напрямую столкнула его с таким грустным явлением, как старость, а значит – с бедами забытых детьми и внуками одиноких стариков, коротающих свой век в полузаброшенных деревнях. И болела у художника душа от несовершенства жизни и утекающего невесть куда времени…

Но, по признанию самого Вячеслава Федоровича, художником он себя ощутил именно в деревне, где нашел многие сюжеты для своих будущих картин, полных сдержанной мудрости и мягкого юмора, без которого просто не выжить. А еще именно там, в деревенской глуши, куда почти перестала ступать нога человека, художник открыл свои истоки и обрел новый творческий импульс. К сожалению, ненадолго…

Выставка одной картины – акварели Вячеслава Ветрещака «Птичий рынок» – продлится до 5 июля.

Лариса Русова