Слышать шёпот Бога в своем сердце

Пьеса «Пьяные» одного из самых модных современных драматургов Ивана Вырыпаева — это философская комедия о познании истины.  Метакомедия, как определяют жанр спектакля Смоленского Камерного театра по этой пьесе его создатели: режиссёр-постановщик Бари Салимов и автор сценографии и костюмов заслуженный художник России Николай Агафонов. 

Прочно вошедший в употребление корень «мета» как первая составная часть сложных слов в переводе с греческого означает «после», «за», «через», словом, намекает на переход к чему-то другому, перемену состояния, превращение. «Мета» и «пост» – символы современности. И внимательному зрителю понятно, что «Пьяных», хотя все до единого персонажи постоянно признаются в том, что они пьяны, и ведут себя в полном соответствии с подобным состоянием, нельзя понимать буквально, что это такой художественный приём. 

Согласно суфийской символике, пьяные — искатели истины, а вино — поток божественных откровений. Не случайно в качестве эпиграфа к пьесе и спектаклю избраны стихи Омара Хайяма: «Всё, что видишь ты, — видимость только одна. Только форма, а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся, сядь спокойно в сторонке и выпей вина»

Действие происходит в условной европейской стране во время крупного международного кинофестиваля. Кинофестиваль, впрочем, не имеет прямого отношения к происходящему. Однако персонажи то и дело цитируют отдельные фразы из одного и того же фильма, разумеется, иранского (очередная отсылка к Омару Хайяму), название которого не могут вспомнить. Один из героев спектакля, играет которого артист Никита Куманьков, в пьяном откровении подвергает сомнению пресловутые общеевропейские ценности, которые постоянно на слуху: свобода, либерализм, толерантность… «Это я вам говорю, — восклицает он, — гражданин Евросоюза, тридцатипятилетний  операционный менеджер банка…» 

В спектакле четыре группы персонажей — представителей разных слоёв общества и социальных категорий. Кто-то из участников каждой из групп связан узами дружбы или брака, что, впрочем, опять же условно, на наших глазах это может поменяться. А кто-то случайно оказывается рядом друг с другом. Три группы, опять же условно, можно назвать дружескими компаниями хорошо знакомых друг другу людей. Вполне респектабельные банкиры Карл и Густав (арт. Денис Овчинников и Александр Иванов) с женами Линдой и Лорой (арт. Анастасия Шендрик и Полина Силина) собрались выпить по поводу годовщины смерти матери Карла. Четвёрка  тридцатилетних молодых людей — офисных служащих — отмечают последний день холостяцкой жизни одного из них.  Две подруги-модели Лаура и Магла (арт. Полина Кроль и Илона Егорова) и их общий мужчина по имени Лоуренс (арт. Артём Семяшев) — бывший муж Лауры, только что женившийся на Магде, празднуют это событие и свою толерантность по отношению к ситуации… 

Лишь двоих персонажей ничто,  кроме состояния сильного опьянения, ни с кем не объединяет.  Первый — это директор международного кинофестиваля Марк Гардениц, играет которого неузнаваемый в этом спектакле артист Олег Марковкин, исполняющий обычно яркие комедийные роли. У Марка рак лёгких, жить ему осталось всего четыре месяца. Может быть, поэтому он так и напился в гостях у друзей. Анализируя собственную жизнь в попытке диалога со случайно встретившейся ему девушкой, он мучительно ищет ответ на вечный вопрос: зачем мы явились в этот мир… В конце спектакля, когда зритель снова встречается с Марком, герой приходит к христианской аксиоме: мы живём, чтобы отдавать…

Вторая одиночка — это с трудом сохраняющая равновесие красивая девушка по имени Марта (арт. Ксения Вишнякова), с которой Марк безуспешно пытается вести диалог в начале спектакля и которая затем попадается на глаза и помогает  Густаву (арт. Александр Иванов), морально раздавленному откровением друга и компаньона. 

Что за причина побудила Марту довести себя до такого состояния,  можно только гадать. Но девушке всего 21 год, и, по собственному её признанию, она находится в поиске самой себя… 

Одно можно сказать вполне определённо: всех персонажей пьесы и спектакля «Пьяные», безусловно, можно отнести к думающей части человечества. Вопросы, ответы на которые  вместе с драматургом и зрителем пытается найти режиссёр спектакля Бари Салимов, все те же, о смысле жизни: какие мы? то ли считаем важным?

Как кажется, наиболее важна для авторов спектакля группа молодых людей, собравшихся на дружескую пирушку перед свадьбой одного из них. Это трое менеджеров: пиарщик Рудольф (арт. Павел Пьянков), рекламщик Матиас (арт. Павел Пирожков) и сам жених – упомянутый уже операционный менеджер банка Макс (арт. Никита Куманьков). Четвёртый в этой компании Габриэль (арт. Николай Фарносов) занимает должность заместителя управляющего строительной компании. Пятая – юная проститутка Роза, прихваченная на мальчишник Рудольфом. Пирущка происходит поздно вечером в  вегетарианском ресторане родителей Макса. В результате неумеренных возлияний при отсутствии в вегетарианском заведении мясной закуски все сильно опьянели, что едва не привело к драке Макса с разъярённым Матиасом, который стал оскорблять вегетарианцев. Но все слишком пьяны, к тому же Роза вспомнила цитату из того самого иранского фильма. Фраза была про любовь. 

Тему подхватил Габриэль. Габриэль в исполнении Николая Фарносова человек умный, сдержанный и в то же время умелый манипулятор. Несмотря на то, что он также пьян, как и остальные, и по возрасту не только не старше, но даже моложе некоторых из друзей, Габриэль  выше всех продвинулся по служебной лестнице. И он находит нужные слова, чтобы разрядить обстановку. 

«Мой брат, католический священник, – произносит Габриэль во время возникшей паузы, – говорит, что всё есть любовь, абсолютно все. Мой брат говорит, что мы должны услышать шёпот Господа в своём сердце. Каждый из нас должен услышать шёпот  Господа в своём сердце…» 

И это неожиданным образом действует. Во всяком случае злоба сходит на нет, молодые люди начинают спорить о том, действительно ли у Габриэля есть брат-священник, хотя знают, что никакого брата у него нет. Постепенно разговор сводится к тому, слышал ли в определенные минуты жизни кто-нибудь шёпот Бога.

Метакомедия  «Пьяные» адресована строго взрослым зрителям, причём тем, кто ходит в театр не только посмеяться и отдохнуть. В тексте используется ненормативная лексика и вообще много грубых речевых оборотов. 

В то же время по форме и способу актёрского существования на сцене – этот спектакль  для Смоленского Камерного театра является безусловным шагом вперёд.                                 

Светлана Романенко

Фото из архива театра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *