Смеяться, право, не грешно…

На календаре – март, а это значит, что вопреки  климатической неразберихе наступает  долгожданная весна, первый месяц, который, как всегда,  пройдет под   знаком Женщины. 8 марта, если кто забыл, мы отметим  День  прекрасных дам, а 27­го – Международный День театра. А, как известно, главными  поклонницами и почитательницами высокого искусства театра в первую очередь  являются женщины. Об  этом красноречиво свидетельствует гендерная принадлежность зрителей, ежевечерне заполняющих театральные залы.

Так повелось, что в этот день все, без исключения,  театры показывают  свои лучшие спектакли или играют премьеры, чтобы ощущение праздника у зрительской аудитории достигло   высшей точки  восхищения мастерством и талантом любимых артистов.

27 марта, непосредственно в Международный День театра, Смоленский государственный академический драматический театр имени А.С. Грибоедова покажет  премьеру комедии Валентина Азерникова «Школа соблазна»  в постановке заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Чепелева. Виктор Иосифович не новичок на  нашей сцене. В свое время им были поставлены спектакли «Верная жена», «Папа в паутине» и «Слишком женатый таксист» – искрометные комедии, которые достаточно долго  с неизменным успехом идут на смоленской сцене. И вот теперь «Школа соблазна» – блистательная пьеса известного драматурга Валентина Азерникова, имя которого впервые появилось в  афише смоленской драмы, хотя на счету этого автора десятки пьес и киносценариев. Все они  в изящной, легкой, незамысловатой  форме поднимают вечные  вопросы, что лежат в основе взаимоотношений мужчины и женщины». Вот и в  «Школе соблазна» автор исследует природу этих взаимоотношений, погружая  героев  пьесы в пучину нешуточных страстей на фоне смешных и грустных событий.

Пьеса написана в 2007 году, но актуальности своей не потеряла. Яркие характеры, великолепно сконструированные ситуации, возникающие  в процессе  общения персонажей, выразительные диалоги легли в основу спектакля на вечную, не стареющую тему – анатомия любовных и бытовых отношений между мужчинами и женщинами.

…Каждое воскресенье по аллеям городского парка прогуливаются три дамы с колясками. Две из них, что постарше, по всей видимости, отпустили  дочек «на выходной», третья, самая молодая из них, выгуливает собственного ребенка.  Дамы доверительно общаются между собой,  рассказывают о  семейных проблемах, делятся житейским опытом. Собственно, жизни учит старшая из них, Алла. Есть такой тип женщин, которые всё знают, всё понимают, главенствуют всегда и во всём. Короче, Алла – лидер. Мужа – известного журналиста популярной газеты – она учит писать статьи, а с приятельницей Соней, попавшей в сложную жизненную ситуацию, делится опытом соблазнения, который неминуемо ведет к ЗАГСу. Дело в том, что Соня призналась мужу в наличии у нее женатого любовника, и  уязвленный муж ушел жить к маме. Казалось бы, плацдарм для создания новой,  счастливой семьи готов, но любимый человек почему­то  не спешит  объясниться с женой, придумывая всё новые, абсолютно несерьезные, отговорки. Но Соня верит, надеется и ждет, потому что очень хочет в  канун сорокалетия в полной мере  познать любовь и нежность, которых  ей всегда не хватало.  Бывший муж – физик­теоретик, а романтичная Соня  всегда мечтала о лирике. Но лирик что­то не торопится… А как хочется верить героине знаменитого фильма, опрометчиво утверждавшей, что в сорок лет жизнь только начинается!

Что касается самой молодой из барышень «бальзаковского» возраста (ей чуть меньше тридцати), она рациональна, прагматична и назначить на роль спутника может лишь того, кто состоялся во всех смыслах. Но  насмешница­судьба  вдруг делает резкий поворот и   положение  героев­любовников, обманутых жен и эмансипированных дам  не то чтобы меняется, но понять, кто есть кто и кто есть чей, становится сложно. Справедливости ради стоит сказать, что завершатся события  «Школы соблазна» к всеобщему удовлетворению, правда, только в финале мудрого, доброго и очень смешного спектакля, в котором заняты ведущие мастера сцены и творческая молодежь: заслуженный артист России Игорь Голубев, артисты Ольга ФедороваЮрий Гапеев, Людмила Моткина, Виктория Клевцова­Абакумова, Александр Барковский и другие. Сценография и костюмы главного художника театра Светланы Архиповой, хореография придумана Еленой Егоровой, музыкальное оформление – Сергея Хандрыка.

Лариса Русова