«Я всегда иду до конца»

10 декабря отметит юбилей Жанна Георгиевна Кузьмина – подвижница и созидатель, неутомимая труженица на ниве смоленской культуры, для развития и популяризации которой сделала достаточно много. Ею пройден непростой путь от конструктора­-модельера швейной фабрики «Восход» до президента региональной общественной организации «Ассоциация содействия культуре». Сегодня, в канун юбилейного дня рождения, Жанна Георгиевна – гость «СН».

– Жанна Георгиевна, из красивой череды прожитых лет сколько было отдано служению культуре и искусству?

– Общий трудовой непрерывный стаж у меня 59 лет, из них 44 года – в сфере культуры. В Смоленске я оказалась после окончания механико­технологического техникума в городе Королеве Московской области. Распределили меня на швейное объединение «Восход» в качестве конструктора. Я ведь по образованию модельер­конструктор. Кстати, поскольку я окончила техникум с отличием, у меня был выбор – Смоленск или Кисловодск. Но я почему­то выбрала Смоленск. Преддипломную практику проходила в Москве, в общесоюзном Доме моделей.

Безусловно, работа в Доме моделей дала мне очень много: научила общению с людьми определенного круга, подкорректировала вкус и чувство стиля. Интересно, что одну из разработанных мною моделей пальто закупил «Восход», а я запускала ее в производство. Работали мы в паре с лаборантом Анечкой Подгородской. Она, слава Богу, и сейчас находится в добром здравии. Вот так и жила: работала на «Восходе», активно занималась общественной деятельностью (это у меня еще со школы повелось) и почти всё свободное время проводила в недавно открывшемся Дворце культуры трикотажной фабрики, очень популярном в ту пору месте.

– Сотрудником которого впоследствии Вы оказались, оставив престижную и перспективную в плане карьерного роста работу на головном предприятии объединения швейных производств «Восход». Почему?

– В определенной мере по семейным обстоятельствам. Мой муж, фотограф, вел во Дворце культуры трикотажной фабрики фото– и киностудию. Я часто бывала там и как зритель, и как участник совещаний различных уровней, в том числе и всесоюзных. Легендарному директору Дворца Феликсу Абрамовичу Шухмахеру нравилась моя социально­общественная активность, и он предложил мне должность заведующей отделом научно­технической пропаганды и профориентации. Мы организовывали выставки, проводили уроки профориентации, на которых знакомили ребят с различными профессиями, устраивали вечера отдыха по типу популярной тогда телевизионной передачи «От всей души», где главными героями были работники трикотажной фабрики с интересными судьбами.

Несомненной заслугой Феликса Абрамовича Шухмахера было то, что ему удалось собрать уникальную команду увлеченных людей. Это Таня и Саша Озеровы, мы с Толиком, Света Сидорова и многие другие талантливые организаторы культурно­досуговой жизни города. До сих пор вспоминают смоляне и «Ритмы понедельника» с участием лучших эстрадных ансамблей, и «Клуб любителей кино», где показывали фильмы, не шедшие в широком прокате, с последующим обсуждением. Короче, каждый вечер определенного дня недели имел свою оригинальную познавательно­развлекательную программу.

– Если всё было так интересно и здорово, почему Вы покинули Дворец культуры трикотажников?

– А всё очень просто. Феликса Абрамовича назначили директором только что открывшегося кинотеатра «Современник», Саша Озеров ушел худруком в Дом культуры УВД, он и перетянул меня к себе. Там мы тоже много занималась профориентацией молодежи, проводили встречи с представителя органов правопорядка: следователями, оперативниками, участковыми, пожарными. На стадионе школы № 25 устраивали соревнования и конкурсы юных пожарных, словом, работали. Но, согласитесь, каждому человеку необходим творческий рост, а тут освобождается должность заместителя директора Смоленского государственного драматического театра. Мы встретились с главным режиссером Игорем Александровичем Южаковым, царство ему небесное, поговорили, и он пригласил меня на работу.

– Там мы с Вами впервые встретились, Жанна Георгиевна, и меня приятно удивил тот энтузиазм, с которым Вы взялись за организацию зрителей.

– Я действительно много делала для популяризации спектаклей нашего театра: часто встречалась с директорами и председателями профсоюзных комитетов предприятий, руководителями учебных заведений, студентами, школьниками. Но нужно отдать должное Южакову. Спектакли той поры действительно были достойными.

На работу в театр я пришла где­то весной, а уже летом состоялись большие гастроли Смоленского драматического театра в Ростове­на­Дону. Гастроли были очень сложными. И потому, что город – столичный, миллионное население которого много кого повидало, и потому, что шли мы третьим эшелоном. Перед нами гастролировали два известных театра, и местная театральная публика уже изрядно насытилась. Но, тем не менее, прошли мы успешно, практически на аншлагах, и завершили гастроли с прибылью. Опыт проведения больших гастролей очень пригодился в работе с оркестром Виктора Павловича Дубровского, по приглашению которого я стала первым юридическим директором этого коллектива. Дело в том, что в первые годы своего существования оркестр был самостоятельной юридической единицей со своим расчетным счетом в банке, административно­управленческим аппаратом, творческим составом, материальной базой. Годы становления оркестра были очень сложными. Мне приходилось часто ездить в Москву, в Министерство культуры и в подведомственные ему организации. Вновь созданному оркестру как воздух нужны были достойные музыкальные инструменты, а время, как Вы помните, было трудное, непредсказуемое, нигде ничего не купить, настоящие мастера своего дела уезжали. Но мне всё­таки удалось «выбить» две квартиры, общежитие для артистов и – самое главное – «валютные» музыкальные инструменты. С каким трудом всё это доставалось, сегодня вспомнить страшно, но Виктор Павлович Дубровский и созданный им оркестр смогли спокойно работать, не отвлекаясь на бытовые и хозяйственные нужды. С Виктором Павловичем у нас выработался такой график работы: вечером мы встречались, обсуждали насущные проблемы и он своим мелким, «бисерным» почерком на маленьких листочках записывал, что нужно сделать в первую очередь, на каких концертных площадках организовать выступления оркестра. Например, захотел Виктор Павлович «показать» Смоленский русский народный оркестр на сцене Большого концертного зала Ленинградской государственной филармонии – концерт состоялся и прошел триумфально, хотя до нас на эту площадку народные оркестры не допускались, только симфонические. Мы были первопроходцами.

В 1992 году народный артист России, кинорежиссер и сценарист Николай Николаевич Губенко, который ушел с поста министра культуры СССР, создал международную Ассоциацию содействия культуре и стал ее первым президентом. Моя, без ложной скромности, большая общественная деятельность подвигла меня на создание подобной организации в Смоленске. Учредительная конференция торжественно прошла в Доме Советов. На ней присутствовали Николай Губенко и другие официальные лица из Москвы. Была и съемочная группа Центрального телевидения во главе с Нинель Шаховой. Президентом Смоленской общественной некоммерческой организации «Ассоциация содействия культуре» стал Виктор Павлович Дубровский, я – директором. Фактически мы являлись филиалом Ассоциации, возглавляемой Губенко. В нашу Ассоциацию вошли известные деятели культуры Смоленской области: режиссеры, артисты, музыканты, художники, а также общественные деятели. И сразу мы стали выстраивать цепочку: власть – бизнес – культура. К тому времени я уже «обросла» полезными связями в Москве, знала руководителей практически всех крупных предприятий в Смоленске, вышла на Смоленскую Торгово­промышленную палату, благодаря которой у Ассоциации появились международные связи. Нужно сказать, что в то время представители бизнеса охотно шли навстречу нуждам культуры, оказывая, в том числе, и финансовую помощь. Так, благодаря Смоленской Ассоциации содействия культуре и спонсорам, ансамбль оркестра русских народных инструментов под управлением Виктора Павловича Дубровского стал участником культурной программы Международной выставки в Испании «Экспо­92». Выставка проходила в Севилье. Мы каждый день в течение месяца давали по два концерта. Причем не только в Севилье, где непосредственно проходила выставка, но и в Мадриде, и в Кордове. После каждого выступления смоленских музыкантов темпераментные испанцы вскакивали с мест и громко скандировали: «Viva Russia! Viva Smolensk!». И дома в Смоленске мы вели работу по организации концертов Смоленского русского народного оркестра на самых престижных площадках Москвы, Питера и Минска. Художники творческих мастерских Ассоциации принимали активное участие во вероссийских выставках «Туризм и народные промыслы», «Лен – в товары России». Демонстрировались произведения наших мастериц и на республиканской выставке сувениров, которая проходила на ВВЦ в Москве. В учебных заведениях, на предприятиях и в учреждениях открывались галереи смоленских художников. Более того, совместно с независимым объединением художников «Феникс­Арт», которое создал ныне заслуженный художник России Юрий Иванович Попов, мы впервые в истории Смоленска провели большую выставку смоленских художников в Выставочном зале на Крымском валу в Москве. Это стало событием в культурной жизни столицы, о чём свидетельствуют и книга отзывов, и благодарственные письма от различных московских организаций.

– Что касается многочисленных дипломов, почетных грамот и благодарственных писем в адрес Ассоциации содействия культуре, их впору оформить в рамы и рамочки и выставить в музее, поскольку это свидетельства огромной работы по сохранению культурного наследия Смоленщины и популяризации ее современного искусства, чем, собственно, успешно и занимается Смоленская Ассоциация содействия культуре.

– Занималась до последнего времени. Сегодня Центр творчества по ул. Шевченко, 42, вместе со штаб­квартирой Ассоциации, творческими мастерскими, Картинной галереей смоленских художников, Музеем стекла, архивом, библиотекой, оборудованием и мебелью выселены из здания, в котором проработали много лет. В свое время оно находилось в оперативном управлении завода «Измеритель», и располагался в нем Центр детского творчества. В перестроечные времена, когда объем государственных заказов был практически сведен к нулю, заводу стало не до детского творчества. По договоренности с генеральным директором завода «Измеритель» В.В. Лысенко, здание было передано Ассоциации содействия культуре. Мы отремонтировали крышу, провели косметические ремонты в помещениях, регулярно оплачивали коммунальные услуги. А потом завод по непонятной причине решил наши договорные отношения разорвать. С большим трудом, благодаря неоценимой помощи администраций области и города, решением Смоленского городского Совета здание по ул. Шевченко, 42, было переведено в муниципальную собственность. Мы относительно спокойно работали, исправно оплачивали коммунальные услуги и постоянно что­нибудь ремонтировали, за собственные средства, естественно. Нужно сказать, что в ту пору нам очень хорошо помогали спонсоры. Но трижды права народная мудрость: никогда не бывает так плохо, чтобы не стало еще хуже. Времена наступали суровые, платежи увеличивались, доходы уменьшались, спонсорский финансовый ручеек обмелел, поскольку бизнесу стало не до нас. И возникла задолженность, которую погасить никак не удается. Отсрочку нам не дают, а долги, как водится, растут. Я и кредиты в банках брала на их погашение, но проблему решить не удалось. Решение администрации города одно – выселение. Я писала письма во все инстанции, обивала пороги высоких кабинетов, доказывала, уговаривала, просила, умоляла, предлагала организовать, используя наши коллекции, Муниципальный музей. Всё тщетно. На мировое соглашение в рамках судебного разбирательства администрация города не идет. И в один прекрасный день приставы совместно с работниками администрации наше имущество переместили в помещение цокольного этажа дома по улице Островского, совершенно непригодное для использования, с мокрыми стенами и земляным полом. Сейчас я работаю исключительно с юристами и адвокатами, а со мной – приставы и дознаватели. Впереди – Арбитражный суд. Вполне возможно, что мне грозит серьезное наказание. Но я – законченный оптимист и так устроена, что несмотря ни на что иду к своей цели до конца. А моя главная цель – спасти все наработки смоленской Ассоциации содействия культуре, президентом которой после ухода Виктора Павловича Дубровского из жизни являюсь. Какие уж тут юбилеи.

– И всё­таки, Жанна Георгиевна, мы поздравляем Вас с предстоящей датой. 75 – это так красиво, к тому же Вы, как всегда, молоды, элегантны и энергичны. У Вас так много творческих планов и интересных задумок. Будем надеяться, что всё закончится благополучно. Вы – человек, добивающийся поставленной цели, а общеизвестно, что цель – это главный смысл, в том числе, жизни. С предстоящим юбилеем Вас!

Лариса Русова

P.S. Просим Администрацию города Смоленска еще раз детально проанализировать ситуацию и найти компромиссное решение. Ведь дело-­то Ассоциация делает такое нужное! Всем.