«Задача учителя – научить учиться»
В смоленской школе № 27 им. Э.А. Хиля прекрасные педагоги. Одна из них – учитель информатики Ирина Зенчук. В этом году она стала обладателем премии Министерства просвещения в размере 200 тысяч рублей. Этой награды удостоены учителя из разных регионов страны за достижения в профессиональной деятельности. Сегодня Ирина Зенчук – гость «СН».
– Ирина Валерьевна, как Вы думаете, за какие заслуги Вам присудили премию Министерства просвещения?
– За труд, успехи и высокие показатели. Кроме того, что я учитель информатики, я еще веду кружок по робототехнике. Мои ученики хорошо сдают ОГЭ и ЕГЭ, мы с ними занимаемся программированием, созданием сайтов.
– Можно подробнее про кружок робототехники?
– Изначально кружок работал на базе областного Центра развития творчества детей и юношества, с которым мы сотрудничали. А сейчас кружок работает на базе школы. На занятия ходят школьники с 8го по 11й класс. До этого в четвертом классе дети знакомятся со средой программирования «Scratch», мы занимаемся с робототехническими наборами «RoboRobo». Потом с 5го по 7й классы с детьми занимаются мои коллеги, а я беру учеников, начиная с 8го класса. И мы создаем роботов на базе аппаратной платформы «Arduino». На уроках у 89х классов я даю детям задание, например, мы изучаем, как должен работать конкретный робот, рассматриваем схемы с помощью презентаций. Затем мы строим робота, который может чтолибо делать, например, двигаться в заданном направлении. А в старших классах занятия творческие, дети берут себе задание на год и в течение этого времени работают над проектом. Например, ученица планирует сделать лазерный гравер на основе двух DVDдисков и блока питания компьютера. Для этого вначале мы разбираем теоретическую часть, изучаем, что нужно прочитать, чтобы сделать такого робота. Потом продумываем, какие детали нам необходимы, как сделать, чтобы робот функционировал. Затем мы программируем робота и тестируем. И в самом конце ученики защищают проект, после чего роботы экспонируются на выставке. Это сотворчество учителя и ребенка.
– А что больше всего нравится детям на занятиях по робототехнике?
– Дети все разные, и нельзя сказать, что всем больше нравится программировать или собирать. Я сейчас привела пример проекта, над которым работал один ребенок, а есть проекты, которые дети выполняют в группе. В прошлом году два ученика сделали игровую приставку – это устройство, на котором можно подключать различные игры. Один ученик больше любит электронику, второй – программировать, поэтому из них получилась хорошая команда.
– С этого года по всей России выпускники сдавали ЕГЭ по информатике на компьютерах. Как это прошло в школе № 27?
– Успешно. Все, кто хотел сдать ЕГЭ по информатике, смогли справиться и получили хорошие баллы. Каждый год у меня много одиннадцатиклассников сдают информатику, в этом году их было 12 человек. На мой взгляд, логично сдавать ЕГЭ по этому предмету на компьютере – это шаг в положительном направлении.
– Ирина Валерьевна, почему Вы решили стать учителем?
– Мои учителя были для меня хорошим примером. Это учитель физики Нина Николаевна Кондрашенкова, учителя математики Татьяна Алексеевна Михеенкова и Людмила Анатольевна Шилина. Я осмысленно выбрала профессию и всегда хотела быть учителем математики и информатики. Моя судьба сложилась интересно. Я закончила школу № 27, в которую потом пришла работать после института. И до сих пор здесь трудятся некоторые учителя, которые вели у меня в детстве уроки. Приятно, что они стали моими коллегами.
– Пару лет назад поднимался вопрос о том, стоит ли отбирать у учеников гаджеты перед уроками. А как Вы считаете, телефон – это помощник на уроке, или он только мешает?
– Мне кажется, телефон не нужен на уроке. Если у нас возникает необходимость найти чтото в интернете, то это можно сделать на компьютере – наш класс полностью подключен к интернету.
Нужно смотреть, чем ребенок занимается на телефоне. Если школьник принес планшет, на котором скачан учебник в электронном виде, то пусть пользуется. Это точно такой же учебник, как и бумажный, и я не вижу в этом проблемы. Ребенок может пользоваться учебником так, как ему удобно. Но если ученик с помощью телефона сидит в соцсетях или открыл игру, то вряд ли это будет полезным для его учебы.
– Вы против того, чтобы отбирать гаджеты перед уроками?
– Я не сталкивалась с этой проблемой, поэтому мне трудно ответить. У нас в школе дети на уроках не сидят в телефонах, и списывать с гаджетов у нас не принято. На моих уроках всегда сидит полгруппы – это примерно 12 человек. И я прекрасно вижу всех учеников, и что они делают. И если я увижу, что ученик сидит в телефоне, то я, разумеется, приму меры: попрошу убрать, поговорю с классным руководителем, если пойму, что ребенок имеет зависимость от телефона. Если такая проблема есть, то стоит поговорить и с родителями, чтобы разобраться, почему так происходит. Но в целом – это всё решаемо, и я не считаю это проблемой в моей работе.
– Многие родители жалуются на то, что школьники сейчас получают большой объем информации, им очень много задают, но при этом ничего не задерживается в их головах. Как Вы думаете, почему так происходит?
– Почему не остается?! Сейчас много сильных учеников, которые успешно учатся и сдают экзамены, поступают в хорошие вузы и находят свое место в жизни. Думаю, что такое ворчание всегда было, людям свойственно думать, что когдато было лучше. Нельзя сказать, что у учеников всё вылетает из головы. У всех это происходит поразному. У когото вылетают из головы знания по одному предмету, а по другому не вылетают. Всё индивидуально.
Кроме того, каждый должен найти себя, и цель школы не только давать конкретные знания, а научить учиться, научить добывать знания. Если чтото было забыто, то всегда можно повторить. Если сейчас спросить родителей, что они помнят из школьного курса физики и химии, то вряд ли они много вспомнят. Но если человеку понадобятся знания по физике, он всегда может взять учебник или другой источник и восстановить знания, которые были забыты. Поэтому либо человек умеет учиться, либо не умеет.
– В этом году темой августовского педагогического совещания в Смоленске было воспитание. А как на Ваш взгляд, учитель должен воспитывать учеников? Что должен делать учитель, а что родители?
– Что касается родителей, то воспитывать можно своим примером, отношением к делу. Ребенок видит, хочешь ты этим заниматься или не хочешь, честно ли ты выполняешь свою работу или нет. Это же относится и к учителю.
– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?
– Безусловно, все учителя испытывают определенные трудности.
Особенность нашей работы – большая нагрузка, в том числе психологическая. Иногда хочется остановиться, обратить на чтото внимание, а времени нет, всю жизнь бежишь, бежишь, бежишь. Но в остальном всё позитивно.
Хочу сказать большое спасибо школе и нашему директору Елене Николаевне Лобановой, которая всегда хорошо относится к новым веяниям. И всем, чем может, директор помогает. За методической помощью всегда можно обратиться к заместителю директора Наталье Петровне Исаенко, с которой было выполнено много интересных совместных проектов. Коллеги тоже поддерживают всегда.
– За что Вы любите свою работу?
– За творчество. Мне нравится, что у меня ни один рабочий день не похож на другой. Я не представляю себя занимающейся рутинной работой на протяжении многих лет. Это точно мне не подходит. Я все время нахожусь в творческом процессе, в движении, постоянно общаюсь с детьми, а они позволяют мне ощущать себя всегда молодой.
– У Вас есть хобби?
– Да, я люблю авторскую песню. Раньше я была исполнителем, но сейчас гитара всё реже и реже попадает мне в руки. Люблю туризм, водные походы, которые мы совершаем с друзьями каждое лето. Очень люблю лес, природу.
– О чем мечтаете?
– У меня нет какойто одной глобальной мечты. У меня в жизни есть всё, чего я хотела. Поэтому есть только желания. Я желаю благополучия своей семье, чтобы все сложилось у моих детей, чтобы они выросли хорошими людьми.
– Какие у Вас сейчас профессиональные планы?
– Планов много. Конечно, мы с учениками продолжим готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. В этом году мы с детьми хотим заняться техническим зрением. В 10м классе в качестве внеурочной деятельности собираюсь вводить преподавание нового языка программирования «Python», потому что его удобнее использовать на ЕГЭ, нежели «Pascal». С 4м классом мы будем выполнять проекты с помощью среды программирования «Scratch».Хотелось бы закупить такие наборы для робототехники, как, например, «LEGO MINDSTORMS» для младших классов. И, как и всегда, мы продолжим заниматься творчеством.
– Спасибо за беседу, Ирина Валерьевна. Успехов Вам!
Беседовала Александрина ХРАПАКОВА