Золотой возраст Александра Николенко

25 июня отметил 75­летний юбилей один из лучших руководителей автомобильного транспорта высшего звена – Александр Николенко. В профессии он без малого 60 лет. 52 года работает на Смоленщине.

Туманным утром 5 августа 1971 года поезд «Москва­Смоленск» привез молодого саратовского инженера в наш древний город, который стал для сегодняшнего генерального директора Смоленской фирмы «Транзит» судьбой и вечной любовью, наряду с автомобилями.

Считается, что любой возраст подходит для перемен, если человек для этих перемен «дозрел». Много работал, учился, думал, выработал собственное мировоззрение и принципы. Тогда он интересен не только себе и близкому окружению, но и многим людям.

С Александром Васильевичем Николенко всегда интересно поговорить. Чаще приходится соглашаться. И дело не только в большом жизненном опыте собеседника, главное – что годы мудрости не отстают от стремительных изменений мира. Поэтому в свои годы Александр Васильевич не «уже стар», а «вполне молод».

Что же позволяет человеку долгие годы жить по уму и сердцу? С этого и начался наш разговор с юбиляром:

– В течение всей жизни у человека формируются принципы и правила, которым нужно следовать. Я считаю, что движение – основа всякой жизни. Не в узком смысле этого слова, когда говорят только о здоровье, физической активности. Например, возьмем воду. В горах – это стремительный поток, на равнине – болото. Природа у них одна, но движение в первом случае превращает воду в живительный бальзам, во втором – в яд. Так и в жизни: нет движения – будет застой, болото. Мой принцип – постоянное движение, обновление. Тем более что жизнь сегодня такая динамичная, надо успеть за космическими объемами и темпами обновления.

И, конечно же, знания – по­прежнему огромная сила! Если ты их не успеваешь получить, отстанешь так, что потом не догонишь. Природа обо всём позаботилась, повсюду ты находишь чему учиться.

Я только что вернулся с Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ–2023), где был дан старт беспилотным грузовикам «КамАЗ». Конечно, в ближайшее время они не смогут заменить традиционные тягачи, но к внедрению новичков надо готовиться заранее. К тому же растет объем транспорта на электрической тяге. Уже сегодня мы задумываемся об оборудовании зарядных станций.

Вот так и получаю новые знания, навыки. И тогда успех будет, несмотря на возраст. Пока я себе не разрешаю говорить: «Я всё сделал, я устал». Нет! Планов много, сил и желаний.

– Александр Васильевич, преемника, тем не менее, готовите?

– Дело это вредное – афишировать конкретного человека, и для претендента, и для окружающих.  Стараюсь готовить на смену сразу несколько человек, а не одного. Пусть соревнуются в знаниях, деловой хватке, инициативе. Словом, в проворстве. На это и делаю ставку. Ученики мои молоды: от 33 до 39 лет. Потребительская зараза их не коснулась, к счастью. Наверное, потому что уже в начале своей жизни они оказались в сложной ситуации. Вот и приобрели гены трудолюбия и самостоятельности. Дорогу шелком им никто не устилал, всё – своим горбом.

Никогда не будет идеальных условий для жизни и работы, надо всё время быть в тонусе, уметь мобилизовать собственные силы и знания. Этому меня жизнь научила еще в начале трудового пути. Был главным инженером Базы централизованного техобслуживания грузовых автомобилей. В Талашкино, в карьер, прибыли новые «БелАЗы» грузоподъемностью 27 тонн. А у меня ничего не было, кроме должности, чтобы обеспечить их работу. Жизнь заставила найти решения: построили помещения, котельную, оборудовали стоянки. Этим и живу по сей день, строю.

Когда­то на месте нашего предприятия был пустырь – окраина города. Сейчас – мощное современное предприятие, которое занимается грузоперевозками, в том числе международными. Создан сервис для обслуживания грузового и автомобильного транспорта. Мы сейчас проводим предпродажную подготовку китайских грузовиков и легковых авто. Именно они пришли на смену известным европейским маркам. Потребность на внутреннем рынке в новых машинах серьезная: до 30 тысяч грузовиков ежегодно. Да и вся Россия, похоже, скоро на китайские легковушки пересядет. Так что эту нишу мы вовремя и, надеюсь, плотно заняли.

И третий наш вектор развития сохранился, несмотря на санкции, – таможенное брокерство. Потоки грузов резко снизились с началом СВО. Зато сейчас наоборот – внутри России автомобилей не хватает для транспортировки товаров. А это – увеличение грузоперевозок – барометр экономической активности. Мы ведь и в пандемию не стояли, активно работали – у Запада не хватило ума закрыть нам дороги в это время, а мы сделали важную работу для страны. Возили лекарства, продукты.

С 10 апреля прошлого года Польша закрыла въезд на свою территорию нашему транспорту. Перегружаемся на таможенных терминалах в Беларуси. И с этого времени основной поток грузов пошел на восток. Мы переключились на Турцию, которая проявила здоровое благоразумие.

– Александр Васильевич, ровно 5 лет назад в этом кабинете Вы мне, с блеском в глазах, рассказывали о новом «Шелковом пути», который свяжет Восток с Западом. Какова его судьба на сегодняшний день, с учетом геополитической обстановки?

– Работа в сфере логистики существенно усложнилась, так как часть привычных и проверенных транспортных путей  оказалась недоступной. Кроме того, многие предприниматели столкнулись с необходимостью переориентировать экспорт своей продукции на азиатские и африканские страны.

Транспортные артерии должны связать Россию, Китай, Индию, Пакистан и Иран. Наши интересы переместились на евразийский континент. Экономическое взаимодействие России и Китая значительно усилилось после начала военных действий на Украине, так что «Шелковый путь» по­прежнему востребован. Объективная реальность такова, что сегодня Китай покорил весь мир. Китайцы производят огромную группу товаров, которые необходимо доставлять по всему миру.

Логистические проблемы, к сожалению, решаются медленно. Начиная со времен пандемии, Китай не пускает на свою территорию транспорт РФ. Приходится задерживаться на пограничных переходах, которых стало больше в Забайкалье и Владивостоке. Сейчас эта проблема решается на уровне правительств двух стран.

Активизировались торговые операции с Ираном, но это закрытая страна, можно потерять уйму времени, пока добьешься разрешения на продвижение внутри страны. Прорабатывается вопрос устранения бюрократических барьеров. То же относится и к нормам ГСМ, контроль за покупкой которого ведет Иран, где дешевое топливо, в отличие от соседних государств.

На экономическом форуме в Санкт­Петербурге прошел круглый стол по строительству торговых путей из России в Азию. Это будет многовекторный путь развития: создание судоходной, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры вдоль всего маршрута. Именно это предоставит российским компаниям новые возможности выхода на рынки Ирана, Индии, Ближнего Востока и Африки, облегчит поставки из этих стран.

– Переориентация грузовых потоков, их увеличение диктуют новые требования к автотранспортным компаниям. Готово Ваше предприятие к таким вызовам?

– Главная проблема, не только у нас, но и во всей отрасли – нехватка кадров. В целом по России дефицит около 10 тысяч водителей. Сказались демографические проблемы 90­х годов, ковид, проведение СВО. Средний возраст наших водителей – за 50 лет. Внутренних резервов кадрового пополнения нет. Да что там водителей! Мы сантехников, поваров найти не можем, на очень достойные зарплаты.

Остается один путь: привлечение трудовых мигрантов из бывших советских республик.

– На мой взгляд, Александр Васильевич, это небезопасный путь, весьма скользкий, судя по агрессивному поведению мигрантов, русофобии…

– Да, я предлагал такой путь решения проблемы на заседании Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), членом правления которой я являюсь. Моя идея не снискала аплодисментов, тем не менее я уверен: при грамотном подходе к проблеме ее можно решить. В бывших союзных республиках Средней Азии наблюдается безработица и начали действовать меры государственной поддержки и подготовки кадров. Ведется обучение по 28 востребованным в России специальностям.

Будем смотреть правде в глаза: сейчас эти специалисты уже не те безграмотные выходцы из сел. Это – уверенные в себе рабочие высокой квалификации. Вот у меня на стройке работают такие, владеющие самыми современными технологиями, очень трудолюбивые, работают от восхода да заката. Качество работ – изумительное. Нашим рабочим есть чему у них поучиться.

Конечно, в крайности нельзя впадать, чтобы мигранты «подавили» коренное население. Должна быть взвешенная политика, четкая и продуманная, чтобы закрыть бреши в экономике.

– Вот Вы, Александр Васильевич, по роду своей международной деятельности объездили много стран. Никогда не хотели поменять страну обитания, как сейчас это сделали многие?

– Я им сочувствую. Это временное затмение в голове. Оно пройдет, и останется желание жить там, образно говоря, «где твой пупок зарыт». У меня многие знакомые, так называемые русские немцы, уехали на историческую родину, когда распался СССР (а это великая трагедия для нашей страны!).

Многие там страдают, считая Германию чужбиной. Если бы в России чуть­чуть улучшилась жизнь, экономическая и политическая, они бы вернулись. Есть на золоте и в масле купаться – это не лучший выбор для человека. Надо жить там, где душа твоя.

Трудно давать оценку всему, что сегодня происходит. Но мы­то понимаем, что очень многое надо менять в России. Нельзя оставлять то, что нам не на пользу. Мы всё понимаем, всё терпим, живем и работаем достойно. Но есть то, что мы не можем изменить на своем уровне, что нам не подвластно. Хватит ли воли и кому это надо делать? Сегодня как никогда востребованы профессионалы и патриоты.

Коль наши дипломаты не справились с «искусством возможного», главнее СВО для нас сейчас ничего нет. Должна быть колоссальная консолидация общества. Каждый человек должен делать хоть по чуть­чуть на своем месте для победы. Хоть снаряды на верстаке точить. У нас в отрасли мы собираем денежные средства на поддержку бойцов.  А если бы все?  Такой капитал образовался бы, которого так не хватает!

Плюс идея должна быть, конкретная цель военной операции: мы до победы идем или как?

Очень хочется, чтобы наша страна стала на верный путь, были востребованы знающие, опытные, совестливые люди, живущие по уму и сердцу. Кстати, вашу газету начинаю читать с рубрики «Уму и сердцу». Отмечу, что у вас особая газета, у которой есть свое лицо, своя позиция – как глоток свежего воздуха. Журналисты талантливые. С удовольствием читаю блок мнений о политике и экономике, даже вырезки делаю…

– Александр Васильевич, спасибо за честность. От имени редакционного коллектива, читателей газеты «Смоленские новости» примите теплые поздравления с юбилеем! Движения нам всем без остановки. Вместе и вперед!

Беседовала Татьяна Шатыркина