Жить вместе!

В Москве прошла церемония вручения премии «Жить вместе». Это народная премия России, которая поддерживает социальные, культурные и церковные проекты, направленные на решение общественно значимых задач и формирование сообществ. Организаторы премии говорят: «Если изменимся мы – изменится всё».

На премию «Жить вместе» в 2022 году было подано 513 заявок со всей страны. В числе победителей и Петровский деревенский театр, расположенный в малолюдной деревне Петровки Тёмкинского района.

Как всё начиналось

Популярный актер Юрий Макеев (на снимке в центре) организовал Деревенский театр в Тёмкинском районе, где он жил мальчишкой. В трудные 90­е семья переехала в Петровки из Москвы, занялась фермерством. Юра в шестой класс пошел в деревенскую школу, которая была в 10 километрах от дома. Он вспоминает, суровый деревенский быт, как из холодной сараюшки в сильные морозы забирали скотину домой:

– Помню, сидим мы с мамой на печке, а у нас
в доме – кря­кря, хрю­хрю. Это был настоящий Ноев ковчег!

Оканчивал школу Юрий Макеев уже в Москве. Мальчишка круто отличался от столичных школьников «несовременностью». А еще тем, что параллельно с учебой работал. В 15 лет мыл посуду в китайском ресторане, потом был официантом и дорос до управляющего. Гордился своим трудом и тем, что десятиклассником зарабатывал в месяц до 800 долларов – в 4(!) раза больше, чем директор его школы.

Любил готовить, мечтал о своем ресторане, поэтому поступил учиться в московский колледж гостинично­ресторанного бизнеса, стал осваивать ремесло кондитера­технолога. И совершенно случайно попал в театральную среду – пришел к приятелю, который учился в ГИТИСе, посмотреть, как готовят актеров. Сидел в аудитории, что­то записывал в блокнотик. Был замечен деканом режиссерского факультета и получил сногсшибательное предложение – стать вольным слушателем, пока не выучится на повара.

– С утра я ходил лепить котлеты по­киевски, потом бежал на фехтование, а вечером учился в театральном. Потом я играл в сериалах «Простые истины», «Убойная сила», «Солдаты» … Однажды меня пригласил к себе в спектакль английский режиссер Деклан Доннеллан. И вот я месяц живу в Париже, месяц в Англии, два – в Северной Америке, объезжаю почти всю Южную Америку, попадаю в Австралию и Новую Зеландию….

Снялся в первом сериале и ощутил себя богатым. Да, гонорар был хороший, но потом я мог год нигде не сниматься. Поэтому работал грузчиком – таскал коробки. Потом вспомнил, что я повар, могу готовить и делать это красиво.  Завертелся маленький бизнес, но я быстро понял, что это не мое – для таких дел нужно быть ушлым человеком.

И тут меня попросили сделать кулинарную историю для детей. Именно из той истории вырос московский «Театр вкуса», темой которого стала и семья. В ходе невероятного гастрономического зрелища зрители меняются ролями с актерами, раскатывают тесто и готовят пиццу, выпекают ароматный хлеб, булочки.

В одном из своих спектаклей я рассказываю правдивую историю о том, как однажды попал во Францию и познакомился с месье Жан­Жаком, в пекарне которого витал ароматный запах свежего хлеба. И вот я беру из зала чьего­то папу, вывожу на сцену и вместе с залом представляю, что он – месье Жан­Жак. Каждый день он печет хлеб, замешивает тесто и откладывает маленький кусочек, чтобы назавтра использовать его как закваску, приготовить новое тесто и опять испечь хлеб. И так – 150 лет…

«Мечтатель, или почему я?»

Внезапно Юрий исчез с экранов и подмостков. Он женился, родились дети, в кино и театре не было заманчивых предложений. Актер бросил размеренную столичную жизнь и создал в глухой деревне Смоленской области уникальное творческое пространство. Свое детище он называет просто: ПДТ – Первый деревенский театр.

– Когда­то я решил уехать жить в деревню из Москвы. Это часть моего путешествия по жизни, часть мечты. В спектакле «Мечтатель, или Почему я?» я задаю вопрос и себе, и зрителям: всё, что в твоей жизни происходит, – это то, о чем ты мечтал? Сам я на этот вопрос часто отвечал: нет, я об этом не мечтал, я так не хотел, это компромисс. Тогда возникает следующий вопрос: почему ты не хочешь жить в своей мечте? Вот я всегда хотел жить в деревне, но не жил там, потому что думал, что нет условий для семьи, нет школ. Всегда ищешь какие­то причины, чтобы объяснить себе, почему твоя мечта не может осуществиться.

Тогда я стал искать ответ на другой вопрос – как моя мечта может осуществиться? Я решил построить дом в деревне. На этой земле я могу построить дом­театр. Возможно, с этой идеей я выгляжу как городской сумасшедший. Пускай. Но я хочу, чтобы у театра был свой огород. Это же «Театр Вкуса». Ты со зрителями выходишь во двор, у тебя там грядки. Ты ребенку показываешь всё настоящее. Не бутафорию, а всё по­честному.

Такая вот у меня была идея. Но чтобы реализовать эту идею, нужны средства. Где их взять? У меня нет  спонсоров, у меня есть только семья. Родные посмотрели на меня и сказали: «Юр, ты сошел с ума!» Потому что я продал квартиру в Москве. Единственную квартиру, которая досталась мне в наследство от папы. Мой папа был городской деревенский человек. Он всегда мечтал вернуться на землю. В память о нем я хочу построить дом. Мои деды и прадеды были крестьяне. В память о моих предках я живу в деревне, потому что я корнями крестьянин. Но я чудак­крестьянин. Я еще театром занимаюсь. И мне это так нравится!

Но пока я занимаюсь тем, что мне нравится, что в округе происходит? А в округе нет ни театров, ни чего­то интересного, все хотят из деревни уехать. И я думаю, что было бы здорово, если бы маленькие театрики приезжали бы ко мне в гости. Я бы поил их молоком, катал на лошадях. А вечером мы бы вместе играли спектакли для деревенских мальчишек и девчонок. Скорее всего, безвозмездно. В этом есть некая миссия просвещения. Она утопична, хотя кто знает? Может быть, хотя бы один ребенок в этой деревне, увидев театр, захочет стать художником. Или музыкантом. Вдруг крестьянин начнет писать стихи? А может, он просто будет меньше материться и бить свою жену. Для чего нужен театр? Он же нас чему­то учит. Это же не только развлечение, это просвещение. Просвещение – от слова «свет». Этот свет мне очень нужен. Это часть моей детской мечты, часть приключения.

Люди должны проснуться

Семья актера занимается сельским трудом: завела коров и коз, думает о создании сыроварни, агротуризме. Главное для актера – возрождение цивилизации под названием «деревня».

 – У меня есть ощущение, что Россия падает, разрушается. За последние сто лет огромная территория разрушилась. Но после любого разрушения наступает возрождение, переосмысление. Я интуитивно чувствую, что с нами это может произойти. Люди должны проснуться. Мы уже потеряли цивилизацию под названием «деревня». Это же цивилизация, объединяющая нас всех. Кого ни возьми, каждого зрителя, который ко мне на спектакль приходит, хочется спросить: в какой момент ты стал городской? Мама городская? А папа? А бабушка, дедушка?

Опа! Городских, таких как бы рафинированных, не так много. А это что значит – деревенские? Это же не значит, что лапоть такой примитивный. Это же мировоззрение, отношение к труду, к семье, быту, это твоя культура, традиция. Мы что знаем про свои традиции? Мы не знаем своих песен, мы не знаем своего национального костюма, мы немножко даже этого стесняемся. А в этом же глубинные вещи заложены.

Нужно свою культуру знать, понимать, любить, осознавать, где совершены твоим народом ошибки, попытаться избавиться от этих ошибок, еще раз не наступить на эти грабли. Я уже вижу много людей, которые делают свои сыроварни, становятся ремесленниками. Вот это предпосылки возрождения.

Любить лучше, чем не любить!

После «вкусных спектаклей дети очень довольны, они получили свое: булочки, музыку, веселье, их испачкали в муке. Те, кто постарше, говорят: «А ведь эта история – совсем не о пекарне. Она о традициях, о семье». Семейная тема – одна из волнующих для Юрия Макеева:

– Я считаю, что ключевая проблема современности – это разрушение матрицы семьи. Ее осознанно разрушают. Семья – это созидание, собирательство. Семья – это место, где ты можешь восстановиться. Ты вернулся из боя, условно говоря, ты воевал на работе, пришел домой, и тебя должны восстановить. Это как твоя кожа, которая восстанавливается каким­то образом. В семье это должно происходить, если это нормальная, хорошая семья. А это та семья, где есть любовь. Потому что любовь важнее всего… Не любовь телесная, а любовь вот та, божественная. И своему ребенку, который был зачат в этой любви, ты передаешь эстафетную палочку, ты передаешь ему матрицу любви. В своих спектаклях я говорю именно об этом. И всегда подчеркиваю, что спектакли «Театра Вкуса» не детские и не взрослые, а семейные. Мне важно, чтобы на час­полтора папа с мамой были вместе со своим ребенком. А ребенок был с ними. И ребенок увидел, что его папа такой же мальчишка, как и он сам. Значит, он может быть другом. Ведь дружить лучше, чем не дружить. Любить лучше, чем не любить. Я очень надеюсь, что, выйдя из театра после спектакля, люди станут внимательнее к семье, к соседу, к своей улице.

Деревенские спектакли

Вместе с сельскими жителями Юрий поставил спектакль «Про Федота­стрельца» по пьесе Леонида Филатова. В постановке участвовали как профессиональные актеры, так и любители – местный фермер, хозяин магазина автозапчастей, дачница. Жители деревни трижды в неделю, после трудового дня, приходили в театр репетировать.

– Вот мы поставили «Федота­стрельца». И представьте: фермер, участвовавший в постановке, на тракторе едет, на руль положил текст, едет и учит. И это до слез меня трогало, потому что когда ты работаешь с профессиональными актерами, они не всегда так ответственно относятся к своему делу, как эти люди, для которых театр – это не работа, а глоток свежего воздуха. На премьеру спектакля пришли больше восьмидесяти человек, и этот праздник стал особым событием для всех в непростой 2020 год.

В этом году Деревенский театр сыграл «Рождественскую историю» в духовно­культурном центре «Тёмкино» для семей прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери, воспитанников Ново­Никольского детского дома. Спектакль для них, зрителей с особенностями развития, стал очень важным рождественским событием.

Детские мечты Юрия Макеева сбываются!

Пожелаем ему успехов!

Подготовила Татьяна Шатыркина

(В статье использованы фрагменты интервью Юрия Макеева разным изданиям).