Андрей Иванов: «Песни приходят свыше»
Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (телеканалы «ОТР» и «Регион67») стал автор и исполнитель, лауреат и дипломант многочисленных конкурсов авторской песни Андрей Иванов. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.
– Здравствуйте, Андрей Владимирович.
– Здравствуйте.
– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». Очень рад с Вами познакомиться. А поводом для приглашения стал диск, который называется «Жестокая память». Здесь песни на стихи Александра Твардовского.
– Да, он записан к 100летию нашего великого земляка. Так получилось, что еще в 2008 году я записал диск на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Ктото его услышал, ктото переписал, комуто понравилось. Какойто резонанс пошел. И ко мне обратились с просьбой – можно ли сделать такой диск. Я, если честно, опешил, потому что никогда не писал песни на заказ. Поэтому взял паузу. И стал смотреть. Ну что я знал? Конечно, «Теркина» знал, и многое наизусть. Стал смотреть дальше – «За далью даль», «Страна Муравия». Стал читать эти поэмы. Но всё както не шло… Я не видел еще человека. Тогда я стал биографию Твардовского изучать, воспоминания о нем. И вот вычитал, что сынок умер у него. Последние о сыне его воспоминания: он уезжает, а сынок бежит за машиной. Бабушке оставил его. Приехал, а сынок умер. И образ Твардовского стал както ближе и человечнее. Мы до сих пор исполняем эти песни на концертах, потому что здесь настолько сильные стихи, настолько они цепляют и меня до сих пор, и моих музыкантов, что и зрителям это передается.
– Вы записывали здесь, в Смоленске?
– Да, в Смоленске, у Саши Черненкова. Это один из самых дорогих моих друзей. Прекраснейший музыкант.
– Он и звукорежиссер, и гитарист.
– Он играет на всём, на чем можно играть.
– Хорошо. Давайте немножко о Вас. Вы родись в Рудне в 1971 году. Гитара пришла в школе?
– Это Бог мне подарил гитару. Вы не поверите. Я не знаю, как жизнь моя сложилась бы, не будь этой ситуации. Я был подростком, классе в пятом или шестом. Мы с младшим братом гуляли рядом с железнодорожной насыпью, и он говорит: смотри – гитара в траве, и приносит мне гитару. То ли из поезда ктото выбросил…
– То ли свыше…
– Да, это просто удивительно. Я принес эту гитару в свою компанию – девчонки, мальчишки, погодки мои… Мне говорят – надо ее настроить. Как настроить? Надо колки все ровненько поставить. Раз, поставил, дрынь – играет! И первый концерт уже в этот день. Вот так гитара пришла. Потом нашлись люди, которые мне показали аккорды первые. А я, надо сказать, был к тому времени уже большим меломаном. У родителей был магнитофон «Снежеть», такой старинный, с бобинами. И всякая музыка играла. А мне очень нравился Высоцкий. С самого детства я любил его слушать. И сейчас люблю. И на эту благодатную основу и «упала» гитара. Мне показали аккорды, показали, как настраивать гитару, и в школе я организовал свой первый школьный ансамбль. Мы плохо играли, не умели, но делали это очень весело.
– А почему в музыкальную школу не пошли?
– Я пробовал.
– Не приняли?
– Приняли. Один день отучился и понял, что не смогу я все эти крючки изучать… Мне это непонятно. Но, кстати, в армии мне попался самоучитель, и я всётаки выучил ноты уже во взрослом возрасте.
– После школы Вы поступили в Смоленский институт физической культуры…
– Я мечтал быть тренером. Мне нравился мой вид спорта – вольная борьба. Мне кажется, что это один из самых честных видов спорта. Кто выиграл – это сразу видно. После института я отработал тренером в Рудне года два, у меня уже были мальчишки – чемпионы области. Мы встречаемся, они помнят меня до сих пор и всё мечтают, что я вернусь. Я говорю – подождите, на пенсию выйду, тогда приду.
– В каком году Вы закончили?
– В 1992м.
– В криминал не звали?
– Звали. Так получилось, что у нас половина группы, как говорится, менты, половина жулики, но не прельщало меня ни то, ни другое. У меня, наверное, слишком мягкий характер. Я «колбасноугощательный», а не «вениковыгонятельный». Мне нравилась тренерская работа, но зарплату не платили. Я ушел на таможню и с тех пор уже больше двадцати лет там работаю.
– Вы упомянули диск на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Я хочу сказать Вам за это отдельное спасибо, потому что сейчас у нас такое необразованное поколение растет – я не про гаджеты или IT, это всё понятно, – я о литературе, о музыке. Ничегото они не знают. И про Пушкина тоже. Кто это такой? И вот я думаю, что молодой человек, прослушав этот диск, поймет, как современен Пушкин, но именно в Вашем исполнении, потому что, ну как мы привыкли: стоит оперный певец, солидный мужчина и басом: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад…» И вдруг он слышит Андрея Иванова. «Это что, Пушкин?» – спрашивает парень себя. – «Это же так круто, это, оказывается, о любви. Да эту песню можно спеть своей девушке».
– И сыграть на гитаре.
– Поэтому Вы, конечно, великое дело сделали.
– Дело в том, что я не прилагал никаких особых усилий. Однажды я решил перечитать всего Пушкина, по привычке взял гитару с собой и… Надо сказать, что в любой его фразе, в любом четверостишии уже заложена мелодия. Вот как он сказал, так я и спел.
– Здесь еще тембр важен. Ваш такой молодой голос… Конечно, насыплю Вам соль на рану, я думаю, что профессионалы замечают некоторое сходство в мелодиях. Такие догадки у меня, но я же дилетант. А Ваши судьи – кто?
– Есть у меня судьи. Это мои друзьямузыканты. Я придумываю несколько новых песен и приношу им на суд: что мы будем играть, что нет. И выбираем, смотрим: это повтор, это самоповтор, вот это уже было у тогото, то есть мы чтото отметаем. Наверное, из пяти песен, которые я приношу, мы берем одну. Но зато и диск наш последний получился более профессиональным с точки зрения музыки.
– Сначала стихи всётаки? Или поразному?
– Поразному бывает, но чаще всего одновременно. Иногда это бывает, как медитация какаято, играешь на гитаре, получается какаято фраза, и она соответствует какомуто слову. Я вообще думаю, что, наверное, все песни уже написаны, просто нужно «подключиться», услышать это и сыграть. Иногда я переслушиваю старые свои вещи и удивляюсь, что это написал я.
– Арно Бабаджанян, наш великий советский композитор, когда у него спрашивали: «Откуда Вы берете эти мелодии?», говорил: «Слышу». Так что всё откудато приходит.
– Здесь главное – «подключиться».
– Я хочу Вам сказать, Андрей Владимирович, что в Ваших стихотворных строчках меня практически ничего не покоробило, что бывает нечасто. Поэтому я Вам предлагаю подумать над изданием поэтического сборника. Это важно. Бывают стихи, которые звучат только в песне, а есть стихи, которые и без музыки стихи, и мне кажется, у Вас их немало. Не думаю, что все сто процентов, так не может быть…
– Процентов двадцать…
– Ну уж, двадцать. Не скромничайте.
– Стихи приходят, меня не спрашивая. Вот за рулем едешь, вдруг какаято строчка появляется, приедешь, запишешь.
– Вся жизнь Ваша в Рудне прошла?
– Да.
– Рудня вообще очень богата талантами, даже если говорить о журналистике. Я знал Петра Артемовича Шпакова, он и поэт был, и великолепный журналист. И Елена Лаврухина руднянская, и Люда Стерхова, и вот сейчас Люда Азаркевич. Ну и наконец, Виктор Васильевич Кудрявцев, он и журналист, и один из моих самых любимых поэтов.
– И один из моих самых любимых поэтов тоже, очень интересный человек, который не тянет одеяло на себя, а уделяет внимание еще тем, кто рядом. Это редко бывает.
– Так, а почему же нет песен на стихи Кудрявцева?
– Должно это всё прийти само. Это нужно сесть, зачитаться, провалиться в эту «нишу»… Я про Твардовского читал – он вставал утром (утренние часы были его самые любимые) и писал, работал. Я не представляю, как это делается. У меня всё происходит спонтанно, и я отчасти дорожу этим. Так, чтобы сесть и писать, нет. Не пишется сегодня, и ладно. Напишется завтра.
– Вот Вы упомянули Владимира Семеновича Высоцкого, в этом году ему было бы 85 лет. Как Вы думаете, о чем бы он сейчас пел?
– Всё о том же. Он был человек, который пел о вечности, о тех вещах, которые незыблемы, о дружбе, о предательстве. Он в этом отношении человек был очень твердый. Он не писал на злобу дня, как мы думаем, нет. Это всё более серьезно. А что касается поздних песен – это такие вершины, которые и для любого времени, и для любых событий: «Над пропастью», «Купола», «Как засмотрится мне нынче, как задышится». Это вечные стихи.
– Это тот самый случай, когда и без музыки стихи поистине выдающиеся. И не случайно Иосиф Бродский написал «Большому русскому поэту…»
– Да, он очень высоко его ценил. Есть видеозапись, где он отзывается о Высоцком… Я всё это изучал, смотрел.
– А вообще это дорогое удовольствие – записывать диски?
– Дорогое. Но теперь мы одна группа и пользуемся у Саши Черненкова определенными привилегиями, и сейчас это гораздо дешевле.
– Это Вы лично оплачиваете?
– Да.
– Андрей, Вы компанейский человек?
– Очень компанейский. Я люблю компании, люблю друзей.
– Тогда непонятно. Я читаю названия альбомов: «Один», «Один на один», «Один из миллиона», «Один на всех». Это что такое?
– (смеется) А следующий будет вообще смешно – «Один дома». Он уже почти записан. Знаете, получилось так. Я хотел не заморачиваться по поводу названий и планировал, что будут альбомы – «Один», «Два», «Три», «Четыре», «Пять». Ну что думать об этом? И сделали мы с Сашей диск «Один», а следующий был диск на стихи Пушкина. А как его назвать как не «Один на один»? Я же с Пушкиным один на один. Это мне показалось так здорово, что пришлось отменить старую концепцию.
– Я смотрю, что хоть и дорогое удовольствие, но диск за диском…
– Да не так уж и быстро это всё. Накапливается материал и часто происходит так, что некоторые песни уже записаны и вроде они в эту пластинку должны войти, а слушаешь – почемуто они лишние. Я несколько песен с последнего альбома сейчас откинул и ума не приложу, куда они дальше пойдут.
– А в Рудне часто концерты проходят, в Руднянском районе?
– Проходят, да. Но мы играли за всё это время два раза в Рудне.
– А Вы с Юрием Ивановичем Ивашкиным, главой администрации района, знакомы?
– Знаком.
– Мыто с ним знакомы более тридцати лет, когда еще были депутатами областной Думы первого созыва. У вас есть какието отношения?
– Нет, мы в гости друг к другу не ходим. Встречались несколько раз.
– Я ему обязательно скажу, чтобы обратил внимание и чемто помог вашей группе, которая называется…
– …«Андрей Иванов и группа товарищей». Кстати, это название тоже Саша Черненков придумал. Мы долгое время играли без названия. А когда у него был юбилей, он на афише не захотел писать: «Андрей Иванов, Александр Черненков…» и написал «Андрей Иванов и группа товарищей». Я говорю: «Ну ладно, пускай так и останется».
– То есть у него мании величия нет?
– Нет, у Саши нет, он лишен этого. Он поклонник музыки.
– А у Андрея Иванова?
– Это не мания величия, это желание, чтобы как можно больше людей услышали мои песни. Не для того, чтобы были какието привилегии или узнавали меня. Мне этого не нужно. Но то ли время пришло… Ну просятся песни, они хотят, чтобы их послушали.
– Это прекрасно. А как бардовское сообщество к Вам относится? Наше смоленское?
– Мы существуем рядом, но параллельно. Я участвую иногда и в бардовских фестивалях, там у меня много друзей, но сказать, что я бард, не могу. Я давно уже перестал суживать себя рамками. Мне это не близко. Я автор и исполнитель. Одна песня звучит как хардрок, а другая – просто под гитару. А если я объявлю, что я рокер или бард, тогда я буду в какойто своей стезе сидеть. Мне это неинтересно.
– Андрей Владимирович, у Вас есть такая строчка: «Я музыкант один из миллиона». Я не считаю, что Вы один из миллиона. Я считаю, что Вы тот музыкант, которого надо слышать и слушать, поэтому я Вам советую установить связи и с руководством «Губернского», и с руководством КВЦ имени Тенишевых, и с «Центром культуры», у Микешина, чтобы люди знали, что Вы есть и Вас приглашали. Что же Вы так обедняете смоленскую публику? А сейчас я хочу Вас еще раз поблагодарить за Ваше творчество.
– Спасибо Вам, что позвали. Мне было очень интересно.
– Я вспоминаю еще такую строчку из Вашего стихотворения: «Господь рассыпал скупо зерна счастья по земле»; так вот я хочу пожелать, чтобы этих зерен в Вашей жизни было больше.
– Спасибо огромное.
P.S. Видеоверсию беседы смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» в разделе «Видео».