«Червь сомнения грызет постоянно»

Осенью 2020 года, после достаточно длительного перерыва, для всех без исключения желающих приветливо распахнул двери Дом Актера – учреждение культуры, где, как в старые добрые времена, возобновились творческие встречи, музыкальные и поэтические вечера, мастер­классы по сценической речи и мастерству актера, спектакли для взрослых и детей. Эти чудесные перемены произошли благодаря смене руководства Дома Актера, а точнее – избрания нового состава Правления Смоленской региональной организации Союза театральных деятелей России.

Сегодня гость редакции «СН» – ведущая актриса Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова, председатель Правления Смоленской региональной организации Союза театральных деятелей России Ольга Федорова.

– Ольга, твоя весьма успешная жизнь в искусстве началась в Смоленском Камерном театре. Вот уже достаточно много лет прошло, но я прекрасно помню тебя в одной из первых работ на профессиональной сцене. Это был спектакль «Башня Веселуха» – историческая драма смоленского драматурга Ольги Сергеевой в постановке Николая Парасича. Ты играла характерную роль – дворовую девку Агафью – задорно, весело, ярко – словом, со вкусом, и тогда еще подумалось, что Николай Петрович интересную артистку вырастил. Ты была активно занята в спектаклях своего педагога, всё складывалось удачно, но потом вдруг всё бросила и ушла в драматический театр. Почему?

– Стремилась к творческому росту. Или так: дети вырастают и покидают родное гнездо. Я ведь была не первой «перебежчицей». К моменту перехода в драму я уже училась на последнем курсе ГИТИСа, и в Камерном, где я действительно была ведущей артисткой, стало тесно. Но я безумно благодарна Николаю Петровичу Парасичу. Это мой учитель, и я до сих пор пользуюсь всем, чему удалось у него научиться. А решение поменять театр пришло внезапно. Я вдруг осознала, что моя жизнь расписана на много месяцев вперед. Такой, знаете, бесконечный день сурка. Надо что­то менять.

– А в драматический театр ты перешла по приглашению или сама предложила свои услуги?

– Там была очень интересная история. Первой, если Вы помните, ушла моя однокурсница Алла Козлова, а Анатолий Ефимович Бибекин, также перешедший из Камерного в драму, постоянно звонил и убеждал, что надо перебираться. Я долго колебалась – зачем? У меня в Камерном всё хорошо, много ролей, по совместительству я еще и помощником режиссера подрабатывала. Но когда уехала Света Ульянова и освободилась ставка, а в драматическом театре приняли к постановке «Сирано де Бержерака», я всё­таки решилась. После прослушивания главный режиссер драматического театра, в ту пору Виктор Леонидович Прокопов, взял меня на роль Роксаны в «Сирано», а через год я у него сыграла Нину в «Маскараде».

– Никогда не закрадывался червь сомнения: может быть, не стоило всё так резко менять? А вдруг в Камерном театре уже бы до заслуженной артистки дослужилась?

– Червь сомнения грызет постоянно. Знаете, как бывает? Творчески растешь­растешь, а потом вдруг становится скучно. Вроде уже и то сыграла, и это, дальше­то куда? Некий внутренний ступор возникает, и это состояние продолжается до тех пор, пока не откроешь в себе абсолютно новые вещи. Внутренние границы как бы расширяются, и ты понимаешь, что есть куда идти. Таким открытием стал для меня моноспектакль «Вам нравится танго?». Пьесу дал мне почитать наш главный режиссер Виталий Михайлович Барковский. Я приехала домой после спектакля, раз прочитала, не отрываясь, второй раз прочитала, не отрываясь. Прихожу в театр и говорю Виталию Михайловичу: «Делаем!» И мы сделали! Для меня это был большой опыт, такой, знаете, внутренний скачок. Одна на сцене, спрятаться не за кого – адреналин! А потом был «Игрок» Ф.М. Достоевского. Я очень люблю этого писателя. В бездну падаешь, когда начинаешь разбирать все человеческие пороки, описанные в его романах. А потом была изумительная «Васса» М. Горького, где я играю Рашель – невестку главной героини. Всё­таки не зря русскую классику называют великой.

– Как говорили в старые добрые времена, сегодня ты на положении ведущей актрисы и первой красавицы театра. Тяжела ноша?

– Сегодня в моей жизни возникло еще одно положение – председателя Смоленской региональной организации Союза театральных деятелей России. Сначала, когда меня избрали, я подумала: «А зачем мне всё это нужно?» Но, видимо, для чего­то это было нужно. Я ведь четыре месяца отсюда не вылезала, вместе с группой энтузиастов мы приводили помещение Дома Актера в порядок. Мне хотелось, чтобы здесь всё заработало, чтобы был Дом, в котором тепло и уютно, чтобы сюда с удовольствием приходили люди, встречались и общались, чтобы на нашей маленькой сцене рождались новые театральные проекты. И всё это, представьте себе, случилось. У нас подобралась прекрасная команда единомышленников, которые всегда и во всём меня поддерживают и помогают.

В минувшем октябре был год, как я – председатель. За это время удалось многое: приобрести цветосветовое оборудование и сделать новую сцену, пусть маленькую, но настоящую сценическую площадку, на которой артистам удобно работать. Осуществить пять театральных проектов, но самое главное – я познакомилась с огромным количеством интересных людей. Оказывается, в нашем городе живет много замечательных, добрых людей. Они приходят, спрашивают, чем можно помочь Дому Актера. Часто предлагают интересные формы работы. Многие вспоминают времена, когда Дом Актера был элитарным учреждением культуры, где часто собиралась творческая интеллигенция. Вот мы и хотим вернуть нашему Дому утерянную репутацию. Что касается новых форм работы, тут, конечно, надо хорошо подумать. Вообще­то я люблю, когда подумать. Потому и режиссера Барковского люблю.

– И всё­таки, Оля, как тебя хватает на театр, Союз театральных деятелей и семью? Ведь двое детей – по сегодняшним меркам это очень серьезно. Ты просто многодетная мать получаешься…

– Нам дается ровно столько, сколько мы сможем потянуть. А вообще, моим детям нужно поставить памятник за то, что они всё терпят. Старшая дочь, ей уже шестнадцать, вообще с двух лет в театре. Ну вот им не повезло или наоборот, повезло иметь такую маму. Они меня поддерживают, без этого было бы очень тяжело. Какой бы уставшей домой ни приплелась, всегда отогреют, выслушают, поймут. Наверное, с творческими людьми жить очень тяжело.

– А кроме тебя в семье есть творческие люди?

– Мама у меня режиссер, она окончила институт культуры. Отец – военный, и мама себя реализовывала в драматических кружках, в школах различные утренники устраивала, больше всего любила новогодние. Вокруг нее всё бурлило. Я смотрела и думала – какой кошмар! А сама хотела стать следователем. Но так сложилось, что поступила в СГУ на географа с правом, впоследствии перешла на юридический. А потом в какой­то момент поняла, что это – просто прожигание родительских денег. Однажды мы с подружкой пили кофе в кафе при «Центруме». Выхожу и упираюсь в вывеску: главный режиссер Смоленского Камерного театра Николай Парасич набирает актерский курс. Думаю – схожу, и вот уже хожу в театр двадцать лет. На сцене начала играть со второго курса. Мне очень повезло – я безумно люблю свою работу.

– Но согласись, что есть спектакли, которые играешь с радостью, а есть, которые идут тяжело. Или у тебя такого не бывает?

– Бывает, конечно. Есть спектакль, куда меня ввели, изначально он ставился не на меня. Просто кто­то заболел, кто­то ушел рожать, и ввели меня. В нем я отыграла, ушла и забыла.

– Репертуарная политика театра тебя устраивает?

– Наш театр стал академическим. Он – ведущий театр города, его лицо. Нам нельзя ставить спектакли просто на потребу дня, театр ориентирован на классику. Даже наше монументальное здание к этому обязывает. Для экспериментов есть, например, площадка Дома Актера. Театр всё­таки должен учить думать, спектакли не должны отпускать зрителя. Я – за такой театр, потому, повторюсь, и Барковского люблю. Понимаете, Виталий Михайлович за гранью реальности видит какие­то потрясающие вещи. Он всегда был авангардистом, его надо понимать. Кому­то это дано, кому­то – нет. До него нужно просто дорасти. Если ты на его волне, он тебе даже ничего не будет объяснять, просто скажет: давай, показывай.

Виталий Михайлович Барковский – мудрый, высокодуховный человек с большим чувством такта. Потрясающий художник, он дает творческую свободу, чувствуя твой абсолют, уровень, который тебе под стать, твою высшую точку. Артисты для него как краски, которыми он рисует общую картину. А еще Виталий Михайлович – великий атмосферщик с потрясающим чувством юмора. И про женщин он всё хорошо понимает, а главное – чувствует внутреннюю природу артиста, предел его возможностей. И это прекрасно.

– А как работалось с выдающимся мастером отечественного театра и кино, народным художником и заслуженным деятелем искусств России Борисом Львовичем Бланком, в спектакле которого «Камелии для дамы» ты исполнила главную роль?

– Интересно. Понимаете, когда он к нам приехал, спектакль уже сложился у него в голове, оставалось только поставить. Мы ведь сделали «Камелии для дамы» за девятнадцать дней. Но если на репетициях у Барковского артисты находятся в свободном полете, у Бланка всё было четко: встал здесь, пошел туда и так далее. Работалось с ним быстро и эффективно.

– Но спектакль почему­то идет достаточно редко…

– Может быть, потому, что люди устали от собственных страданий, зачем им чужие? Хотя я считаю, что «Камелии для дамы» – один из самых шикарных спектаклей. Какая художественная составляющая замечательная, а музыка Верди! Но наши зрители почему­то больше любят «Слишком женатого таксиста».

– Этот сезон для тебя удачно складывается?

– В общем, да. Ролей достаточно. Режиссер Алина Сорокина собирается восстанавливать на Большой сцене спектакль «Любить нельзя помиловать», который в свое время был поставлен на Малой сцене театра, но в связи с пандемией она не работает. Спектакль пользовался успехом у зрителей, потому его решено перенести на Большую сцену. В конце февраля мы сыграли премьеру спектакля «Авария». Пьеса Ф. Дюрренматта поставлена Алиной Сорокиной в жанре «опасной игры». Там у меня роль Прокурора. И, конечно, немалая часть моей жизни протекает в Доме Актера, точнее, в Союзе театральных деятелей.

В прошлом году мы получили четыре государственных стипендии, благодаря которым осуществлена постановка нескольких моноспектаклей, которые с успехом идут на сцене Дома Актера. Совместно со Смоленским региональным отделением Всероссийского общества слепых продолжаем социальные проекты по адаптации театральных работ для слабовидящих. Кроме того, даем благотворительные спектакли в помощь тем, кому необходима финансовая поддержка.

Понимаете, очень важно осознавать, что ты кому­то нужен, а для этого необходимо определиться с главными жизненными приоритетами. Чем старше становишься, тем яснее понимаешь, что надо жить сегодняшним днем, делать то, что нужно сейчас, помогать тем, кто в этом нуждается незамедлительно. Только тогда, прожив день, можно сказать ему спасибо за то, что он был добрым. Причем не только для тебя.

Беседовала Лариса Русова