Дороги Cмоленска: как решаются проблемы

В нашей рубрике «О чём говорит улица» аккумулируются мнения смолян по самым разным вопросам жизни Смоленска и области. К сожалению, негативных отзывов там оказывается гораздо больше, чем благодарностей и позитива. И значительная часть смолян постоянно поднимает вопросы состояния дорожной сети и инфраструктуры. Как решаются эти проблемы на уровне областного центра?

Сегодня наш собеседник – Наталья Майорова, начальник Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, человек, который знает о дорогах города всё.

– Наталья Владимировна, давайте начнем с глобального вопроса. Кто и по каким критериям определяет, какие улицы будут отремонтированы в первую очередь? Например, наши читатели удивляются, почему снова ремонтируют улицу Кирова, ведь в городе есть и гораздо более «убитые» дороги…

– Составление планов и графиков ремонтных работ, особенно финансируемых в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» («БКД»), проводилось еще в 2019 году, когда была составлена соответствующая программа на пятилетний период до 2024 года. Безусловно, при этом учитывалось множество параметров – магистральная ли это улица или второстепенного значения, степень изношенности, транспортная нагрузка и многое другое. Конечно, нам хотелось бы как можно быстрее привести в порядок абсолютно все дороги нашего города, но, думаю, все понимают, что это невозможно.

Прежде всего, по финансовым причинам. Собственных средств на это не хватает. Мы каждый год не единожды обращаемся за субсидиями из областного бюджета, чтобы решить какую­то насущную проблему, но это тоже не безграничные средства. Ну а в рамках нацпроекта «БКД» с его более масштабным финансированием особенно важно было определить приоритетные объекты.

Есть и другие факторы. Так, нам надо учитывать насыщенность той или иной дороги сетевыми коммуникациями и, соответственно, согласовывать планы ремонта с соответствующими сетевыми организациями. Именно по этой причине мы не включили на этот год в программу, требующую строгого соблюдения графика работ, улицу Шевченко, где, скажем честно, ситуация далека от хорошей. Но с ней было решено подождать – в том числе из опасений, что сетевики не смогут своевременно провести там необходимые работы, а значит, есть вероятность, что на отремонтированной улице в случае какой­либо аварии придется вскрывать свежеуложенный асфальт.

К сожалению, такие ситуации в городе нередки. Именно поэтому мы постоянно находимся на связи с сетевыми организациями, просим их оценить состояние своих сетей на том или ином участке и согласовать с нами планы ремонта. И надо отдать должное, в большинстве случаев все они понимают ситуацию и идут нам навстречу. Так, ПАО «Квадра», СМУП «Смоленсктеплосеть» ежегодно синхронизируют с нами свои работы, проводя их одновременно или раньше, чем мы начнем ремонт дорожной одежды. Это касается также внутриквартальных проездов – в нынешнем году их должно быть отремонтировано 43.

Что касается непосредственно улицы Кирова. Это достаточно протяженная транспортная артерия (ее длина составляет 2,4 километра) с огромной нагрузкой. Она, по сути, соединяет три района города – выезд из многонаселенных Киселевки, Поповки и с Рославльского шоссе, переезд на Николаева и Нормандия­Неман, а также выход на выезд в Заднепровье. И по ее состоянию нам за последние годы регулярно поступали предписания от ГИБДД, что требовало выходить туда с ямочным ремонтом и локально ремонтировать проблемные участки, чтобы эта улица, как говорится, ехала. Думаю, понятно, почему мы не собирались упускать возможность отремонтировать в рамках национального проекта БКД, чтобы исключить проблемы на достаточно долгий период.

– Вы упомянули ситуацию, когда коммунальные службы во время «своих» ремонтов вскрывают свежеуложенный асфальт. Действительно, судя по отзывам наших читателей, такое в Смоленске случается нередко, да и вообще раскопы коммунальщиков после окончания работ долго «радуют» взгляд смолян. А кто в таких случаях должен восстанавливать дорожное покрытие или тротуар?

– По Правилам благоустройства, утвержденным Смоленским городским Советом, проведение работ по восстановлению благоустройства возлагается на организацию, проводившую работы на данном объекте. То есть если любая сетевая организация проводит свои работы на дорожной сети, внутриквартальном проезде или на дворовой территории, она обязана восстановить благоустройство в первоначальном
виде – заасфальтировать проезжую часть и тротуар, отсыпать зеленую зону, восстановить пешеходную дорожку и т.п. Все эти работы должны быть проведены до закрытия ордера Управлением жилищно­коммунального хозяйства, сотрудники которого отслеживают такие ситуации. При необходимости мы тоже подключаемся к контролю за выполнением этих обязательств. К сожалению, проблема усугубляется тем, что сами сетевые организации не имеют возможности выполнять работы по асфальтированию, и для этого им приходится по конкурсу привлекать сторонние организации, которые не всегда оперативно реагируют.

– Возвращаясь к улице Кирова. Немало негативных отзывов поступило от читателей по поводу замены там брусчатки…

– Да, мы тоже получаем обращения по этому поводу. Но тут надо понимать, что мы подошли к этому объекту комплексно, поскольку предыдущий опыт работы на магистральных улицах показал нам, что нельзя проводить работы в усеченном виде. То есть когда мы делаем одни виды работ, но не делаем другие, потом вернуться к этому объекту проблематично, денежные средства на ту же улицу, с учетом недавно проведенных работ, не выделяются. Прежде чем принять решение о замене брусчатки, мы тщательно обследовали улицу Кирова и выявили немало недостатков – просадки, колейность на тротуарах и т.п. – которые визуально не заметны простому жителю, но явственны для специалистов и чреваты проблемами в будущем. Подобные случаи у нас уже бывали – когда смоляне считают, что на их улице тротуар «еще хороший», а мы видим определенные проблемы, которые делают там эксплуатацию покрытия недолговечной. Поэтому практика показывает, что приводить к нормативу и дорожное полотно, и тротуары необходимо одновременно.

Кроме того, на улице Кирова было немало «кусочков» из разношерстной плитки, которые самостоятельно укладывали магазины и другие организации. Понятно, что и внешне, и по качеству они заметно различались. Именно поэтому было принято решение привести на одной из центральных магистральных улиц все тротуары к единообразию. В прежнем виде будут оставлены только несколько участков у торговых центров, где уложена голландская плитка.

При этом особое внимание обращается на обустройство доступной городской среды – съездов и сходов для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также родителей с детскими колясками, установку тактильной плитки для слабовидящих людей. Тут тоже есть определенные нормативы, которые будут строго соблюдены при выполнении работ по обустройству тротуаров. Надо сказать, что до принятия работ мы сами буквально пешком проходим весь участок тротуара, чтобы убедиться в качестве проведенного ремонта и соблюдении всех нормативов.

Снятая брусчатка складируется и возвращается на территорию нашего подведомственного учреждения МБУ «Дормостстрой». Нередко жители задают вопросы, где она будет использована в дальнейшем. К сожалению, выяснилось, что там много выбраковки, но тот материал, который возможно применить, мы обязательно применим, в том числе на различных ремонтах на других объектах.

– А как обстоят дела на многострадальной улице имени полка Нормандия­Неман? Почему ее никак не могут привести в порядок?

– По данному объекту заказчиком выступает МКУ «Строитель», у которого на данный момент заключен муниципальный контракт на ремонт этой автомобильной дороги с устройством верхнего асфальтобетонного покрытия, заменой бортового камня и ремонтом тротуаров. Там отмечались некоторые сложности технического плана, в связи с чем подрядная организация приостановила работы на время их решения. В ближайшее время подрядчик вернется на объект. Надо учитывать, что данный подрядчик также выполняет работы на объектах регионального уровня и в рамках проекта «БКД» (улицы Кирова и Рыленкова), которые являются первостепенной задачей. Напомню, по таким объектам имеются определенные сроки выполнения работ, которые мы не можем нарушать. Но, безусловно, ситуация с улицей Нормандия­Неман находится у нас на контроле, и, если не случится катастрофического форс­мажора, в нынешнем году она будет полностью отремонтирована.

– Ремонту улицы Рыленкова с оживленным транспортным и пешеходным движением обрадовались многие. Но и здесь не обошлось без проблем. Так, наши читатели жаловались, что на участке от улицы 25 Сентября до проспекта Строителей ремонт тротуаров проводился одновременно по обеим сторонам дороги, что доставляет значительные неудобства пешеходам. Не разумнее ли было разнести во времени этот ремонт, оставив одну сторону для безопасного прохода?

– Как простой пешеход я, возможно, согласилась бы с этой претензией, но как специалист вижу причины позиции подрядной организации на этом объекте. Они  состоят в том, чтобы максимально ускорить сроки проведения работ, а значит, сократить для жителей время определенных неудобств. Технология благоустройства тротуаров предусматривает серьезный, трудоемкий и длительный процесс подготовки к асфальтированию, и удобнее проводить ее именно комплексно. Здесь надо учитывать скорость достижения конечного результата, а это разочаровать смолян не должно. В целом, если по контракту окончание работ на улице Рыленкова предусмотрено 15 октября, то подрядчики предполагают в течение июля завершить ремонт первой части этого большого участка в части укладки асфальтобетона и, соответственно, значительно приблизить общее окончание работ – безусловно, без ущерба качеству.

Мы со своей стороны тоже приносим извинения за неудобства, которые вынуждены испытывать жители, но надеемся на понимание!

И тут не могу не сказать – печально, что иногда работу подрядчиков тормозят, к сожалению, сами жители города. Например, на улице Рыленкова мы столкнулись с тем, что некие «художники» изрисовали все дорожные знаки, информационные щиты и даже бортовой камень. В голове не укладывается – неужели эти люди не понимают, что мы работаем для всех жителей, и надо с уважением относиться к нелегкому, скажем честно, труду дорожных рабочих. Да и финансовые затраты такие «художества» увеличивают – если информационные щиты рабочие с трудом отчистили, то дорожные знаки как несоответствующие строгим требованиям пришлось полностью заменить. Очень обидно видеть такое, ведь мы стараемся сделать город лучше и комфортнее для людей!

– Еще один вопрос, связанный с улицей Рыленкова. Почему ее ремонт ограничился перекрестком с улицей Петра Алексеева? Ведь, как отмечают смоляне, на дальнейшем протяжении она также далека от идеала.

– Эти участки, поверьте, тоже не остались без внимания, мы понимаем серьезность сложившейся там ситуации. Но дело в том, что на них необходим другой вид работ, и их нельзя соединить в одном контракте. На текущем участке проводятся ремонтные работы, а за Киселевским рынком требуется капитальный ремонт. При этом у нас уже рассчитана стоимость работ на участке до кольца, ведущего к 37­й школе, и участке, ведущем от 37­й школы в сторону улицы Петра Алексеева возле дома № 61­а. Сейчас эти проекты проходят государственную экспертизу сметной стоимости, подана соответствующая заявка в Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству. Только после согласования объектов, подтверждения финансирования будут проведены конкурсные процедуры и объекты будут взяты в работу.

Кроме того, рассматриваются планы организовать на участке возле дома 61­а двустороннее движение. Часть дороги здесь используется как парковка, а может служить для разъезда транспорта. Эту идею в предварительном обсуждении поддержали и сотрудники УГИБДД. Думаю, что такое решение будет полезно и удобно для смолян.

– По сообщениям граждан, проблемным местом в городе является также весьма востребованное у дачников и для выезда на Окружную Досуговское шоссе.

– И этот объект мы держим на контроле, постоянно возвращаясь туда с ямочным ремонтом, чтобы обеспечить нормальную пропускную способность. Однако для серьезных работ там требуется разработка сметной документации на реконструкцию. Это, естественно, требует значительных финансовых средств. И мы уже направили в областную администрацию обращение с просьбой выделить нам денежные средства, необходимые для приведения этого объекта в достойный вид. К сожалению, средства Дорожного фонда тоже не безграничны… А до кардинального решения проблемы мы будем регулярно проводить на Досуговском шоссе ямочный и поддерживающий ремонт.

– Входят ли в сферу компетенции Вашего управления дворовые территории? Это крайне больная тема для многих смолян.

– Учет и контроль за состоянием дворовых территорий и внутриквартальных проездов – это сфера Управления жилищно­коммунального хозяйства. Однако мы уже второй год реализуем поручение Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского по ремонту внутриквартальных проездов, финансируемому из средств Дорожного фонда. Списки таких объектов составляются с учетом востребованности и износа. В первую очередь мы обращаем внимание на те проезды, которые ведут к детским садам, школам, медицинским учреждениям. Не остаются без внимания масштабные пятна застройки. В целом же в реестре внутриквартальных проездов, составленном УЖКХ, находится около 900 объектов. Согласитесь, колоссальное количество, и при том, что мы ежегодно можем отремонтировать чуть более 40 объектов, это действительно серьезная проблема. Но главное, что движение в этом направлении начато, и мы надеемся в ближайшие годы решить наиболее острые вопросы.

– Многие горожане неодобрительно относятся к металлическим ограждениям вдоль проезжей части, в частности, потому что в некоторых местах эти «заборчики» действительно выглядят неприглядно – ржавые, погнутые…

– Да, кому­то наверняка хотелось бы их убрать, но… Существует обязательный к выполнению ГОСТ, по которому перильные ограждения должны быть установлены на расстоянии 50 метров в обе стороны от пешеходного перехода. И надо сказать, что направление людей к пешеходному переходу, в том числе и путем установки перильных ограждений, работает на безопасность. Не секрет, что, к сожалению, количество пешеходов, пренебрегающих правилами дорожного движения, достаточно велико. А неумолимая статистика четко показывает, что при установке ограждений число дорожных происшествий такого рода реально снижается.

Что касается внешнего вида. К сожалению, у подведомственной организации «Дормостстрой» не настолько большой коллектив, есть незаполненные вакансии, и это не позволяет ей полноценно выполнять все возложенные задачи. Мы неоднократно поднимали вопрос об увеличении штата этой организации, с учетом множества выполняемых работ. Но пока изменений нет, и это, безусловно, сказывается на оперативности и объеме. Тем не менее наиболее проблемные, аварийные перильные ограждения мы не оставляем без внимания, ремонтируем, а при необходимости заменяем. По возможности устанавливаем оцинкованные ограждения, которые долговечнее и проще в содержании.

Но, повторюсь, безопасность на дороге – это первостепенный фактор. И всё, что от нас зависит в этом плане, мы будем осуществлять.

– Некогда была изменена схема движения на улице Исаковского возле «Красного креста». По мнению смолян, одностороннее движение на этом участке создает значительные неудобства, а одним из следствий невозможности выехать, например, от травмпункта напрямую на улицу Тенишевой становится «пробка» на площади Победы. Возможно ли тут организовать двустороннее движение?

– Мы, безусловно, поднимали этот вопрос на комиссии по безопасности движения. Однако решать его необходимо, рассматривая в совокупности сложившийся здесь транспортный блок. И тут не всё так гладко, как кажется автомобилистам. Ведь, хотя ширина проезжей части позволяет организовать на этом участке двустороннее движение, результатом станет конфликтная точка на улице Тенишевой. Анализ транспортных потоков показал, что такое решение не даст положительного результата.

При этом большой нашей победой можно считать организацию на пересечении улиц Тенишевой и Твардовского регулируемого перекрестка. Именно туда, как правило, выезжают с улицы Исаковского те, кто направляется в сторону Промышленного района. Раньше это был весьма проблемный перекресток. Теперь же, после грамотной настройки светофорных циклов, здесь можно безопасно проехать в разных направлениях. В том числе появилась возможность проезжать с улицы Урицкого напрямую на улицу Твардовского, чего раньше не было.

Так что мы не оставляем без внимания вопросы организации дорожного движения и стараемся сделать его максимально комфортным и безопасным для жителей и гостей города.

– Один из наших читателей недоумевает, почему на Рославльском шоссе, широкой и качественной дороге, установлены ограничения скорости в 40–50 километров? Можете прояснить?

– От нашего Управления это точно не зависит (улыбается). Дело в том, что и Рославльское, и Витебское шоссе являются участками дороги федерального значения. Эти два участка находятся в ведении ФКУ «Упрдор Москва­Бобруйск». А собственник автомобильной дороги принимает решения по организации дорожного движения на каждом из участков путем установки дорожных знаков, технических средств организации движения, нанесения горизонтальной разметки и т.п.

К слову, на Рославльском шоссе до ограничения скоростного режима было два стойких очага аварийности, даже с человеческими жертвами. Похожая ситуация складывалась и на определенных участках Витебского шоссе. По данным наших коллег, после установки знаков и камер фотовидеофиксации количество дорожно­транспортных происшествий значимо снизилось.

У нас, кстати, в городе также был проблемный участок на улице Свердлова, где мы ликвидировали очаг аварийности путем ограничения скоростного режима и установки камер. Недовольные, конечно, были, но… Аварии прекратились, люди живы – а это самое главное.

– И немного поговорим об остановках. Некоторые смоляне неоднократно выказывали недовольство по поводу отсутствия остановочного павильона у старого здания Физакадемии. С учетом большого пассажиропотока это действительно проблема.

– Надо понимать, что, к сожалению, не на всех остановочных пунктах общественного транспорта есть техническая возможность установки павильонов. Даже при большом пассажиропотоке сделать это не везде получается чисто физически. Причем когда мы все­таки в стесненных условиях устанавливаем такие павильоны, нередки обращения от пешеходов, что они мешают проходу. Как говорится, всем мил не будешь. Но там, где это возможно, мы стараемся установить павильоны, чтобы защитить пассажиров от неблагоприятных погодных условий.

К слову, на улицах Кирова и Рыленкова в процессе ремонтных работ автомобильных дорог будут установлены новые остановочные павильоны. Подчеркиваю –
на автомобильных дорогах, поскольку на улице Рыленкова в рамках выделенного финансирования мы не можем заменить также павильоны у трамвайных линий.

– Спасибо, Наталья Владимировна, за информативную и, уверена, очень полезную для наших читателей беседу! Хотели бы Вы еще что­то к ней добавить?

– Нам всем хочется, чтобы наши дороги служили хорошо и долго. И мы делаем для этого всё, что в наших силах. А я искренне желаю всем смолянам безопасного и комфортного движения, внимательности и осмотрительности на дорогах, соблюдения скоростного режима и правил парковки. Удобство движения на улицах города зависит от каждого из нас!

Беседовала Ольга Колышкина