Голоса вечности

В Доме актера актриса Смоленского Камерного театра Полина Кроль поставила спектакль «Голоса тех, кого нет», в основе которого – документально­художественная повесть «У войны не женское лицо» белорусского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе за 2015 год Светланы Алексиевич (на снимке).

Удивительно и вместе с тем легко объяснимо то, что произведение, впервые увидевшее свет в 1983 году, с течением времени приобретает всё большую актуальность и современное звучание. Повесть не только активно читают, но и воплощают на сценических площадках, причем обращаются к ней сегодня люди в большинстве своем молодые. Их возраст примерно совпадает с возрастом героев книги, когда те были молодыми, и когда была война.

Полина Кроль «заболела» повестью «У войны не женское лицо» будучи студенткой Санкт­Петербургского государственного института культуры и искусства. В городе на Неве в свое время родился и интересно продолжает жить Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», где Полина впервые столкнулась с произведением С. Алексиевич, как вы понимаете, в сценическом варианте. И всё – пропала, поняла, что непременно напишет свою инсценировку, а потом, когда закончит институт и окажется на профессиональной сцене, непременно поставит по ней спектакль. В процессе работы много встречалась с женщинами, прошедшими войну, и порой бывало так, что, обратившись по адресу, узнавала, что многие из них уже ушли. Вот почему ее инсценировка, а затем спектакль называются «Голоса тех, кого нет».

Итак, литературная основа будущего спектакля была создана пять лет назад, но реализовать ее на сцене удалось лишь сейчас. Этому есть несколько причин, но главная состоит в том, что неограниченные возможности для самореализации у артистов профессиональных смоленских театров появились лишь с возрождением Дома актера, где им всегда рады и есть маленькая, но очень уютная сцена. Кроме того, ни для кого не секрет, что постановка спектакля требует денег, а сегодня есть возможность под реализацию творческих идей получить от государства финансовую поддержку. Вот и спектакль Полины Кроль на сцене Дома актера получил право на счастливую и, будем надеяться, долгую жизнь при поддержке государственной стипендии Правительства Российской Федерации «Молодым деятелям культуры и искусства», которую Смоленская региональная организация Союза театральных деятелей России получила 1 февраля 2021 года.

Первый показ – генеральный прогон – состоялся 2 июня, но это был спектакль, что называется, для своих. Премьера прошла 3 и 4 июня при переполненном зрительном зале. Он небольшой, количество мест весьма ограничено, и потому, к сожалению, всех желающих попасть на премьеру вместить не смог. Но те счастливчики, кому достался билет, очень тепло приняли работу молодых, талантливых и очень красивых актрис Смоленского Камерного театра. Правда, среди исполнительниц есть одна теперь уже москвичка – Анна Кузьмина. А всего создательниц спектакля «Голоса тех, кого нет» пятеро: режиссер­постановщик Полина Кроль, актрисы Смоленского Камерного театра Ксения Вишнякова, Илона Егорова, Елизавета Палладина и недавно принятая в труппу Московского ТЮЗа Анна Кузьмина. Четыре девочки (ну, сколько им, чуть больше двадцати?) рассказали нам о судьбах своих почти ровесниц, на долю которых выпало страшное испытание, имя которому – война.

Актрисы трепетно и очень бережно разыгрывают истории о тех, кто в первые дни войны штурмом брал военкоматы, умоляя, а иногда просто требуя взять на фронт. О том, каково им было там, на войне, а завершают свои исповеди – и это самые пронзительные сцены спектакля – горьким признанием, что пришлось пережить в послевоенные годы. А это непонимание, неприятие их, по сути, подвига длиной в четыре года, и что самое страшное – ненависть и презрение. Как­то прижилась у нас в России формулировочка «война всё спишет» – жуткая и до слез несправедливая.

Героини спектакля очень разные и по социальному происхождению, и по уровню образования, отсюда и по мировосприятию. Их объединяет одно: безграничная любовь к стране, в которой родились и выросли, и острое осознание того, что когда на их родину обрушилась беда, ее надо защищать.

Актрисы играют в едином ансамбле, при том что у каждого персонажа свое пластическое решение, да и монологи, а спектакль монологичен, произносятся актрисами с разным градусом патетики, в соответствии с психологической и эмоциональной характеристикой образа. Но объединяет их в единое целое, в ансамбль, органичность, искренность и глубина переживаний за женщин, попавших в совершенно чуждые для их человеческой природы обстоятельства. Но женщина, рожденная, чтобы дарить жизнь, и на войне выполняет свое предназначение, спасая раненых бойцов под шквальным огнем, ежеминутно рискуя собой.

На войне приходит к ней и окончательное понимание того, что в судьбе любого человека есть только два по­настоящему значимых момента – рождение и смерть (или вечная жизнь), и каждому дано их пройти, другое дело, когда и как. И потому голоса героинь спектакля – Голоса Вечности.

В спектакле «Голоса тех, кого нет» много музыки и песен. Актрисы исполняют их вживую. Конечно ­ это песни о любви, которой многие женщины, прошедшие войну, были обделены, поскольку просто не дожили до Победы.

А еще хочется сказать о сценических костюмах – выразительных и значительных. Актрисы ­ в светлых длинных платьях (нечто среднее между погребальным саваном и одеянием русской крестьянки) с обязательным темным платом на плечах, словно с гениальных полотен Алексея Венецианова. Сценограф – Полина Кроль.

Наверное, в спектакле есть некоторые шероховатости, возможно, не очень четко расставлены смысловые акценты ключевых сцен, но это всё придет. «Голоса…» только начинают жить. Странно и труднообъяснимо другое. Еще до выхода спектакля в свет в социальных сетях началась оживленная дискуссия о новой постановке Дома актера. Ее создателей обвиняли в пацифизме, непатриотизме и других малоприятных вещах.

Как тут не вспомнить слова мудрого Фазиля Искандера о том, что «у нас сейчас вовсю идет соревно­
вание – кто кого перепатриотит». Уймитесь, господа конъюнктурщики! Кто патриот, кто национал­предатель, а кто просто, не навешивая ярлыков на других, честно выполняет свои обязанности – время нас всех расставит по своим местам. И очень многим, надеюсь, станет стыдно.

А в данном случае вообще абсурд налицо. Какое может быть мнение о предмете или явлении, которого просто нет в природе? И кто для вас патриоты? Для меня – те, кто защищает интересы отечества во все времена и эпохи, кто, повторюсь, добросовестно делает свою работу, в том числе и творческую. И это как раз создатели спектакля «Голоса тех, кого нет». Поймем простую истину: патриотизм должен быть мудрым, искренним и, по возможности, талантливым. А еще, по выражению Александра Солженицына, зрячим. Только тогда в него можно и нужно верить.

Лариса Русова