Кто сказал, что не болят рубцы?

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Николай Некрасов

35 лет назад был создан Смоленский областной комитет «Черный тюльпан». Эта общественная организация объединяет родственников военнослужащих, которые погибли в Афганистане и в других локальных войнах внутри страны и за ее пределами, инвалидов и пенсионеров. В честь этой даты председатель комитета Виктория Волович дала корреспонденту «СН» свое последнее интервью.

Устала, – говорит Виктория Семеновна, – больше не буду общаться с журналистами. Символично, что свое первое интервью я дала главному редактору «СН» Сергею Витальевичу Новикову. Искренне благодарю всех тех, кому давала интервью, с кем сотрудничала в издательствах, и тех, кто разделил со мной горе.

Мне сегодня 81 год, и я самая молодая афганская мама. На сегодняшний день в Смоленской области остались в живых всего лишь пять таких матерей. И мы передаем молодому поколению дух патриотизма, который был воспитан и создан десятилетиями после войны. Это правильный, честный и скромный патриотизм – он не кричащий, как это сегодня можно встретить.

Афганская война считается самой противоречивой и самой загадочной войной за всю историю России. Лишь спустя годы о событиях Афганской войны стали говорить во весь голос, они стали обсуждаться, анализироваться и специалистами, и общественностью.

Можно спорить о правильности принятых тогда решений до бесконечности, но в судьбах тех солдат уже ничего не изменишь. И неоспоримым фактом является то, что семьи погибших воинов нуждаются в поддержке.

Война, продлившаяся 10 лет, с 1979 по 1989 год, стоила жизни тысячам советских военнослужащих – официальная статистика, опубликованная еще в 1989 году, оценивала потери в 13 тысяч человек, однако эта цифра не учитывала тех, кто позднее скончался от ран в госпиталях. По данным других исследователей, потери могли превысить 20 тысяч человек.

В Смоленской области в 1989 году проживал 1 млн 158 тысяч человек. При такой численности населения в Афганистане погибли 106 наших воинов. Если сравнить с Москвой, в которой тогда жили 8­9 млн человек и погибли 242 человека, то понимаешь, насколько страшны эти цифры.

Сын Виктории Семеновны старший лейтенант Валерий Волович геройски погиб 7 июля 1985 года в горах Шинданда, спасая сослуживцев.

«Он был человеком с большой буквы»

Так в своем письме написала невеста Валерия. И все, кто был знаком с ним, не могут не согласиться с этой мыслью. Он был тем, с кого брали пример.

– В ноябре 1984­го он в первый раз прибыл из Афганистана на побывку, говорил о своем долге, о том, как ему жаль афганских детей, – рассказывает Виктория Семеновна. – А в мае следующего года приехал уже весь седой. Ему было 24 года. Он всё больше молчал, целыми днями играя на пианино афганские песни. А через семь недель вернулся в цинковом гробу. Самолет «Черный тюльпан» приземлялся на аэродроме «Северный» в Смоленске, а я в это время, ничего не подозревая, читала на работе его последнее письмо, в котором сын обещал вернуться…

Валерий Волович награжден четырьмя правительственными наградами, в том числе орденом Красной Звезды посмертно. Память о нем увековечена в музеях Смоленска, Киева и Санкт­Петербурга. В музее Северной столицы находится его военная форма.

Объединенные болью

В апреле 1986 года был снят гриф «секретно» с упоминания об афганских событиях, и Виктория Семеновна смогла написать на памятнике сыну: «Афганистан». Хотя люди долго не понимали, как реагировать, когда слышали об этой стране и этой войне, боялись даже произносить это слово, не то что говорить о ней.

В это же время объединились восемь матерей, которых удалось отыскать Виктории Волович. Долгое время не было никакой помощи тем, кто потерял кормильца. Лишь к 1992 году в Смоленске удалось добиться ежеквартальной материальной выплаты родителям и вдовам погибших смолян, с 1998­го эта помощь была распространена и по области.

А в 1995 году благодаря обращениям Виктории Семеновны в Смоленске появился памятник афганцам в сквере у Дома офицеров и плита с фамилиями погибших. Благодаря деятельности «Черного тюльпана» были созданы фильмы «Боль памяти» и «Реквием», посвященные памяти павших смолян, изданы книги «Камень, облитый кровью» и «Книга памяти», открыты мемориальные доски на школах Смоленска. Согласно разработанным социальным программам семьи 11 павших воинов­смолян получили квартиры, установлено 78 домашних телефонов. Виктория Волович помогла организовать поиск без вести пропавших военнослужащих.

Виктория Семеновна сформулировала для «Черного тюльпана» неизменные правила, которые соблюдаются и по сей день. Это достойное отношение к телу погибшего, в том числе – захоронение с воинскими почестями. А также достойное отношение к памяти погибшего (установка мемориальных досок на стенах школ, увековечение в названиях улиц). Кроме того, это забота о семьях погибших, защита этих семей, оказание им реабилитационной помощи, ежегодное обследование состояния могил павших воинов­смолян.

Она предсказала войну

Так получилось, что Виктория Семеновна предсказала чеченский конфликт еще в 1990 году, выступая в Смоленске на слете солдатских матерей. Она сказала: «Люди! Обратите внимание на «маленькие костры» Таджикистана, Приднестровья и Кавказа, как бы они не обернулись большим костром огненной войны…» К сожалению, так и произошло. В чеченской кампании погибли 115 смолян, четверо «чеченцев» пропали без вести. Останки троих потом нашли, в том числе и благодаря командировкам Виктории Семеновны в печально известную 124­ю судебно­медицинскую лабораторию в Ростове­на­Дону.

Виктория Семеновна часто вспоминает о судьбах героев войн. Рядовой Григорий Звонов родился в Вязьме. В Республике Афганистан служил с декабря 1979. Пропал без вести 21 октября 1980 в провинции Герат. Младший сержант Сергей Науменков родился в поселке Озерный Духовщинского района. В июне 1995 года был призван в армию. Находился в командировке на Северном Кавказе. Погиб в Чечне при прохождении воинской службы 1 января 1996 года. Похоронен на кладбище в деревне Дубовицы Духовщинского района. Прапорщик Александр Медников родился в Рославле. В 1992 году призван в армию. После окончания срочной службы с ноября 1994 года остался служить по контракту. Принимал участие в первой чеченской кампании. Погиб при исполнении служебных обязанностей 13 августа 1995 года. Всех имен не перечислить в газетной публикации. Но Виктория Волович скорбит о каждом из них.

Непростая судьба

Виктория Волович родилась в 1940 году в Иркутске. О таких, как она, говорят «дети войны». Жила и училась в Ленинграде. Жизнь Виктории Семеновны сложилась так же, как и у многих из семей военнослужащих. Отец в 1941 году погиб под Ленинградом, похоронен в братской могиле. Отчим освобождал Ельню, воевал под Смоленском. Фашисты сбили его самолет, и взрывной волной его выбросило в лес, где восьмидесятилетняя женщина собирала хворост. Раненого и обгоревшего, она выходила его в землянке.

Виктория Семеновна жила и училась в Ленинграде. Будучи ребенком, сразу после войны помогала возрождать разрушенный город. Виктория Волович имеет два высших образования по специальностям «учитель русского языка и литературы» и «экономист». Жизнь семьи Виктории – это постоянные переезды. Они жили в Белоруссии, на Урале, в Узбекистане.

На Камчатке Виктория Волович была первым директором телевидения, секретарем комитета ВЛКСМ, работающего на правах райкома. Длительное время Виктория Семеновна находилась в служебной командировке в Германской Демократической Республике, где занималась решением важных государственных проблем.

Сын Валерий родился в 1960 году в Полоцке и окончил 17­ю школу Смоленска. После, в 1982 году – Смоленское высшее зенитно­ракетное инженерное училище. Валерий был непобедимым боксером среди курсантов военных училищ данного типа, а еще руководил вокально­инструментальным ансамблем и был пианистом от Бога.

В Смоленске у Виктории Семеновны родилась дочь Дина – родная сестра Валеры.

Виктория Семеновна работала завучем в техникуме и более десяти лет в городской исполнительной власти, где была начальником отдела лицензирования. Все эти годы Виктория Волович совмещала работу с общественной деятельностью.

Любимый сын Виктории Семеновны похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

– Но для меня очень значимо, что память о моем сыне живет не только в нашей семье, – говорит Виктория Семеновна. – Такое же имя дочь дала и своему сыну, родившемуся после войны. Шестеро бойцов и их однополчанка, видевшие своими глазами афганское пекло, также назвали своих сыновей и дочерей Валерами и Валериями.

После гибели сына Виктории Волович прошел не один десяток лет. Все знают – время лечит раны. Но кто сказал, что не болят рубцы?

Александрина ХРАПАКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *