Жизнь как игра

6 ноября на сцене Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова – премьера. Любителям театрального искусства будет представлен спектакль «Игрок», в основе которого роман Фёдора Михайловича Достоевского.

Режиссура и сценография главного режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств республики Беларусь Виталия Барковского. Художник по костюмам –
главный художник театра Светлана Архипова, балетмейстер – Елена Егорова.

Это второе обращение Виталия Барковского к творчеству Ф.М.Достоевского. Несколько лет назад им был поставлен удивительный «Дядюшкин сон» с заслуженными артистами Российской Федерации Ириной Головановой и Николаем Коншиным в главных ролях. Спектакль «Игрок» коллектив театра посвящает 200­летнему юбилею Фёдора Михайловича Достоевского.

Сегодня Виталий Барковский – гость «СН».

Почему «игрок»
и почему именно сейчас?

– Виталий Михайлович, для меня полным откровением стало Ваше обращение к роману, который не очень популярен на театре, сажем так. Если речь идёт о Достоевском, то это «Идиот», «Преступление и наказание» или «Дядюшкин сон». В конце концов, «Село Степанчиково и его обитатели». Даже на «Бесов» «замахнулись». А «Игрок», он как бы в стороне, хотя и роман автобиографический, и с его созданием связаны не самые радостные, но весьма значимые страницы из жизни писателя. Но Вы рискнули, хотя актуальность романа вместе с активной фазой болезни под названием «игромания», в общем­то ушли из России вместе с девяностыми.

– Во­первых, наша инсценировка не по роману «Игрок», а по мотивам этого романа. А во­вторых, и это главное, игра, как таковая, занимает основополагающее место в сегодняшней жизни. Так случилось, что игра стала средством реализации человека, поскольку способствует захвату им жизненного пространства. К сожалению, сегодня люди стали забывать, что хлеб насущный добывается потом и кровью, и в погоне за удовольствиями, за так называемой «красивой» жизнью, готовы отдать всё. Единственное, что их волнует, обижает и оскорбляет – это когда обходят на повороте, урвав кусок больше и слаще. Сегодня игра проникла во все сферы жизни. Если раньше соблюдались пропорции между трудом и благами за него положенными, то сегодня эта пропорция отсутствует. Человек перестал получать удовольствие от собственного труда. Он стал потребителем не только чужого труда, но и, отчасти, чужого удовольствия. Хотя счастья это не приносит. А поскольку азарт заложен в нас самой природой, игра, в определённой мере, становится спасением от жизненных невзгод.

Для Достоевского вступление в кружок петрашевцев было игрой в «Город солнца» Кампанеллы, а имитация казни социалистов­утопистов для властей тоже была игрой, но жестокой. Эти игры для Фёдора Михайловича не прошли даром. Согласитесь, что четыре года каторги – страшный жизненный опыт, который преследовал писателя всю оставшуюся жизнь. От страхов он избавлялся за игорным столом. Отсюда и его поездки в Баден­Баден, и посещения казино, где, проигравшись в пух и прах, он оставлял всё, вплоть до сюртука с жилеткой. Казино европейцами были придуманы для того, чтобы человек мог расслабиться и получить удовольствие. Игра стала институцией, влияющей на человеческую душу, стирающей духовные ориентиры.

– Если я Вас правильно поняла, в структуру инсценировки и, соответственно, в спектакль введён ещё один персонаж – писатель Достоевский?

– Да. Федор Михайлович присутствует в прологе спектакля и в его финале. Начинаем мы с того, что Достоевский спешно надиктовывает стенографистке роман «Игрок». У них осталось всего двадцать шесть дней. Если за это время роман не будет написан, все права на литературное наследие писателя перейдут к издателю за долги.То ли от усталости, то ли от разыгравшегося воображения, во сне или наяву, Фёдор Михайлович видит главного героя своего романа и всё, что с ним дальше происходит.

– «Игрок» – спектакль­предупреждение?

– Скорее, спектакль­размышление. Это грустные мысли по поводу мутации человека и как вернуть его в русло духовности. А ещё о том, до какой степени можно доверять проводникам или поводырям, кому как удобнее.

– Проводники – это тоже игра?

– Игра, которая работает на уровне неудовлетворённых эмоций, а они, между прочим, тоже ведут к определённому риску. Ведь наша жизнь в большой степени – рулетка. Игра – это крайнее средство выжить.

– Так играть или не играть?

– Не играть невозможно, потому, как я уже говорил, в человеческую природу заложен азарт. Просто играть нужно по правилам, которые, к сожалению, не всегда соблюдаются.

– Каково будущее Алексея Ивановича, если следовать за действием спектакля?

– Если бы ни стенографистка, затрудняюсь ответить. Но ей удалось совершить почти невозможное – очистить от шелухи мощь таланта великого писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского. Все его прошлые грехи и ошибки – издержки молодости.

Первое название романа «Игрок» – «Записки молодого человека», и в нашем спектакле Алексей Иванович –
Alter ego Фёдора Михайловича. В главной роли Евгений Ракицкий. стенографистка – Мария Вилюнова. В остальных ролях артисты театра, как представители старшего поколения, так и творческая молодёжь.

Ждём всех любителей театра и русской литературы на премьеру спектакля «Игрок», которая состоится 6 ноября на сцене Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова.

Беседовала Лариса РУСОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *